В рамках Российской национальной премии и фестиваля "Золотая Маска" сейчас идёт спектакль "Звуковые Ландшафты", который номинирован на премию в категории "Эксперимент" и в категории "Лучшая музыка в театре". Если вы не успеете на конкурсные показы, то ничего страшного нет – в отличие от большинства других спектаклей из разных городов, "Звуковые Ландшафты" играются дома, в Школе Драматического Искусства на Сретенке, и вы сможете туда попасть и в другое время, если захотите.
"Спектаклем" происходящее назвать можно только по инерции. По сути дела, это полноценный концерт длиной в час с небольшим, и именно поэтому есть смысл рассказать о нём на Звуках. Актёры, хор театра и приглашённые исполнители практически без драматического действия (если не считать таковым костюмы и эффектные выходы) исполняют музыку и создают шумы на различных необычных инструментах.
Инструменты не возникли ниоткуда. Автор проекта Петр Айду, музыкант, композитор, руководитель музыкальной лаборатории в театре "Школа драматического искусства", коллекционер раритетных музыкальных инструментов и специалист в области музыкальной реставрации, реконструировал звуковые установки, придуманные в 1910-1920-е годы Владимиром Поповым, актером и шумовиком МХТ.
Исторически, разумеется, любой инструмент можно было считать самодельным и экспериментальным. До сих пор у кочевых народов в ходу много необычных приёмов для звукоизвлечения (об этом частично повествует неплохая книга "Музыкальная Культура Народов Сибири"). Есть и вполне современные попытки продолжения традиций такого рода: на мой взгляд, незаслуженно мало внимания уделяется инструментам, созданным в 1970-1980-е годы Владимиром Павловым. Мне довелось попасть на выставку его работ в Сыктывкаре, и некоторые деревянные штуки, воспроизводящие шумы леса, выглядели и звучали потрясающе. С оформлением понятия "классика" граница между привычным и непривычным стала более явной, однако разные частные эксперименты авангардом никто называть не спешил. Ну, мало ли, пробуют люди всякое и пробуют.
Владимир Попов из МХТ тоже был далёк от авангарда. Он пытался решить задачу шумового оформления мхатовских спектаклей, поражавших воображение современников своим неслыханным жизнеподобием, в том числе и звуковым, со всеми "сверчками и комарами". Новое применение своим талантам Попов вскоре нашел в кино, ставшее звуковым. Одна из самых знаменитых его работ – это "саундтрек" к "Александру Невскому" Сергея Эйзенштейна. Однако дальше в сторону синтеза новых звуков Попов не пошёл, а большинство его инструментов не пережили лихие времена и были утеряны.
Пожалуй, "новым искусством" такая музыка стала в 1920-е, при всём своём противоречии открытые для экспериментов. На ум сразу приходит "Симфония Гудков" Арсения Авраамова, которая была поставлена в Москве и Баку. В качестве инструментов использовались заводские и корабельные гудки, сирены, автотранспорт, колокола и даже пушки и пулеметы.
После этого, хоть в 1930-1940-е людям было почти не до экспериментов, обозначились дальнейшие направления развития. Во-первых, развивались синтезаторы, с помощью которых можно стало создавать самые новые и неслыханные звуки. Во-вторых, медленно, но верно происходило взаимопроникновение с западом, и попытки играть "конкретную музыку" вполне дошли и до нас.
Сейчас электронными инструментами никого не удивишь, а вот "прообразы" начала двадцатого века подзабыли было – но тут всплеск интереса к теме вызвали московские музеи. За какие-то два года прошли несколько крупных выставок: "Потрогай музыку" в "Гараже", "РеКонструкция Шума" в Политехническом Музее и "Пионеры Звука" на Винзаводе. Эти мероприятия, пусть и не создали цельной картины, заметно продвинули интерес аудитории к этой теме.
И вот Пётр Айду инициировал проект по "живому" воссозданию наследия Владимира Попова, соорудив спектакль-концерт на восстановленных инструментах той эпохи и близких к ним аналогах. Пытаясь переводить "Звуковые Ландшафты", наталкиваешься на термин Soundscapes, активно используемый Робертом Фриппом (Robert Fripp), но по сути звук больше похож на Einsturzende Neubauten со всякими деревяшками и железяками, только без песенного наполнения.
"Акустический Перформанс", как называют концерт авторы, состоит из четырёх частей. Первая – "Ландшафт №1" - имитирует максимально классические звуки из созданных Поповым: шум ветра, шелест насекомых, дождь, грозу. "Индустриализация" начинается пением птиц, но потом птицы заглушаются шумом завода с переходом к звукам поездов. На мой взгляд, часть с поездами – наиболее эффектная во всём концерте: использовался даже инструмент, подозрительно похожий на настоящую железнодорожную колёсную пару.
"Ландшафт №2" посвящён звукам моря. Многие видели так называемые Ocean Drums, в которых звук перекатывающихся дробинок создаёт шум волн – это довольно популярный сувенир. У Айду же эта технология реализовалась в огромных "качелях", которые нужно наклонять из стороны в сторону.
Финальная часть – "Dies Irae" – это фантазия на тему войны, со звуками марша, выстрелами пушек и скрежетом танков, которая, к частью, всё же сменяется возвращающимся пением птиц. После долгих аплодисментов зрители так и норовят устремиться на сцену и посмотреть, как всё устроено – а исполнительно робко вытесняют их назад. Зрителей можно понять: "Звуковые Ландшафты" - большой успех в плане необычных ощущений. "Гудковую Симфонию" с тем же размахом нам вряд ли доведётся услышать, а вот такой полноценный концерт – это уже важный опыт. Ну а уютный зал ШДТ и продуманное оформление сцены окончательно способствуют тому, чтобы перестать сомневаться: через годик надо бы постараться еще раз сходить.
1947 – Родился Дэвид Боуи - певец, композитор и музыкант, известный не только разным цветом глаз, но и чрезвычайным стилевым разнообразием своего творчества. До 1967 г. выступал под собственным именем - Дэвид Джонс »»
1963 – Родился лидер группы "Аукцыон", музыкант и композитор Леонид Федоров »»
Luther PERKINS (1928)
Elvis PRESLEY (1935)
Shirley BASSEY (1937)
Robby KRIEGER (1946)
David BOWIE (1947)
Terry SYLVESTER (1947)
Леонид ФЕДОРОВ (1963)
Екатерина КАРИНИНА (1970)
Jenny LEWIS (1976)