Ник Кейв, M.I.A. и Буерак - разбираемся, что из сентябрьских новинок можно и нужно слушать.
5. M.I.A. "AIM"
В начале нулевых она была достоянием английского андерграунда, к началу десятых - запоминающейся и нетипичной поп-звездой с набором всемирно известных синглов. Но сейчас M.I.A., рэперша с тамильскими корнями, выпускает "AIM" - пластинку, которую общественность ждала больше года, которая должна была стать примером социально-политической критики в современном хип-хопе, которой Майя планирует закончить музыкальную карьеру. Если рэперша сдержит своё слово и действительно больше не вернётся в мир музыки, то лебединая песня не удалась. От слова "совсем". Во-первых, "AIM" гораздо скучнее своих предшественников: былая свежесть и цепкость Майи осталась где-то далеко позади, на новом материале слышится усталость дюжины-другой продюсеров, которые время от времени помогают Майе реализовывать идеи. Сама исполнительница будто бы больше заинтересована в промоушене "AIM", нежели в его качестве - за сравнительно долгую карьеру Майя никогда не писала тексты к песням настолько лениво, дешёво и несфокусированно. В лучшем случае, "AIM" - неудавшаяся попытка звучать доступно для большинства и остаться в поле видимости ценителей музыки, а в худшем - показатель творческого истощения и желания продать сборник посредственных демок любому слушателю без определенных мер вкуса и интуиции.
Ключевые композиции: "Borders", "A.M.P."
4.Буерак "Танцы По Расчёту
"Танцы по Расчёту", первый полноформатный альбом новосибирских пост-панков, длится скромные восемнадцать минут - Буерак объясняют продолжительность пластинки тем, что композиции связаны между собой, а чего-то лишнего между ними не требуется. Спели музыканты про то, "от чего им весело, противно и грустно". И получилась достойная внимания вещь. Буерак пишут легкий джангл-поп с искрометными, в меру раздолбайскими и в меру аморфными текстами, а получаются эдакие The Feelies с карточным домиком вместо мощного фундамента и с нуля созданной самоиронией. Легко понять, почему на концерты Буерак ходят люди: в текстах группы легко найти лирического персонажа, чья судьба перекликается с твоей собственной, да и состаренный звук не мешает фантазировать по ходу развития музыки. Одна беда у новосибирцев - кроме зарисовок современного "Героя нашего времени" группе пока предложить абсолютно нечего.
Ключевые композиции: "Побитый интеллигент", "Страсть к курению"
3. Cass McCombs "Mangy Love"
Если бы небезызвестный лидер группы Xiu Xiu Джейми Стюарт (Jamie Stewart) избавился от пары-тройки психологических диагнозов, обзавелся любящей жёнушкой, детьми, домом в пригороде и вместительным авто, то получился бы Касс Маккомбс (Cass McCombs) нынешней формы. Чикагского автора песен и исполнителя неоднократно выделяли среди лучших инди-музыкантов поколения, но к титулам прошлых врёмен Маккомбс хочет приписать и искромётную едкость под шелковой вуалью. Альбом "Mangy Love" певец открывает метафорой об элитарном расистком государстве, затем весьма тонко подмечает грани человеческой истерики, потом и вовсе обвиняет современное общество в мизогинии. Пластинка длится час, но за этот срок Маккомбс ни разу не срывается на вопли или крик: он будто бы исполняет колыбельные с налётом фолка и кантри, пронизанные разочарованием, отчаянием и горечью. И ведь снова получается: в солидной дискографии Маккомбса не было провалов, а "Mangy Love" и вовсе поднимает планку качества.
Ключевые композиции: "Bum Bum Bum", "Laughter Is The Best Medicine", "It"
2. serpentwithfeet - "blisters"
Уроженец Балтимора, нынешний житель Нью-Йорка Джосиа Вайс (Josiah Wise) - ключевой элемент музыкальной квир-сцены восточного побережья. Известный парочкой пространных перфомансов, музыкант взял себе псевдоним serpentwithfeet (буквально: змей с ногами), позвал на помощь звукоинженера, мастера дарк-эмбиента и в недалёком прошлом коллаборатора певицы Бьорк The Haxan Cloak и решил заняться первым студийным материалом в своей карьере. "blisters" - всего лишь мини-альбом на пять песен, который длится около двадцати минут, но даже за такое время Вайс заставляет Джеймса Блейка краснеть за последние труды, а Фрэнка Оушена - одобрительно кивать. С минималистичными оркестровыми инструменталами и присущей Оушену прямолинейностью в выражении своих хрупких эмоций, Вайс выходит победителем в неравной игре. Он мало того что усваивает уроки товарищей по цеху (о нео-соуле и современных формах госпела), он успевает добавить в эти жанровые цепочки щепоть своих личных переживаний, которые, несомненно, еще сделают serpentwithfeet популярным за пределами нью-йоркской квир-тусовки.
Ключевые композиции: "blisters", "four ethers", "redemption"
1. Nick Cave & The Bad Seeds "Skeleton Tree"
Когда Ник Кейв и его группа The Bad Seeds выпустили угрюмый и в то же время по-светлому ностальгический "Push The Sky Away" три года назад, никто бы в жизни не подумал, что к следующему альбому команда подойдёт в таком состоянии. Да и далеко ходить не надо: кто ж думал, что "Blackstar" Дэвида Боуи - не очередной виток в калейдоскопической карьере, а встреча со смертью лицом к лицу? Кейв же очень болезненно переживает смерть пятнадцатилетнего сына, и на "Skeleton Tree" это не то что заметно - горечью утраты пронизана каждая секунда альбома. Знающие творчество именитого австралийца сразу же заметят радикальные перемены: Ник Кейв никогда не звучал так беспомощно, слезливо и ужасающе проникновенно. Его маниакальная хрипотца не может скрыть того спектра эмоций, которые музыкант пережил и переживает по сей день. При этом аккомпанемент стал разнообразнее: The Bad Seeds умело заигрывают с дроуном, эмбиентом и шумовой музыкой, терменвокс на "Jesus Alone" подчеркивает потустороннее ощущение, которое остаётся на страже слушателя до победного конца. "Skeleton Tree" - невероятный сгусток эмоций, и следить за последовательностью здесь нет никакого смысла. Альбом не о сформированном мироощущении, он исключительно об осознании утраты и проявлении истинных чувств. И в этом "Skeleton Tree" гораздо сильнее, чем можно предположить.
Ключевые композиции: "Jesus Alone", "Girl In Amber", "I Need You"
Frank WESS (1922)
John MCLAUGHLIN (1942)
Arthur CONLEY (1946)
Chris CUTLER (1947)
Eugene CHADBOURNE (1954)
Nels CLINE (1956)
Bernard SUMNER (1956)
Michael STIPE (1960)