Не так давно в новостях прошло упоминание, что республика Тува была признана самым опасным и непригодным для туризма регионом в России. Нам, географам, официальная информация нужна не была: уже много лет мы знали, что в Туву надо ехать с максимальной осторожностью. С другой стороны, конечно, ехать очень хотелось. Необычная культура, необычная жизнь: Тува вошла в состав СССР только в 1944 году – позже возникла только Калининградская область. До сих пор, говорят, Тува не очень похожа на остальную Россию и живёт в основном по своим правилам.
Неудивительно, что в таких странных местах часто возникает некое волшебство. Тянуло в Туву многих. Например, легендарного Ричарда Фейнмана (Richard Feynman), нобелевского лауреата и великого физика: Фейнман слышал о стране под названием Тува в детстве и мечтал когда-то ее посетить. Но когда он занялся этим вопросом, оказалось, что Тува уже успела войти в состав СССР и там его не очень-то ждут. Фейнман бомбардировал инстанции письмами, но письмо с приглашением в Туву пришло в США лишь в 1988 году – спустя две недели после смерти великого учёного. В том числе про эту историю в 1991 году вышла книга Ральфа Лейтона "Tuva or Bust!" (Что-то вроде "Тува и никаких гвоздей!"), а в 2009 году в Туве, исполняя желание отца, побывала дочь Фейнмана, Мишель.
С музыкой в загадочной Туве в целом всё в порядке: многие назовут популярную в самых разных странах мира группу "Хуун-Хуур-Ту", а кто-то вспомнит еще и коллектив "Ят-Ха" (Yat-Kha). Однако в Туве была своя рок-культура, о которой мы практически не знали. По крайней мере, до этого года, пока доктор культурологии Валентина Сузукей не написала и не опубликовала свой labour of love: книгу "Как молоды мы были…" об истории тувинского рока 1970-1990-х годов.
Книга, хоть и не представляет собой цельной структуры, читается на одном дыхании. Прежде всего благодаря наличию на каждой странице людей и историй: того, без чего ни одно повествование не сможет ожить. Валентина Сузукей действительно вложила в книгу любовь, и результат вышел замечательным.
В Туве, как и во многих других местах, исполнителей условно можно разделить на официально популярных и "андерграундных". Например, "официальная" популярность группы "Арбай-Хоор" привела, в частности, вот к чему: "Был один такой случай в Монгун-Тайгинском районе, когда, отработав в районном центре в Мугур-Аксы, артисты упаковались и собирались уезжать в Кызыл. Когда подъехали к заправке, то им сказали, что нет бензина. Ребята были сильно удивлены, потому что, подъезжая к заправке, они видели, что другие машины заправлялись, а их отказывались заправлять. Заправщик сказал им, чтобы они обратились к районному начальству. В райкоме партии им объяснило, что поступило очень много заявок от жителей района, поэтому они просят выступить и в других населенных пунктах района, особенно для животноводов на отдалённых чабанских стоянках. Им доступно объяснили, что район их самый-самый отдалённый, и население района не может ездить в Кызыл на их концерты, а народ хочет их послушать. На вопрос: "А как мы будем выступать там, где нет электричества?" местное начальство сказало: "Ничего-о, у нас есть движок, мы вас обеспечим электричеством".
- Но из-за шума этого движка не будет же ничего слышно?!
- Ничего-о, мы протянем очень длинный провод и поставим движок подальше, за какой-нибудь холмик. Так что его почти не будет слышно. А потом мы вас и баранчиком угостим".
В Туве сложно было с инструментами, поэтому гитары приходилось покупать у приезжающих на гастроли в Кызыл, Абакан и даже Красноярск музыкантов из Москвы и Петербурга – такой вот был вид бизнеса.
Была в Туве своя группа "Азия" (ответ английскому прогрессивному року). Была группа "Светофор", состоящая из сотрудников ГАИ Пий-Хемского района – в котором, впрочем, ни одного светофора не было. Был созданный почти в одно время с The Beatles – в 1961 году - ВИА "Пограничник", который, судя по всему, существует до сих пор.
Многие музыканты вполне успешно проявляли себя в Европе и Америке на фоне роста интереса к World Music. "Ят-Ха" записывала треки в берлинской кирхе, а когда они отправились было в турне по США, то сразу после вылета в самолёте заснули, а проснулись не там, где ожидали: на острове Ньюфаундленд вместо Нью-Йорка. Дело в том, что дело происходило с 10 на 11 сентября 2001 года, и из-за террористической атаки на Нью-Йорк музыканты просидели на канадских островах больше недели.
