"75-й – это был хороший для нас год", - с улыбкой вспоминает в начале фильма седовласый Брайан Мэй (Brian May). "Мы вошли в высшую лигу, если вы понимаете, о чем я", - уточняет седобородый Роджер Тейлор (Roger Taylor). Чего же здесь непонятного: за два года до этого одни ровесники "квинов" – Pink Floyd – выпустили "The Dark Side of the Moon", а другие – Led Zeppelin – выпустили "альбом с рунами", то есть попросту говоря, "Stairway to Heaven", ещё в 1971-м, хотя Плант моложе Меркьюри на два года. Но LZ были супегруппой, собранной из опытных и известных в тусовке лабухов, а четверо студентов из разных колледжей, образовавших Queen, не имели никаких связей в музыкальной Лондоне и пробивались самостоятельно — в том числе, сквозь алчность продюсеров, обдиравших их как липку (о чем тоже рассказали участники).
Так что Queen в 75-м году не вызывает ничего, кроме чистого восхищения. Чего нельзя cказать о фильме-концерте, их на исходе этого года запечатлевшего "Уникальный шанс заглянуть за кулисы легендарного концерта группы 1975 года", который сулят нам дистрибьюторы фильма "Queen: Live in Bohemia" — это просто обман. 24 декабря 1975 года режиссерам ВВС и в голову не могло прийти отправляться в гримерки лондонского концертного зала Хаммерсмит Одеон. Во-первых, так тогда на ВВС не было принято, а во-вторых — зачем? Кто, собственно, такие эти четверо парней с нелепыми прическами и одним любопытным хитом, вычурно называющие себя Queen? Так что весь footage фильма, его первые полчаса — это нарезка более поздних интервью, с 1977 года по наши дни, когда на эти вопросы появились ответы. Да и "эксклюзивная возможность насладиться живым исполнением Queen" - это тоже, мягко говоря, преувеличение. Показываемый сейчас концерт — это не забытая и чудом восстановленная пленка и не наконец рассекреченная запись с какой-то закрытой вечеринки. Концерт транслировался "по первому каналу" британского телевидения и хорошо памятен всем, кого тогда мог (по возрасту) интересоваться этой темой. Почему же он был оцифрован, почищен и выпущен в кинопрокат только сейчас, спустя ровно сорок лет, а не, скажем, в 92-м году, на волне очевидного всплеска ко всему, связанному с Queen?
Причины две, и обе имеют мало общего с кознями акул капитализма. Во-первых, приходится признать, что он элементарно плохо снят. Точнее, дёшево снят. Речь изначально шла не более чем о живой трансляции, а не о фиксации на кинопленку. А в то время, когда еще не было компактных цифровых видеокамер сверхвысокой четкости (активно используемых в записи "воссоединительного" концерта Led Zeppelin 2007 года), разница между телетрансляцией и киносъемкой была разительна — и теперь, на большом киноэкране, в прямом смысле слова бросается в глаза, несмотря на все усилия реставраторов. Особенно тем, кто хорошо помнит "The Song Remains the Same", снятый двумя годами раньше в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден, но изначально как кино. А еще более заметна разница для тех, кто помнит несравненно более редкий "Ziggy Stardust and the Spiders from Mars" — последний концерт Боуи в образе Зигги, тоже снятый в 1973 году в том же Одеоне — но американским кинорежиссером Пеннебейкером (D.A. Pennebaker).
Потому что дело не только в качестве картинки (в формате 4:3, к слову сказать), сколько в том, что британские телевизионщики, в отличие от американских, тогда еще просто не научились снимать рок. Или не относились к нему насколько серьезно, чтобы привлекать лучших профессионалов. Нам сейчас странно представить, но то, что воспринимается сейчас как высшее достижение британской культуры середины 60 – середины 70-х, с точки зрения телебоссов было маргинальным явлением. И особенно это отношение вылезает наружу в прямой трансляции, оказавшейся, вопреки изначальным намерениям, зафиксированной "для вечности". Только этим можно объяснить постоянный резкий пересвет и недосвет, хаотичное порой переключение планов (режиссер явно не имел опыта и не понимал, что делать с Мэем, который добрых пять минут в одиночку неподвижно стоит на месте и пилит на гитаре) и явно неудачные сверхкрупные планы солиста, когда камера бьет снизу вверх и мы видим не только беличьи зубки Меркьюри, но и то, как у него на лице сквозь густо наложенный тон-крем проступает обильный трудовой пот. Это сейчас, задним числом, когда мы знаем всё, что знаем, кажется трогательным ("My make-up may be flaking, but my smile still stays on!") - но это едва ли эстетично.
