PLAID  Целебный эффект

Питомцы лейбла Warp везут в Москву программу с новой пластинки, лучшей за 15 лет.

Британские электронщики Plaid выступали в России еще до наступления клубного бума, а значит и отношение к ним здесь особое. Года до 2003-го (то есть примерно до фестиваля "Мегаполис пульс" с участием Unkle Sounds, Up Bustle & Out, Beans, Fat Truckers, Jolly Music и так далее) каждый концерт заезжего музыканта был важным, как пишут сейчас в соцсетях, "life event". Историей разовой и немедленно обрастающей легендами. Одни счастливцы рассказывали про "Бритронику", другие про The Orb и Green Velvet на пятилетии "Птюча", третьи – про Smashing Pumpkins в "Горбушке" или Red Snapper в "Точке", которая тогда ютилась в районе улицы 1905 года.

Тогда событием был даже диджей-сет какого-нибудь безвестного британца, а тут самые настоящие звезды лейбла Warp, да еще и с новым альбомом (как оказалось позже, "Double Figure" и вовсе стал лучшим в их длинной дискографии). Тогда всё было в новинку и в диковинку – и загадочные манипуляции за огромным пультом, и формат "аудиовизуального шоу". Конечно же, в "Тоннах" был аншлаг, даже несмотря на то, что в тот же день в Лужниках выступали Rammstein. Это сегодня любой промоутер скажет вам, что пересечение аудитории здесь минимальное, а тогда, в условиях тотального дефицита зрелищ, пропустить одних или других было упущением.

С тех пор у Plaid с Россией завязались тёплые отношения. В графике их каждого концертного турне непременно значились Москва и Питер (а то и не один раз), Эд Хэндли и Энди Тёрнер (Ed Handley, Andy Turner) завели дружбу с группой Ёлочные Игрушки, в общем стали здесь "своими в доску". При этом их статус, как в общем и статус всех айдиэмщиков из девяностых, за это время сильно менялся. За хитовым диском "Double Figure" последовали довольно спорные и не в меру экспериментальные "Spokes" и "Greedy Baby", потом группа надолго переключилась на саундтреки к японским мультфильмам. И если их бывший коллега по трио Black Dog Кен Доуни (Ken Downie) всё же светился на фестивалях и высоко котировался в техно-тусовке, то Plaid медленно исчезали с радаров. Из группы, на чьих альбомах "гостила" Бьорк (Bjork), Plaid медленно превращались в еще один "нишевый проект".

Возвращения в топ, казалось бы, ничто не предвещало, но всё же оно случилось. Сначала был не фантастический, но вселявший надежду "Scintilli", где британцы норовили заигрывать с бас-музыкой. А спустя еще три года – великолепная пластинка "Reachy Prints", где вместо сухого электронного звука и генеративных секвенций группа вдруг заново открыла для себя гитары, мандолины и арфы (живых инструментов у Plaid было в избытке в "золотые" времена альбома "Not For Threes"). Гитара появилась даже в концертном сетапе группы, что для Эда и Энди вообще было делом невиданным.

Альбом "The Digging Remedy", с которым Plaid едут в Москву на этот раз (спустя 15 лет – всё те же "16 тонн", что тоже символично) – это своего рода квинтэссенция всего, что группа делала за 25 лет. С одной стороны это хорошо знакомые хрустящие и чавкающие IDM-барабаны и замысловатая мелодическая канитель, которой группа всегда была славна. С другой – обилие вписанных в электронный контекст живых инструментов (в "Lambswood" появляются даже восточные духовые). Наконец, вопреки заявлениям Warp Records о "возвращении к корням", новые Plaid совсем не звучат как ретро. Скорее наоборот, это музыка подчёркнуто современная. Нечто подобное мог бы записать 22-летний юнец с типичным для наших дней эклектичным бэкграундом из Flying Lotus, Афекс Твина, Parliament/Funkadelic, барочной музыки и саундтреков к французскому кино. И для группы, играющей уже четверть века, это, наверное, лучший комплимент.

Plaid & The Bee
Москва, клуб "16 тонн"
29 июля, 23:00

15.07.2016, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

PLAID - свежие публикации: