Ночевал на улицах Парижа, куда переехал без гроша в кармане. Прошел пешком 45 километров, чтобы попасть на фестиваль, после того, как его высадили с поезда. Порезал пальцы в кровь во время концерта, но продолжил играть, несмотря на боль. О Бенджамине Клементине (Benjamin Clementine), 26-летнем британском поэте и певце вселенской меланхолии, в прошлом году получившем Mercury Prize за дебютный альбом "At Least For Now", ходит много красивых историй, и даже если какие-то из них привирают, пусть так. В конце концов, все они так или иначе рассказывают об Артисте, готовом на самопожертвование. Об этом Звуки поговорили с Бенджамином в канун его очередного приезда - в этот раз в качестве участника "Пикник" "Афиши".
Звуки: Я был в Париже две с половиной недели назад и как раз попал на Fête de la Musique, городской день музыки, когда множество музыкантов-любителей, от детей со скрипочками до гаражных рокеров, выходит на улицы и играет. Вы когда-нибудь в нем участвовали?
Бенджамин Клементин: Нет, ни разу.
Звуки: А как это выглядит со стороны - весь городской центр превращается в одну большую сцену?
Бенджамин: Шумно очень (смеется). Вообще-то это отличная идея - подтолкнуть человека к тому, что он начал играть, сделал шаг. Именно это главное в Fête de la Musique, и я думаю, это прекрасно.
Звуки: Но у вас был другой опыт - вы играли в парижском метро, а метро - не то место, где люди особенно обращают внимание на то, что происходит вокруг.
Бенджамин: А я и играл для себя. Это мне нужно было, в первую очередь, будет кто-то слушать или нет - тогда меня это не волновало. Я просто практиковался, приходил и каждый день играл в паузах между прибытиями поездов.
Звуки: "Музыкант должен оставаться голодным", - так говорят. Вы с голодом знакомы не понаслышке, хотя не то чтобы это был выбор. Но тем не менее, насколько бедность помогает музыканту? Даже не бедность, а скажем так, ощущение жертвы, которую приходится приносить искусства ради?
Бенджамин: Это зависит от музыканта. Бывает ситуация, когда у человека есть работа, семья, друзья, любимая девушка. И чтобы развиваться, ему нужно чем-то жертвовать. Или всем пожертвовать. Не пойти в клуб вечером, отказать друзьям, поругаться с девушкой. А бывает по-другому, когда нет ни работы, ни девушки, ни друзей - и жертвовать нечем, кроме времени, которое ты должен тратить хоть на что-то. И музыка становится твоей единственной отдушиной. Мой случай, пожалуй, второй. Мне очень нужно было писать.
Звуки: К слову о написании песен: некоторые из ваших звучат так, как будто целиком вышли из импровизации, на раз. Другие явно дольше и тщательнее прорабатывались. Что важнее для вас как для автора - самодисциплина или порыв вдохновения?
Бенджамин: Так и есть, как вы сказали. Одна песня пишется целиком за пять минут, только ты про нее подумал, и она уже готова. Другую, у меня было и такое, не можешь закончить месяцев шесть. От вдохновения действительно много зависит, но того, что происходит вокруг уже достаточно, чтобы оно появилось. Главное - начать писать, наверное, в этом и состоит самодисциплина.
Звуки: И песни, и выступления у вас - поэтикоцентричные. При этом есть поэзия, которая сама по себе ценна, и поэзия, которая на бумаге все же теряет многое, потому что ей обязательно нужен голос, исполнитель. Вы рассчитываете выпустить когда-нибудь поэтический сборник? И если да, то нет ли у вас сомнений, будут ли ваши стихи работать "с листа"?
Бенджамин: Соглашусь с вами насчет того, что некоторым стихам нужен голос. А сборник еще в прошлом году должен был выйти, но не получилось. Он готов, на самом деле, но договориться с издателем оказалось сложнее. Есть масса моментов, которые требуют согласования, и у меня пока не получается издать сборник так, как мне бы хотелось.
Звуки: Но вы, кажется, привыкли к таким подводным камням. Вашу карьеру не назовешь стремительной. В какой момент вы поняли, что вам действительно заинтересовались? Я не имею в виду формальные отсечки вроде выхода первого альбома или Mercury Prize, который вы за него получили - скорее какое-то внутреннее ощущение: "Вот, теперь они по-настоящему слушают".
Бенджамин: У меня ощущение, что такой момент еще не наступил. Карьера моя только-только началась. И по-хорошему, вам следовало бы задать это вопрос лет через десять.
Звуки: Я только рад буду спросить! Но вы когда-нибудь думали о том, кем стали бы, если бы не были музыкантом или поэтом?
Бенджамин: Ой, нет, это же только со стороны можно сказать - "он - поэт" или "он - музыкант". И признание в таком качестве от других людей приятно, не буду кривит душой. Но для меня я - это я, какой есть, целиком. Это все одно большое путешествие. Понимаю, что ваш вопрос отчасти шуточный, простите, что я так серьезно отвечаю на него, но это правда так. Не могу представить, чем бы я еще занимался, никаких идей на этот счет. Но я и не знаю, что будет дальше! Допустим, кто-то придет и увидит во мне актера, убедит меня в том, что я могу быть актером, и я открою для себя еще и эту дверь. Возможно, это новое ремесло целиком поглотит меня, и я брошу все остальное. Но для меня это будет просто частью путешествия.
Звуки: Ощущение неизвестности пьянит и мотивирует?
Бенджамин: Конечно!
Звуки: Одна из ближайших остановок путешествия - Москва. Вы в России уже были. С каким чувством вернетесь сюда?
Бенджамин: Да, я несколько раз у вас был. В Москве пару раз, в Санкт-Петербурге тоже. Медиа, понятно, демонизируют вашу страну, но я видел ее своими глазами. Могу сказать без всякой лести, что меня действительно хорошо принимали, пусть это были и небольшие залы.
Benjamin Clementine на Пикнике "Афиши"
Москва, парк "Коломенское"
30 июля
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)