Миссия выполнима: после 10 лет и примерно тысячи хороших, плохих, выдающихся, обыкновенных и великих сетов 11-й фестиваль Osheaga Music and Arts Festival финишировал на безо всякого преувеличения эпической ноте - прозвучавшей в Канаде впервые за 19 лет песни "Creep" в исполнении группы Radiohead. Этому, как водится, предшествовали три упоительных дня и 30 часов музыки с перерывом на сон и пару похмельных бранчей: шесть сцен, 110 артистов, как минимум две кавер-версии коэновской "Chelsea Hotel #2", 135 тысяч зрителей, пятый солд-аут подряд - все как всегда и все как в первый раз.
Мой первый раз случился именно что 10 лет назад, когда Osheaga только дебютировала на карте североамериканских опен-эйров (изменившейся с тех пор радикальнее, чем резюме Мэттью МакКонахи), и начинался точно так же, как одиннадцатый: первую остановку на территории парка Жана Драпо я и тогда, и сейчас сделал в разгар сета Wolf Parade. К 10-летию фестиваля (и своей влиятельной дебютной пластинки "Apologies to the Queen Mary") местные инди-идолы подошли отдохнувшими (последние пять лет группа провела в творческом отпуске) и в недурной форме, особенно очевидной на сыгранных последними "This Heart's on Fire" и "I'll Believe in Anything" с альбома-юбиляра.
Обратив внимание на то, что Osheaga едва ли не впервые в истории встретила умеренной (то есть, не сатанинской) жарой и уверенным (но не убийственным) солнцепеком, нельзя было не заметить и то, как подешевели за эти годы акции Bloc Party. Когда-то ходившие в лидерах так называемого ретророка (и хедлайнерах Osheaga 2007), англичане были вынуждены довольствоваться кратковременным дневным сетом на третьей сцене - которого, впрочем, вполне хватило на всю обязательную программу, от "Banquet" до "The Love Within", и внезапное признание солиста Келе Окереке (Kele Okereke): "Знаете, что я хочу, оказываясь в Монреале? I wanna get hiiiigh!"
Пока фестиваль набирал обороты, вдруг активизировались энтузиасты, поливавшие зрителей водой из шлангов: Окереке прямым текстом попросил их поумерить пыл, а вот за аудиторию Half Moon Run вступиться было некому. За два года, разделивших этот и предыдущий фестивальные сеты группы, ее статус - по крайней мере, в родном городе - изменился радикально: отыграв весной четыре аншлаговых концерта в местном "Метрополисе", Half Moon Run осторожно напрашиваются на славу новых Arcade Fire. Но пока не во весь голос - на Osheaga их песни, продолжающие осваивать дистанцию от Alt-J до Патрика Уотсона, срабатывали через одну (и под них не особенно хотелось ни мокнуть, ни get high).
Игравшая следом группа The Lumineers - это, как и следовало ожидать, стадионный фолк в его худшем (но отчего-то крайне востребованном в последние годы) виде, а вот пятничные хедлайнеры Red Hot Chili Peppers превзошли самые смелые ожидания - в моем случае еще и завышенные стараниями нового альбома "The Getaway", который мне страшно нравится. "Я думал, я размышлял, я погружался в мысли, - заявил в самом начале шоу подозрительно одетый Энтони Кидис (Anthony Kiedis). - И пришел к выводу, что люблю Канаду".
И, кажется, не соврал: из всех шоу RHCP, которые я видел за последние 17 лет, это оказалось мощнейшим. Старый приятель Фли (Flea) радовал расцветкой штанов и спорадическим конферсансом (по ходу которого выяснилось, в частности, что он фанат выступавшего в это же время Винса Стейплса), гитарист Джош Клингхоффер (Josh Klinghoffer) - завидной сыгранностью с коллегами, а Кидис - уже тем, что он есть и он такой один. Промчавшись по своему бэк-каталогу грандиозным галопом (от "Can't Stop" с обязательным intro-джемом до "Give It Away" с фрагментом из "Break on Through" The Doors), Red Hot Chili Peppers ответили на все жалобы по поводу их как хедлайнеров "неуместности" и "устарелости". Еще раз, с выражением: всем бы так постареть.
Субботний лайнап Osheaga был самым сбалансированным: не реши я прийти на фестиваль с дочерью, мое пребывание в парке Жана Драпо имело бы все основания растянуться на весь день. Как бы то ни было, сет группы Daughter - отличное (и символичное) начало дня: подобно Half Moon Run и другим интеллигентным группам, играющим не на полной громкости, английскому трио было нелегко конкурировать с болтовней разгоряченных солнцем и допингами зрителей, но его новый материал - звучащий мечтательнее, плотнее и да, громче старого - решил дело в пользу группы (которой, по-моему, отчаянно не хватает среди номинантов Mercury Prize).
Выступления The Barr Brothers и The Arcs на главных сценах я застаю по касательной, а вот к началу сета Best Coast на "зеленой" сцене тороплюсь и успеваю. Их предыдущая инкарнация - по-калифорнийски безоблачный инди-поп - была хороша, но и на теперешнюю - аналогичного происхождения бодрый поп-панк - жаловаться грешно. Начав с двух сильнейших песен со своего последнего альбома, "Heaven Sent" и "So Unaware", Best Coast на протяжении следующих 40 минут воскрешали в памяти золотые стандарты лихих девяностых - времен выхода х/ф "Магазин "Империя", дебюта русского MTV и расцвета групп в диапазоне от Garbage до No Doubt.
