THE MANEKEN  "Стирать границы - обязательная вещь для музыки, интернет их стёр уже давно"

Музыкант и саундпродюсер Евгений Филатов о сотрудничестве с поп-звёздами, индивидуальности и любви к Earth, Wind and Fire.

Музыкант и саундпродюсер Евгений Филатов - одна из главных персон "новой украинской музыкальной волны". Под названием The Maneken он одним из первых у себя на родине начал играть безупречный англоязычный синти-фанк-поп, по которому и не скажешь, что его единоличный автор родом из Донецка. Помимо этого, Филатов ответственен за звучание нескольких украинских поп-звезд, а одним из последних его творческих достижений является запуск вместе с Натой Жижченко проекта Onuka, ставшего флагманом нынешней украинской инди-среды. После двухлетнего перерыва Евгений выпустил долгожданный сольный мини-релиз "Sale 30%", который является третью полноценной пластинки, что увидит свет в конце 2016-го года. По горячим следам Звуки созвонились с Евгением и расспросили его о коммерческом сотрудничестве, индивидуальности и любви к Earth, Wind and Fire. Материал продолжает серию "ЗВУКИ.UA", посвященную самым актуальным персонам современной музыки Украины.

Звуки: С чего начался творческий путь Евгения Филатова, в будущем, одного из главных музыкальных продюсеров страны?
Евгений: Наверное, он начался с первых проб писать авторскую музыку в конце 90-х, параллельно я выступал в качестве диск-жокея, играл диджей сеты в клубах, и в 2002 году из родного Донецка переехал в Киев. Где на протяжении пяти лет работал в музыкальном продакшне: занимался музыкой для рекламных роликов и телевизионных каналов. Параллельно начал осваивать работу со здешними популярными исполнителями до появления авторского проекта The Maneken.

Звуки: А первое сотрудничество на высоком уровне у тебя когда случилось?
Евгений: Официальная первая работа с подписанием контракта и гонораром была у меня с Universal Music Russia. Это был ремикс для группы Smash! - Сергей Лазарев и Влад Топалов. Первый мой серьёзный шаг, который очень сильно воодушевил. Впоследствии этот ремикс какое-то время являлся моим основным портфолио в качестве музыканта и аранжировщика.
Звуки: А не ремикс - конкретную композицию - с кем сделали?
Евгений: Наверное, это была Гайтана. В основном, певицы у меня были в клиентах, хотя всего в портфолио оказалось более 30 работ, совершенно разных в стилистическом плане, например, с ТНМК. Но преимущественно это был, конечно, поп-сегмент.
Звуки: С ТНМК тоже был ремикс?
Евгений: Изначально да, а после мы работали вместе над оригинальной композицией.

Звуки: Легче сочинять своё или аранжировать готовый материал?
Евгений: Зависит от исходного материала, конечно, насколько он мне импонирует и нравится. The Maneken во многом возник вопреки той музыке, которую мне приходилось делать для тех или иных исполнителей. Потому что, несмотря ни на что, всё равно существуют некие стилистические рамки и условности, характерные для радио и телеэфиров. Я вдохновлялся в детстве музыкой 70-х, "чёрной" музыкой. Это моё пристрастие не очень укладывалось в реальные задачи, которые ставили передо мной продюсеры поп-артистов. Появление собственного проекта стало воплощением желания писать такую музыку, которая будет нравиться мне самому. Это не значит, что мне вовсе не нравилось то, что я делал для других артистов. Просто моё собственное самовыражение изначально выходило за рамки форматов и условий существования артиста в Украине. В первую очередь, англоязычность всего материала. Во-вторых, стилистический уклон - на первом альбоме "First Look" было много фанка, джаза, соула, диско, в принципе, издавал я этот материал сначала во Франции, потом в России, и только в третью очередь в Украине. Но я понял, что что-то стало меняться, когда треки начали брать на радио. Впоследствии всё пришло к тому, что люди, которые обращаются ко мне за сотрудничеством, стали прекрасно понимать, какие стили я пропагандирую. Сейчас работать мне намного приятнее, потому что люди точно знают, зачем они ко мне приходят, прислушиваются к моему мнению. То есть, сейчас мне одинаково хорошо работать и для себя и для других исполнителей. Потому что стартовый период и выстроенный в это время плацдарм сделали своё дело в плане моей репутации как музыканта. Единственное, что я не берусь за все проекты подряд. Если я не вижу того, что мог бы сделать в песне артиста, как в ней проявить себя, то скорее откажусь от сотрудничества.

Звуки: Раньше, видимо, приходилось соглашаться на всё?
Евгений: Раньше это воспринималось как предложение от звезд первой величины в своей стране. Для меня это было неким формированием портфеля собственных работ. Как мне казалось, да и кажется сейчас, любая хорошо сделанная песня или ремикс по принципу домино привлекали новые обращения, приводили к новым и новым звонкам. В конце концов, я всегда зарабатывал музыкой, а аранжировки - это важная и значительная часть доходов.