Перемудрили и техники сцены — к концу шоу прямо на рояль повалил такой густой искусственный дым, что даже стало страшно — как же бедный Меркьюри в нем поёт в полный голос? А в кульминации пиротехника так бабахнула, что с потолка посыпались шарики и занавес. И на мгновение стало не очень понятно — это еще спецэффект или уже теракт? (шутка по нынешним временам сомнительная, но мы же говорим о 75-м годе).
На всех этих технических накладках не стоило бы зацикливаться, если бы не второе обстоятельство, послужившее, видимо, причиной того, что до этой записи 40 лет ни у кого не доходили руки. Увы — смотря его сейчас, отчетливо понимаешь, что в 1975-му году Queen еще не вышли на "проектную мощность". Только-только, 21 ноября того же года, вышел их четвертый и первый по-настоящему прорывной альбом "A Night at the Opera" с невероятной "Богемной рапсодией" (она-то, видимо, и послужила основанием приглашения группы провести престижнейший рождественский концерт в прямом эфире) - и "квины" только начали раскрывать свой потенциал.
Тогда у них еще просто не было суперхитов на полноценный часовой сет - и впервые живьем исполненная "рапсодия" (точнее, не-оперные фрагменты из нее) могла спасти дело лишь отчасти. Приходилось отыгрываться за счет невероятной харизмы 29-летнего Меркьюри. С этим у него действительно было всё в порядке, чего не скажешь о стиле. Прямо сказать — и это еще одно отрезвляющее открытие безжалостной документальной съемки 75-го года — он его тогда еще не нашел. Облегающее трико с распахнутой волосатой грудью и грива "колоколом" идеально смотрелись на худющем блондине Планте, делая из скуластого и курносого бирмингемского паренька "златокудрого бога", но на чернявом носатом Фредди всё это смотрелось костюмом не просто театральным, но позаимствованном в чужой костюмерной. А когда на бисы он выскочил в маленьких легкоатлетических трусиках и с босыми ногами — это выглядело, мягко говоря, страннее некуда. Свой уникальный стиль — усы, короткая стрижка, полуспортивное-полувоеное одеяние он нашел лишь к началу восьмидесятых, как это запечатлено в фильма-концерте "Live in Budapest" (1986). Там-то как раз Queen во всем своем концертном блеске. И, как выяснилось — последнем, закатном блеске.
Так что если хотите вспомнить Queen at their best (или приобщить к нему подрощенных отпрысков) — лучше пересмотрите этот фильм, хорошо нам памятный. Впрочем, если вы фанат Queen, никакие благоразумные советы вас, разумеется не остановят от немедленного похода в кинотеатр.
"Queen: Live in Bohemia" уже в прокате.
Группа Queen - одни из основателей жанра симфо-рок.
Подробности из жизни:
Состав:
Джон Дикон (John Deacon) - бас-гитара, гитара
Брайан Мэй (Brian May) - гитара, клавишные, вокал
Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) - вокал, клавишные, гитара
Роджер Тейлор (Roger Taylor) - барабаны, вокал
В 1971 году гитарист Брайан Мэй и барабанщик Роджер Тейлор, игравшие вместе в группе Smile, решили создать собственную группу. К ним немедленно присоединился их старинный приятель Фредди Меркьюри, прекрасно игравший на фортепиано и обладавший великолепным голосом, а затем отыскался и басист Джон Дикон. Именно этой четверке и было суждено перевернуть умы всего мира, смешав хард-рок, оперу и даже диско - ни одна группа в мире не оставила столь разнообразного, но при этом отличающегося безукорихненным вкусом наследия.
Начинали Queen как многие в 70-е - первые два альбома представляют собой концептуальные работы с единой структурой и даже сюжетом (особенно это касается пластинки Queen II, которая - практически мини-рок-опера о борьбе Черной и Белой Королев). Но при…
Buddy HARMAN (1928)
Chet BAKER (1929)
Esther PHILLIPS (1935)
Юлий КИМ (1936)
Eugene RECORD (1940)
Tim HARDIN (1941)
Irvin MAYFIELD (1977)
Alison SUDOL (1984)
Егор БЕРДНИКОВ (1985)
Тарья ПОЛЯКОВА (1985)