Прошло уже без малого 12 лет с того момента, как авария, случившаяся ранним
утром 15 августа 90-го года на Рижском шоссе, унесла жизнь самого, пожалуй,
культового героя российской рок-сцены - Виктора Цоя. Помню, что
сообщение об этой трагедии я услышала, находясь в гостях у институтских
однокашников весьма далеко от Москвы и тогдашнего еще Ленинграда - в городе
Чирчике, что в 40 км от Ташкента. Тогда даже не сразу поверилось в услышанное,
поскольку прозвучало это сообщение в программе "Время", официальнее которой
была тогда, пожалуй, только передача "Ленинский университет миллионов". Трудно
было даже вообразить, что про гибель лидера группы Кино будут говорить
так же, как и про кончину какого-нибудь государственного деятеля. А спустя два
года в Лужниках состоялся большой концерт памяти Виктора, в котором приняли
участие многие его друзья и коллеги: Алиса, ДДТ, Бригада С, Наутилус,
ЧайФ и другие. Огромная Большая спортивная арена была забита тысячами
поклонников группы 'Кино'. Тогда Цою исполнилось всего лишь 30...
С того момента минуло целых 10 лет - срок, за который многие исполнители
бывают преданы полному забвению. Однако, слава богу, этого нельзя сказать о
'Кино' и о самом Викторе. В день его сорокалетия, 21 июня, в Питерском СКК
вновь собрались те, кому имя Цоя по-прежнему дорого. Правда, зрителей собралось
несколько поменьше, чем на памятном московском концерте, но, возможно, это лишь
по причине предстоящего через день фестиваля 'Окна открой', практически с теми
же приглашенными гостями. На самом деле, афиша радовала "звездными" именами:
те же 'Алиса' и 'ДДТ', тот же Гарик, но уже с Неприкасаемыми, а также
АукцЫон, Ва-Банкъ, Телевизор, Чиж и Ко, Разные люди, Текиладжаззз, Агата
Кристи, Король и Шут, не заявленный заранее, но спешно внесенный в список
выступающих. Для "полного счастья" не хватало разве что Борис Борисыча,
куда-то опять уехавшего, да Бутусова, выступление которого не
планировалось, поскольку в его новом проекте Ю-Питер, как известно,
участвует Георгий (он же Юрий) Каспарян, бывший "киношный"
гитарист, находящийся сейчас, как и все остальные музыканты группы, в конфликте
с Марьяной Цой, организовавшей нынешний "День рождения Виктора Цоя".
Тем не менее, открылся концерт выступлением коллектива под названием
Рыбин-бэнд, названный по имени его лидера Алексея Рыбина,
участника самого первого "киношного" состава. Впрочем, некоторые уже стали
подзабывать об этом, поскольку несколько человек с удивлением пытались
выяснить: неужели группа Дюна сменила свой имидж и репертуар?
Понятно, что из-за большого числа участников концерта время их выступления
было ограничено, что, конечно, несколько ломало кайф от происходящего. Тем не
менее, все отработали на "полную катушку". Меня, к примеру, порадовал Миша
Борзыкин, вышедший на сцену в той же красно-белой полосатой курточке, что и
во времена "папы-фашиста", и напомнивший о "звездном часе" 'Телевизора'.
Конечно, глупо было бы думать, что эта акция превратится в некое подобие "Кинопроб" - к счастью, никого не принуждали обязательно исполнять цоевские произведения, поэтому многие ограничились собственным репертуаром, что иногда значительно приятнее слушать, чем неудачные "перепевки". Каверы же, которые, на мой взгляд, удались и даже, возможно, прозвучали лучше оригинала (да простят меня киноманы) - это 'Ты был когда-то битником', с мощным шевчуковким вокалом и сильным инструменталом 'ДДТ', и 'Мама, мы все тяжело больны' в исполнении экстремального 'Ва-Банка', которую даже не сразу можно было узнать. К тому же, песня несколько двусмысленно воспринималась при взгляде на новую прическу Скляра, сделаную под впечатлением от внешнего вида некоторых участников футбольного чемпионата.
Возможно, имена некоторых приглашенных музыкантов и вызвали некоторые сомнения в плане их отношения к группе 'Кино', но развеять их помог ведущий действа - известный музыкальный критик Артемий Троицкий. Так, к примеру, по поводу Агаты Кристи было сказано, что в песнях братьев Самойловых, которые не то, что никогда не выступали вместе с Цоем, но даже и не были с ним знакомы, продолжается тема, поднятая когда-то в песне 'Транквилизатор', и т.д. в том же духе. Именно с Артемом, как с человеком, сыгравшим немалую роль в пропаганде российской рок-музыки, и чье мнение по этому вопросу всегда интересно выслушать, я и решила поговорить о том, что же это был за феномен - группа 'Кино' и Виктор Цой.
