20-летие альбома Sepultura "Roots" прошло бы в дежурном режиме (пара ностальгических материалов под сноской "когда компьютеры были большими, а по MTV крутили музыку"), если бы братья Кавалера не решили закатить большой тур, в ходе которого пластинка будет исполняться целиком - впервые за все время. Отметить действительно есть что: "Roots", с одной стороны, начиненный этнической перкуссией и голосами бразильских аборигенов из племени шаванте, с другой - перехвативший знамя только-только народившегося нью-метала, и сейчас-то смотрится белой вороной в иконостасе тяжелой музыки, что уж говорить о 1996 годе. В канун московского концерта Звуки расспросили Игоря Кавалера о том, в каких условиях записывался легендарный альбом.
Звуки: Как вам вообще пришла идея играть "Roots" живьем?
Игорь: Это Макс придумал. Он связался со мной, и мы решили, что сейчас самое подходящее время сделать что-то такое. "Roots" совершенно особая для нас пластинка, очень важная часть нашей истории. При этом не было такого, чтобы мы играли все песни с альбома живьем, так что это еще и интересный вызов. И потом, далеко не у всех был шанс услышать эти вещи на концерте - а теперь будет.
Звуки: Вы помните момент, когда альбом только вышел? Отзывы на него тогда были самые разные, в том числе и скептические.
Игорь: Думаю, что "Roots" удивил многих. Должен был удивить, ведь мы много экспериментировали на нем, особенно с бразильской перкуссией. Но в конечном счете, альбом стал очень успешным. Этого мы никак не могли предвидеть.
Звуки: А было ощущение, что за этот альбом вам придется грудью стоять, доказывая свое право на эксперимент?
Игорь: Да, но поэтому он в итоге и выстрелил. Музыкант обязан идти на риск, пусть даже он не всегда будет окупится.
Звуки: Это мне как раз и нравится в истории "Roots" - вы же к тому времени были звездами первого эшелона в металле, стадионы могли собирать и продолжать выпускать одинаковые пластинки. А вместо этого записали программный альбом о бразильской культуре. Если вдуматься в идейном смысле он продолжает линию "Chaos A.D.": тот был посвящен новому мировому беспорядку, а "Roots" был как бы альтернативой - показывал то ценное, что стоило защищать от современного безумия.
Игорь: Можно и так сказать. Но основная идея "Roots" заключалась в том, чтобы показать, насколько мы, на самом деле, укоренены в бразильской музыке. Это было самым важным: заявить, что твоя история, то, откуда ты родом, может быть мощным источником вдохновения. Для многих, уверен, это было откровением, особенно для металлистов. Взять хотя бы блэк - до того все строго следовали канону блэк-металла, а после выхода "Roots" люди начали обращаться к норвежскому фольклору и тому подобным вещам. Мы открыли множество дверей для множество металлических групп.
Звуки: Путешествие в глубь дождевых лесов, к коренным племенам Южной Америки, само по себе способно произвести впечатление. Но вы же еще и тамошнюю перкуссию изучали. Насколько вы выросли в профессиональном смысле, работая над "Roots"? Есть ощущение, что на этом альбоме вы - как ударник - перешли на новый уровень?
Игорь: После "Roots" я переосмыслил себя как ударника. Потому что на этом альбоме мы сосредоточились именно на перкуссии, всю музыку выстраивали вокруг нее. В общем-то, я и в детстве увлекался бразильскими барабанами, но тут был совершенно особый момент.
Звуки: Что был о самым трудным, когда вы записывали "Roots"?
Игорь: (После короткой паузы) Трудно было определиться с концепцией, осознать, что она вообще есть. Мы же много разной музыки слушали, много чего нахватали с разных сторон. Но это как на любом другом альбоме: много времени приходится тратить на то, чтобы все сложилось вместе. прийти к какому-то результату. Но это всегда приятная "головоломка".
Звуки: Уже было ясно, что "Roots" станет для Sepultura последним альбомом в классическом составе? Трещины были видны?
Игорь: Нет, нет, мы очень профессионально к этому подходили. Все были сосредоточены на альбоме. Ни о чем другом тогда не думали.
Звуки: Хорошо, давайте вернемся в настоящее. Вы следите за бразильской тяжелой сценой? На кого из ваших соотечественников стоит обратить внимание?
Игорь: Да, и немало! Есть Test, грайндкорщики такие, моя любимая группа сейчас, пожалуй. Есть много молодых команд, например, Desalmado, тоже очень крутые. В Бразилии вообще много интересного искусства, и металл - не исключение.
Звуки: Уверен, не только я удивился, когда узнал, что вы занялись диджейством. Что сейчас происходит с Mixhell, вашим электронным проектом?
Игорь: О, ну это же вообще другая планета - релизы другие, другие площадки. Потому мне и весело этим заниматься, погружаешься в абсолютно другой мир, открывать для себя другие жанры. Mixhell - это просто еще один способ находить что-то новое, особенно в том, что касается ударных. Мы по-прежнему этим занимаемся.
Звуки: Не могу не спросить напоследок: не знаю, читали вы мемуары Крис Коннелли из Ministry и Revolting Cocks, но там он рассказывает, что во время совместных с вами гастролей (в начале 90-х) Макс схватил кого-то из них за грудки и не отпускал, пока тот не скажет, что Sepultura - его любимая группа. Было такое?
Игорь: Вполне могло быть. Я такого не помню, но мы тогда много чем злоупотребляли. Безумные были гастроли.
Max & Igor Cavalera Return to "Roots"
Москва, Yotaspace
11 декабря
1934 – Родился пионер электронной музыки, изобретатель первого синтезатора Роберт Артур Моуг. В 2002 году получил премию Грэмми за создание синтезатора Minimoog »»
Mac WISEMAN (1925)
Rosemary CLOONEY (1928)
Daniel HUMAIR (1938)
Marvin STAMM (1939)
General JOHNSON (1943)
Dick SHURMAN (1950)
Daithi SPROULE (1950)
Luka BLOOM (1955)