Впрочем, "андеграундные" исполнители, пожалуй, оставили в народной памяти больший след. Легендой тувинского рока стал Александр Саржат-Оол, который просидел в тюрьме 22 года, а потом начал играть музыку. "У нас в шансоне таких хватает", - возможно, скажете вы; но всё же Саржат-Оол, насколько я могу судить, играл далеко не шансон. И в воспоминаниях, приведённых в книге, и в интернете, те, кто видел выступления Саржат-Оола, называют его то тувинским Высоцким, то тувинским Леонардом Коэном (Leonard Cohen). Мне сложно с расстояния в пространстве и времени адекватно оценить масштабы фигуры Саржат-Оола. Писали, что во многом его песни про свободу спровоцировали этнический конфликт в 1990 году в рабочем поселке Хову-Аксы, когда массовые беспорядки продолжались несколько дней. Сам же Саржат-Оол в приведённом интервью категорически это отрицает. В любом случае, его влияние на тувинскую культуру велико, и у вас есть возможность ознакомиться с некоторыми его записями лично.
Второй масштабной фигурой был гитарист-виртуоз Александр Чавынчак. Он играл что-то похожее на фри-джаз, при этом в душе был странником и философом. Он мог совместить турне по Австралии и джазовые сессии в швейцарских клубах, а потом жил в Москве месяц под мостом. "Мы на него смотрели как на ламу, практикующего "Чод" - из тех, которые живут на кладбищах и ходят оборванные, но свободные", - вспоминает Игорь Дулуш. К сожалению, ни youtube, ни просто поиск по интернету не позволили мне найти фрагменты его музыки.
Крайне интересно читать и про баяниста Владимира Ойдупаа, который, увы, тоже просидел в тюрьме – судя по интернет-источникам, целых 33 года. Вспоминает Александр Бап: "После двухчасового сеанса звукозаписи Ойдупаа, наверное, вдохновившись нашим обалдением от этого необыкновенного концерта, вдруг сказал: "Скоро весь мир услышит меня и Америка будет мне аплодировать стоя…". "Н-да, ну ты, старик, загнул… Куда настоящая музыка может завести, и не только слушателя, но исполнителя…", - с усмешкой подумал я про себя. Но лет через шесть после этой встречи мне довелось видеть, как несколько тысяч американцев стоя беспрерывно аплодировали группе "Хуун-Хуур-Ту". И вдруг я понял, что если бы еще и Ойдупаа спел, то его бы действительно не отпустили со сцены". Видео его музыки, к счастью, сохранились.
Ойдупаа в 2007 году даже заявился в передачу "Минута Славы", но был там воспринят скорее как странная экзотика.
Увы, и Саржат-Оол, и Чавынчак, и Ойдупаа уже покинули этот мир. И не только они – многие герои книги "Как молоды мы были…" уже умерли, хотя вроде могли бы жить. По числу убийств Кызыл стоит на первом месте среди региональных центров в России, и соответствует по этому показателю Гондурасу (который по этому же показателю с большим отрывом лидирует среди всех стран мира). В истории тувинского рока хватало и вполне бытовых историй, и проблем со здоровьем.
Но самая печальная история, уровня большой драмы, произошла с архивом записей тувинской музыки. Понятно, что чем позже хронологически игралась та или иная музыка, тем больше записей сохранилось. Но был и архив более ранних пластинок и концертов. Его собирал музыкант, звукорежиссёр, ведущий и вообще разносторонний человек Евгений Ерохин. О Евгении с обожанием вспоминают все, с кем поговорила Валентина Сузукей во время создания книги. Все так привыкли, что Ерохин отвечает за организацию, что ему сдавали плёнки, кассеты, фотографии и т.д. Количество записей знакомые Ерохина оценивали в тридцать тысяч (что, может, и несколько завышенное число, но тем не менее). Фонограммы хранились в идеальных условиях: в целлофановых пакетах с мокрой ваткой внутри - для поддержания нужного уровня влажности. Увы, в какой-то момент всё пошло не так. Вот что пишет в письме к Валентине Сузукей Иван Мелкарёв из Томска: "Любимый человек, в особенности супруга, может быть опаснее любого незнакомого врага. Живший с тобой знает, куда тебя бить, чтобы больнее всего получилось. Уничтожая архивы, фонотеку, личные документы, сотню картин, жена выжгла образ мужа калёным железом. Ерохин еле смог спасти себя – уехал с пустыми руками, переломами и сотрясениями. Архив был полностью уничтожен".
Конечно, Валентина Сузукей пыталась найти другие архивы; но ее поиски записей 1970-х и 1980-х годов практически не увенчались успехом. Впрочем, возможно, что эта история еще не написана до конца. Если вдруг у кого-то остались записи тувинских групп тех времён, то контакты Валентины Сузукей легко найти в интернете. Книгу, кстати, у неё тоже можно заказать.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)