Первое проявление сознательного коллективного управления правами в России: Стас Намин, Виктор Дробыш и Баста официально объявили о своём выходе из РАО.
Все трое авторов намерены отозвать из управления Российским авторским обществом права на свои композиции, поскольку их не устраивают методы работы РАО. Баста (Василий Вакуленко) и вовсе заявил, что во время недавнего концертного тура он неоднократно сталкивался с работой представителей РАО на местах, которые разговаривали с ним "в форме рэкета". "Я намерен изъять все свои произведения из РАО", - сообщил Баста.
Дробыш, Намин и Вакуленко - далеко не первые именитые артисты, которые разрывают отношения с РАО, ссылаясь на неадекватное выполнение этой организацией своих функций. Авторы слишком часто вынуждены выколачивать свои законные отчисления через суд. На протяжении прошлого года РАО неоднократно оказывалось в центре всевозможных скандалов финансового характера. После неудавшейся попытки протащить через Госдуму законопроект о глобальной лицензии и сообщений о покупке генеральным директором общества замка в Шотландии, деятельность российских ОКУПов привлекла огромный интерес со стороны широкой общественности, профессиональных сообществ и музыкантов, а в итоге и правоохранительных органов.
Сказка о попе и коммунисте
Звуки обещали продолжать следить за триумвиратом ОКУПов – РАО, Российского союза правообладателей (РСП) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС).
Сейчас ситуация выглядит так: артисты, возмущенные наглым грабежом, начали покидать общества, а РАО и ВОИС имитируют реструктуризацию и финансовую прозрачность, подтягивая тяжелую артиллерию.
Напомним, что 15 апреля в Москве состоится внеочередная конференция РАО под названием "Профсоюз деятелей культуры "Российское авторское общество", на котором планируется избрать новое руководство. Но еще до выборов становится понятно, что внутри РАО и его подчиненных структур назрел серьезный конфликт.
Сегодня в центре нашего внимания - уважаемый рэпер и член жюри шоу "Голос" Баста.
РАО, по сложившейся привычке, привлекает для решения политических вопросов старших товарищей, деятелей церкви и коммунистической партии. Мы не шутим: 6 апреля с членами совета РАО встретился Геннадий Зюганов, ранее РАО получило благословение РПЦ, а 11 февраля состоялась встреча генерального директора Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC) Гади Орона, директора Европейского Бюро CISAC Митко Чаталбашева с главой РАО Сергеем Федотовым и руководителем Федеральной службы интеллектуальной собственности (Роспатент) Григорием Ивлиевым. Информация об этом событии была размещена на сайте самого РАО.
Правда, с РАО хотят дружить не все. В том же феврале, но уже в конце месяца, “Известия” на своем сайте опубликовали опровержение ВОИС по поводу аффилированности Министерства культуры с тремя перечисленными выше ОКУПами. В частности, речь шла о коррупционной составляющей и роли Ксении Васильевны Мирясовой в предоставлении аккредитации ВОИС.
Подробности о Ксении Мирясовой и её связях с ВОИС и неоднозначной роли в различных судебных процессах, связанных с этой организацией, Звуки писали в статье "Безучастное право".
Почему нам интересны друзья РАО и при чем тут Баста? Сейчас увидим.
На встрече представителей CISAC, РАО и Роспатента, господин Орон дал такую оценку деятельности Росийского авторского общества:
"...важно отметить инициативы Российского авторского общества (РАО), одного из ключевых членов CISAC, в данной сфере. РАО проделывает огромную работу, и мы видим, как преобразовался российский рынок, став цивилизованным и понятным как внутри страны, так и за её пределами. CISAC видит своей задачей продолжать оказывать всестороннюю поддержку России, и, в частности, РАО в дальнейшем развитии системы коллективного управления правами и защиты интересов авторов", — заявил Гади Орон.
Мы уже отмечали, что деятельность РАО в сфере бездоговорного управления правами не является уникальным российским явлением: такие авторские общества по всему миру как раз объединены под эгидой CISAC. СМИ многократно говорили и писали, что непрозрачность деятельности ОКУПов и того алгоритма, который используется для расчета отчислений авторам, является ключевой проблемой этих организаций и всех тех, кто вынужден с ними иметь дело.
На этом фоне заявление господина Орона звучит юмористически. Но мы просто отметим факт всесторонней поддержки инициатив РАО – и не только его одного.
Не узнаю вас в гриме
Читаем - тот же пресс-релиз РАО: “По мнению генерального директора CISAC, объединение всех полномочий государства по регулированию вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, в одном органе будет иметь существенное значение для выработки единой государственной политики в данной области. Глава "Роспатента" г-н Ивлиев в том числе рассказал собравшимся о поддержке его ведомством инициативы правообладателей по созданию единого национального реестра интеллектуальной собственности.”
И тут мы снова возвращаемся к вопросу, обсуждение которого было одной из ключевых тем прошлого года – это тема так называемой "глобальной лицензии", известной также под неофициальным названием "налог на интернет". Эту инициативу Звуки освещали на протяжении всего прошлого года. Казалось бы, “наступление захлебнулось”, но как видно теперь, это было лишь временное отступление. В общем-то, подобного развития событий можно было ожидать: на кону - миллиарды.
В конце января “Ведомости” опубликовали статью, посвященную созданию НРИС – Национального реестра интеллектуальной собственности.
Из нашего казино так просто не уходят
Инициатором создания НРИС является Первое музыкальное издательство (ПМИ), которое возглавляет Максим Дмитриев (также - один из руководителей РАО).
Управлять реестром будет зарегистрированная 18 января 2016 года компания АО "Национальный реестр интеллектуальной собственности", цитируют "Ведомости" слова господина Дмитриева.
Согласно данным, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ, состав учредителей нового АО выглядит так*:
"Национальный цифровой агрегатор" (учредитель его - кипрская компания "КОНТЕНТ 2 БИЗНЕС ЛИМИТЕД", доля 30%);
Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС, подведомствена Роспатенту, 20%);
"Легенда проджект групп" (один из соучредителей – рэпер Баста, в миру – Василий Вакуленко – 30%);
Международный фонд поддержки правовых инициатив (10%);
Национальная академия кинематографических искусств (10%). Соучредители последней – Союз кинематографистов Никиты Михалкова и Министерство культуры.
"Легенда проджект групп" аффилирована с продюсерским центром "Газгольдер", известным прежде всего продвижением Басты.
В том же материале "Ведомостей" упоминается, что возможность создания реестра интеллектуальной собственности рассматривалась еще начиная с 2011 года. Именно этот вариант договора предлагался как альтернатива чудовищной "Глобальной лицензии", инициированной Никитой Михалковым. Обе идеи достаточной поддержки не получили: идею "налога на Интернет" поддержало только Министерство культуры, все остальные ведомства, не говоря уже о бизнесе, выступили против.
Не был реализован и проект реестра, разработанный за 48 миллионов государственных рублей компанией Muz.ru. Однако теперь мы видим, что компания, соучредителем которой является господин Михалков, становится одним из учредителей организации – управляющего НРИС. И в той же теплой компании остался Баста.
К сожалению, на момент написания материала Баста был недоступен для интервью, но Звуки надеются получить его и прояснить ситуацию в ближайшее время.
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)