Igor CAVALERA  "На "Roots" я переосмыслил себя как ударника"

Игорь Кавалера о наследии альбома "Roots", бразильской металлической сцене и диджействе.

20-летие альбома Sepultura "Roots" прошло бы в дежурном режиме (пара ностальгических материалов под сноской "когда компьютеры были большими, а по MTV крутили музыку"), если бы братья Кавалера не решили закатить большой тур, в ходе которого пластинка будет исполняться целиком - впервые за все время. Отметить действительно есть что: "Roots", с одной стороны, начиненный этнической перкуссией и голосами бразильских аборигенов из племени шаванте, с другой - перехвативший знамя только-только народившегося нью-метала, и сейчас-то смотрится белой вороной в иконостасе тяжелой музыки, что уж говорить о 1996 годе. В канун московского концерта Звуки расспросили Игоря Кавалера о том, в каких условиях записывался легендарный альбом.

Звуки: Как вам вообще пришла идея играть "Roots" живьем?
Игорь: Это Макс придумал. Он связался со мной, и мы решили, что сейчас самое подходящее время сделать что-то такое. "Roots" совершенно особая для нас пластинка, очень важная часть нашей истории. При этом не было такого, чтобы мы играли все песни с альбома живьем, так что это еще и интересный вызов. И потом, далеко не у всех был шанс услышать эти вещи на концерте - а теперь будет.

Звуки: Вы помните момент, когда альбом только вышел? Отзывы на него тогда были самые разные, в том числе и скептические.
Игорь: Думаю, что "Roots" удивил многих. Должен был удивить, ведь мы много экспериментировали на нем, особенно с бразильской перкуссией. Но в конечном счете, альбом стал очень успешным. Этого мы никак не могли предвидеть.
Звуки: А было ощущение, что за этот альбом вам придется грудью стоять, доказывая свое право на эксперимент?
Игорь: Да, но поэтому он в итоге и выстрелил. Музыкант обязан идти на риск, пусть даже он не всегда будет окупится.
Звуки: Это мне как раз и нравится в истории "Roots" - вы же к тому времени были звездами первого эшелона в металле, стадионы могли собирать и продолжать выпускать одинаковые пластинки. А вместо этого записали программный альбом о бразильской культуре. Если вдуматься в идейном смысле он продолжает линию "Chaos A.D.": тот был посвящен новому мировому беспорядку, а "Roots" был как бы альтернативой - показывал то ценное, что стоило защищать от современного безумия.
Игорь: Можно и так сказать. Но основная идея "Roots" заключалась в том, чтобы показать, насколько мы, на самом деле, укоренены в бразильской музыке. Это было самым важным: заявить, что твоя история, то, откуда ты родом, может быть мощным источником вдохновения. Для многих, уверен, это было откровением, особенно для металлистов. Взять хотя бы блэк - до того все строго следовали канону блэк-металла, а после выхода "Roots" люди начали обращаться к норвежскому фольклору и тому подобным вещам. Мы открыли множество дверей для множество металлических групп.

Звуки: Путешествие в глубь дождевых лесов, к коренным племенам Южной Америки, само по себе способно произвести впечатление. Но вы же еще и тамошнюю перкуссию изучали. Насколько вы выросли в профессиональном смысле, работая над "Roots"? Есть ощущение, что на этом альбоме вы - как ударник - перешли на новый уровень?
Игорь: После "Roots" я переосмыслил себя как ударника. Потому что на этом альбоме мы сосредоточились именно на перкуссии, всю музыку выстраивали вокруг нее. В общем-то, я и в детстве увлекался бразильскими барабанами, но тут был совершенно особый момент.

Звуки: Что был о самым трудным, когда вы записывали "Roots"?
Игорь: (После короткой паузы) Трудно было определиться с концепцией, осознать, что она вообще есть. Мы же много разной музыки слушали, много чего нахватали с разных сторон. Но это как на любом другом альбоме: много времени приходится тратить на то, чтобы все сложилось вместе. прийти к какому-то результату. Но это всегда приятная "головоломка".

Звуки: Уже было ясно, что "Roots" станет для Sepultura последним альбомом в классическом составе? Трещины были видны?
Игорь: Нет, нет, мы очень профессионально к этому подходили. Все были сосредоточены на альбоме. Ни о чем другом тогда не думали.

Звуки: Хорошо, давайте вернемся в настоящее. Вы следите за бразильской тяжелой сценой? На кого из ваших соотечественников стоит обратить внимание?
Игорь: Да, и немало! Есть Test, грайндкорщики такие, моя любимая группа сейчас, пожалуй. Есть много молодых команд, например, Desalmado, тоже очень крутые. В Бразилии вообще много интересного искусства, и металл - не исключение.

Звуки: Уверен, не только я удивился, когда узнал, что вы занялись диджейством. Что сейчас происходит с Mixhell, вашим электронным проектом?
Игорь: О, ну это же вообще другая планета - релизы другие, другие площадки. Потому мне и весело этим заниматься, погружаешься в абсолютно другой мир, открывать для себя другие жанры. Mixhell - это просто еще один способ находить что-то новое, особенно в том, что касается ударных. Мы по-прежнему этим занимаемся.

Звуки: Не могу не спросить напоследок: не знаю, читали вы мемуары Крис Коннелли из Ministry и Revolting Cocks, но там он рассказывает, что во время совместных с вами гастролей (в начале 90-х) Макс схватил кого-то из них за грудки и не отпускал, пока тот не скажет, что Sepultura - его любимая группа. Было такое?
Игорь: Вполне могло быть. Я такого не помню, но мы тогда много чем злоупотребляли. Безумные были гастроли.

Max & Igor Cavalera Return to "Roots"
Москва, Yotaspace
11 декабря

17.11.2016, Дмитрий КУРКИН (ЗВУКИ РУ)