Звуки.Ru: - Удивительно, не правда ли, но 'Кино' любили все - и девочки, слушавшие Ласковый май, и панки, и "металлисты". Другой такой всенародной любви, пожалуй, не смогла повторить ни одна российская рок-группа, это можно как-то объяснить?
Артем Троицкий: - Группа 'Кино' - это группа феноменальная, и то, что
за время, прошедшее после смерти Цоя, она не стала менее популярной - это
удивительная вещь. Если проводить какие-то аналогии с западными, то можно
вспомнить Doors, Beatles - группы, которые никак не стареют со временем.
У всех этих групп были какие-то универсальные достоинства, которые с годами не
то что не тускнеют, в становятся еще более отчетливыми. Скажем, если говорить
о Beatles - то это фантастические мелодии, хотя, естественно, их лирика сейчас
звучит очень наивно. Но их мелодии, их музыка, - вечны и классичны. Если
говорить о Doors - то это как раз лирика Джима Моррисона, его
удивительный голос, его феерическая, харизматическая фигура. Что же касается
Цоя, то он объединил в каком-то смысле и то, и другое достоинства, о которых я
только что говорил.
С одной стороны, Цой - несомненный харизматик, то есть очень специальный
человек, необычный, экзотический, очень цельный и сильный. Человек, на котором
большими буквами было написано "ГЕРОЙ" - как на детских бескозырках. Вот Цой
был именно такой "герой"! Надо сказать, что, помимо него, у нас таких
"патентованных" героических фигур в рок-н-ролле нет и не было. Все остальные -
они могли быть "тоньше" Цоя, могли быть музыкальнее, могли писать более
замысловатые и более вдумчивые стихи и прочая-прочая. Но вот такого
100-процентного мифологического харизматика не было! Это одно.
Второе - это то, что песни 'Кино', на самом деле, очень "специальные". Я как-то
общался с одним очень известным американским рок-критиком Робертом
Крисби, которому сначала Джоанна Стингрей, а потом и я завезли
большое количество всяких альбомов русского рока - это было где-то в конце 80-х
годов. И надо сказать, что из всего этого он обратил внимание только на две
группы - Центр и 'Кино', - причем, в первую очередь, на 'Кино'. При
этом, он, естественно, не понимал ни одного слова, но отметил, что это очень
мощно и очень своеобразно.
Я могу лишь добавить, что практически каждая песня 'Кино' - это
законченный гимн. Это песни, которые очень мощно построены мелодически и
гармонически и идеально "выстреливают". Это песни, которые хочется петь хором,
слова которых хочется повторять. В этом, несомненно, заслуга лирики Цоя.
Естественно, она проще, чем у Гребенщикова, Шевчука, я уж не говорю о
сегодняшних "сюрных" группах, "образно-аллегорических", "метафорических" и т.
д. У него все очень просто, но, что называется, "по делу". Его слова очень
легко запоминаются, потому что они всегда логичны, и за ними всегда стоит очень
четкий образ или очень четкое действие. Я думаю, что Цой никогда не задумывался
об этом, когда писал свои песни, - просто он был от бога, от природы одаренным
человеком - он писал это все интуитивно, а получалось замечательно.
Песни
Цоя очень безыскусны, в отличие от песен Гребенщикова и других людей, с
которыми его ставят в один ряд. Поэтому всегда говорят о том, что 'Кино' - это
очень искренняя группа. Меня уже спросило сегодня местное телевидение, почему у
нас не было другой такой искренней группы, как 'Кино'. Я сказал, что у нас, в
общем-то, таких групп полно, и они все искренни, но, естественно, каждый
по-своему. Вот искренность Цоя - она, во многом, в этой самой простоте и
безыскусности, что как раз и понимается как высшая искренность.
Звуки.Ru: - Страшно звучит, но, может быть, та трагическая авария, унесшая жизнь Виктора, случилась вовремя и позволила ему уйти и остаться в памяти людей тем самым рок-героем, а не скатиться впоследствии в "попсу", не заняться шоу-бизнесом, как это случилось с некоторыми?
Артем Троицкий: - Мне трудно об этом сказать. Это такая популярная тема: вовремя ли умер Высоцкий, а что бы Высоцкий делал теперь? Аналогичные вопросы и о Саше Башлачеве, о Майке... Я не думаю, что Цой "скурвился" бы и стал бы писать плохие песни, или стал бы "попсовиком" или "скучным пенсионером". Или, например, стал бы кем-то типа Кости Никольского и пел бы 20 лет одни и те же песни. Думаю, что он продолжал бы писать хорошие песни, имел бы успех, и все бы у него было в порядке. В этом смысле, его можно сравнить с теми же Кинчевым или Гребенщиковым. Другое дело, что и тот, и другой - они пережили свою эпоху, а Цой не пережил. И в этом, с одной стороны, его трагедия, а с другой - счастье.