Еще более очевидной победой увенчался первый монреальский концерт The Last Shadow Puppets (на той же "зеленой" сцене, в присутствии преступно скромной аудитории - большинство разбежалось по сетам Haim и Kaytranada). Всего пару лет назад закрывавший Osheaga в составе Arctic Monkeys, Алекс Тернер (Alex Turner) вновь предстал в образе британского Элвиса и звучал не так здорово, как в прошлый раз, но достаточно убедительно - особенно на старинных "The Age of the Understatement" (что бы мы все делали без Эннио Морриконе), "Meeting Place" и "Standing Next to Me". Были и струнные, не обошлось и без Коэна (причем - очко за оригинальность - "Is This What You Wanted") - в общем, этого стоило дождаться.
Зачастившие в Монреаль Death Cab for Cutie исправили ошибку недавнего шоу в Bell Centre, закончив свой сет душеспасительной "Transatlanticism", ну а главная героиня дня Лана Дель Рей (Lana Del Rey) и вовсе рассчиталась за все былые грехи. Доселе присутствовавшая в моей жизни несколькими очень хорошими песнями и двумя очень плохими концертами в том же Bell Centre, Лана вновь продемонстрировала, что она не икона феминизма (показывавшие ее - и только ее - камеры изощрялись совершенно порнографическими планами), и впервые доказала, что умеет не только играть bad girl, но и прилично петь живьем (в том числе, ту самую "Chelsea Hotel" и, что совсем уж невероятно, мою любимую "Yayo").
Третий день Osheaga стартовал бодрее, чем кто-либо рассчитывал (сыгранная Foals "What Went Down" - highlight всего уик-энда), и был щедр на маленькие радости: первобытные пляски под "Venus Fly" простуженной Grimes, жаркий соул будущего номинанта на чертову тучу "Грэмми" Леона Бриджеса (Leon Bridges), кавер-версия "Where Is My Mind?" от Nothing But Thieves, убойная серия из "Go!", "Midnight City", "Outro" и "Couleurs" в исполнении M83. Но не будем притворяться: и для меня, и для подавляющегося большинства оказавшихся в парке Жана Драпо в воскресенье все это было более или менее затянувшимся разогревом перед хедлайнерским сетом группы, которую с нетерпением ждут всегда и повсюду.
Не буду и врать: монреальский концерт Radiohead был велик - но не стал классическим, как их же шоу в нью-йоркском Madison Square Garden несколькими днями ранее. Оказавшись в Новом свете впервые с 2012 года, под сводами The Garden англичане расщедрились на песни вроде "Planet Telex", "No Surprises", "The National Anthem", "Street Spirit (Fade Out)" и - впервые за десять лет - "Let Down", за два с лишним часа в очередной раз убедив в том, что любая другая группа - в свой лучший день, с идеальным сетлистом - на уровень Radiohead в лучшем случае покушается.
Выступление Radiohead на Osheaga в этом, понятно, не разубедило, но на фанатских нервах поиграло изрядно. Выйдя на сцену раньше, чем планировалось, вскоре после окончания диджейского сета Gramatik (заявленные вторыми с конца Disclosure застряли в дороге), Radiohead начали так же, как в Нью-Йорке: с фрагмента интервью с Ниной Симон ("Что для меня свобода? Отсутствие страха"), лишившейся скрипочек версии "Burn the Witch" и еще нескольких песен с лучшего альбома года (в The Garden - четырех, в парке Жана Драпо - двух). После чего на протяжении доброго часа компенсировали отсутствие полноценной группы поддержки, разогревая самих себя (то есть, предпочитая "краудплизерам" собственные любимые песни в диапазоне от "Bodysnatchers" до "Feral" и "The Gloaming").
Спору нет, звучали они при этом превосходно, а сыгранные друг за другом "Reckoner" и "Pyramid Song" пролились бальзамом на душу, но по-настоящему концерт Radiohead начался уже в ночи, с проверенной связки из "Everything in Its Right Place" и "Idioteque", за которыми последовали "There There" и совершенно титанический бис, практически целиком состоявший из песен с "OK Computer". "Let Down" в сетлистах Radiohead, похоже, прижилась, без "Paranoid Android" они уже давно немыслимы, на "Exit Music (for a Film)" все затаили дыхание, а "Karma Police" пропели так здорово, что доселе саркастичный Том Йорк (Thom Yorke) выдал широчайшую из улыбок, на которую способен, и спел припев еще раз.
Вероятно, именно в этот момент было принято решение сыграть на прощание не "The National Anthem" со "Street Spirit", а "Lotus Flower" с "Creep" - чтобы Йорк мог в свое удовольствие подергаться у микрофона, а весь вечер колдовавший над полудюжиной инструментов Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood) - со святой простотой и слегка комическим остервенением подергать струны гитары, пока 50-тысячная аудитория живописно сходила с ума. Ничего подобного - настолько эйфорического, настолько экстатического, настолько эпического - я в 10-летней истории Osheaga Music and Arts Festival не припомню.
Osheaga Vol. 12 меж тем уже не за горами - парк Жана Драпо закрывается на реконструкцию, поэтому организаторам фестиваля придется найти ему новую - хочется верить, что временную - прописку. И, конечно, хедлайнеров, которые попробуют не уронить планку, установленную Radiohead, RHCP и Ланой Дель Рей (опять-таки впервые на моей памяти самые убедительные фестивальные сеты отыграли именно хедлайнеры). Голосую за Сию (Sia), Pixies и Coldplay.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)