Звуки.Ru: - А кого из участников сегодняшнего концерта можно было бы назвать продолжателем традиций группы 'Кино'? Не по их музыке или текстам, конечно, а, в первую очередь, по духу, по энергетике выступления, по силе воздействия на публику?
Артем Троицкий: - По духу?.. (задумывается) Как ни странно, думаю, что
это Король и Шут. На самом деле, это абсолютно не "моя" группа, потому
что я просто уже давно 'выпал' из той возрастной категории, когда балдеют от
таких групп, как 'Король и Шут'. Но у Горшка (Михаила Горшенева - прим.)
и у группы есть та степень энергетики, та степень такой наглой
всепродавливающей мощи, которая была у 'Кино', и поэтому их так воспринимают и
поэтому я бы назвал их "энергетическими" продолжателями "цоевского" дела, хотя
говорить о содержательной стороне вопроса тут смысла не имеет вообще.
И связано это с тем, что сейчас уже совершенно другое время - сейчас не
нужны такие песни, какие пел Витя Цой, это были песни к тому настроению, к тому
времени и т. д. Я не уверен, что сейчас нужны такие песни, которые поет 'Король
и Шут', но, по крайней мере, это честная группа - в том смысле, что она взяла
от себя всю энергетическую оболочку рок-н-ролла и при этом низвела до уровня
чистой хохмы его содержательную сторону. И я считаю, что это "по честному",
это вполне соответствует тому месту, которое занимает рок-музыка, в частности,
русский рок, в нашей сегодняшней жизни. Это уже давно перестало быть серьезным!
Свое подтверждение эти слова получили буквально через некоторое время, когда Горшок выскочил на сцену вместе с Разными людьми, и вместе с Чернецким заорал "Нажраться водки и трахнуть бабу!" Складывалось впечатление, что эта песня давно уже входит в репертуар "КиШей", настолько органично она сочеталась с внешним обликом нового молодежного кумира. А в силе "всепродавливающей мощи" можно было убедиться, услышав команды по рации на усиление охраны перед выступлением 'Короля и Шута'. Впрочем, это была лишь предосторожность, поскольку атмосфера была очень дружелюбная, как в зале, так и за кулисами. Музыканты, многие из которых не виделись по году и больше, искренне радовались при встрече, обнимались, расспрашивали друг друга о работе и жизни - казалось, что в этот день вернулось то самое время "рок-н-ролльного" братства, о котором с такой ностальгией вспоминали герои моих интервью о 10-летии акции "Все это рок-н-ролл". Жаль, но, видимо, придется признать-таки, что те времена безвозвратно ушли, и все чаще стали собираться вместе на похоронах и отмечать юбилеи тех, кого уже никогда не вернуть:
Кино - легендарные ленинградские рокеры "новой волны"
Подробности из жизни:
Состав
Виктор Цой - вокал
Юрий Каспарян - Гитара
Игорь Тихомиров - бас-гитара
Георгий Гурьянов - ударные
Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но в 1981 году решила создать Ленинградский рок-клуб, чтобы все опасные элементы были в одном месте и на виду. Вскоре у влиятельных представителей ЛРК получают одобрение будущие легенды русского рока - "Кино".
Днем Рождения коллектива принято считать 1982 год. Устав от крымского безделья Виктор Цой и его друзья создают группу "Гарин и Гиперболоиды", которую вскоре переименовывают в "Кино". Под чутким руководством Бориса Гребенщикова и при участии всех музыкантов "Аквариума", летом того же года ансамбль Цоя записывает свой первый альбом. Называют его "45" - по общей продолжительности 13 песен в минутах. Запись медленно но верно распространяется по СССР. Совковые слушатели ставят "Кино" свой приговор - жизненно. Группе быть. Квартирники и гастроли сыпятся как из мешка. Кадровые перестановки не проходят…
1944 – Родился Джон Денсмор, барабанщик The Doors. Единственный из живых участников "Дверей", кто не разрешает использование песен группы в рекламе и запрещает ее реинкарнацию под старым именем »»
1951 – Родился Жако Пасториус - джазовый басист, участник группы Weather Report. Лучшие бас-гитаристы мира называют его своим учителем »»
1956 – В Крестоне, штат Айова родилась Джулия Круз - певица, нежный голос которой озвучил культовый сериал "Твин Пикс" »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
1959 – Родился Гарик Сукачев - лидер групп Бригада С и Неприкасаемые »»
John BUNCH (1921)
Dick JOHNSON (1925)
Lou RAWLS (1935)
John DENSMORE (1944)
Bette MIDLER (1945)
Jaco PASTORIUS (1951)
Boyd RICE (1956)
Гарик СУКАЧЕВ (1959)
Steve JANSEN (1959)
Гавриил СЕТКИН (1969)