Звуки: Сейчас много возможностей записывать музыку, но вместе с тем и музыки стало очень много, и потребляют её намного менее внимательно, чем раньше, и заработать на этом непросто. Что вами двигало, когда вы ещё не достигли первых успехов?
Евгений: Вы правы, сейчас для артиста его выступления являются основным источником дохода. Пока я не выступал, довольствовался тем, что есть. И, самое главное, моя любовь к музыке и продакшну неиссякаема. Я по-прежнему продолжаю самосовершенствоваться, обучаться. Какое-то время, даже уже работая над собственным проектом, я не позиционировал себя как выступающий или поющий артист на сцене. Я всегда больше тяготел к студийной работе. Со временем я вошел во вкус и понял, что такое играть в коллективе с группой, что такое обмениваться энергией стоя на сцене. Это подкупает, этим хочется заниматься.

Звуки: Проект The Maneken в 2007 году задолго до нынешней новой волны украинской музыки задал ставшие сейчас актуальными тренды - космополитичное звучание, английский язык, фирмовость и стиль. Чувствуете себя первопроходцем?
Евгений: Да, я это ощущаю, но гораздо приятнее не самому задумываться об этом, а получать признания от молодых исполнителей или каких-то серьёзных состоявшихся людей из индустрии. Я был не единственным в тот момент, было буквально несколько музыкальных проектов - мы все хорошие друзья, общаемся и по сей день, но те группы уже распались или трансформировались в иные коллективы. Я сейчас имею в виду проект Gorchitza, который трансформировался в самостоятельную творческую единицу Alloise, ну и Tomato Jaws, после распада которого мы с Натой создали проект Onuka. С этими ребятами мы пропагандировали подход космополитов без конъюнктурных решений в пользу рынка или музыкальных реалий, которые нас окружали. И действительно нам было непросто.

Звуки: В то же время в России подобным же "прорывом" занимался Севидов с Tesla Boy, а когда пришёл Дорн, которого могло и не случиться без "первопроходцев", то оказалось, что подобные стили вполне себе существуют в контексте массовой популярности. И это взаимно проложило всем путь к слушателям.
Евгений: Случай каждого артиста так или иначе индивидуален. Если это какая-то гонка или конкуренция, то каждый артист в первую очередь конкурирует с самим собой. Здесь было бы, конечно, важно подчеркнуть, что хорошо, когда музыканты, которые стилистически узнают в других группах себя, как рыбак рыбака, общаются и обмениваются опытом. В принципе, моё знакомство с Антоном Севидовым или Антоном Беляевым произошло приблизительно так, как у нас с вами сейчас - посмотрели на творчество друг друга, списались и созвонились, сейчас держим связь. Действительно примерно в тот же момент в России образовались несколько интересных проектов. Для себя я выделяю тройку Pompeya, Tesla Boy, On-the-Go. Ну и Therr Maitz тоже, хотя о них я узнал гораздо позже.

Звуки: Молодые музыканты сейчас зачастую стараются звучать так, будто они скорее появились где-то в закоулках Европы, а не из постсоветского пространства. Что же важнее - показать, что ты часть большого мира, или дать знать, откуда ты есть?
Евгений: И так, и так. С одной стороны, стереть какие-то границы в плане музыки – это, наверное, обязательная вещь, ведь интернет их стёр уже давно. Не так важно откуда ты, главное, что ты играешь. А с другой стороны один хороший человек мне сказал: "Самое главное и самое интересное в тебе, Жека, что ты из Украины". Двоякая получается ситуация. Мегаполисы вроде Лос-Анджелеса или Нью-Йорка, Берлина или Лондона имеют огромнейший потенциал в виде молодых артистов, с которыми большинству из нашей среды пока ещё тяжело соревноваться, потому что качество и уровень таланта и получаемой музыки на уровень повыше. Но есть пример коллектива ДахаБраха, которые недавно выступали, например, на "BBC Later... with Jools Holland". Это как раз тот пример, когда уникальность, аутентичность завоёвывает внимание мировой общественности. У ДахаБраха плотный гастрольный график по городам мира. Они хорошие ребята, мы с ними познакомились в прошлом году, когда вместе играли на фестивале Sziget. Так что важно иметь какую-то особенность в твоём творчестве, которая смогла бы придать ему индивидуальность.

Звуки: Чем для вас является новый релиз "Sale"? есть ли концептуальные различия между тремя ЕР из которых он будет состоять.
Евгений: В первой части есть трек "Mary" - это попытка поиграть в настоящую фанк-музыку, чем я занимался на первом альбоме The Maneken. Прошло много времени, я прибавил в плане студийного опыта, решил попробовать ещё раз. Кажется мне, сейчас результат получился намного лучше. По концептуальности - да, немножко эти три релиза будут отличаться в стилистическом плане. Будут дополнительно приглашенные артисты, с которыми я сотрудничаю и дружу. Надеюсь, что всем будет интересно.

Звуки: Печальный повод для вопроса - недавно умер Морис Уайт (Maurice White) из Earth, Wind and Fire. Почти в каждом интервью ты называешь их в числе любимых групп, есть ли у тебя какое-то воспоминание, связанное с EWF?
Евгений: Да, действительно это событие потрясло меня до глубины души, Морис Уайт - возможно, главный музыкант, из чьего творчества я всегда черпал своё вдохновение. Из воспоминаний... Помню, когда родители шли на работу и оставляли меня дома одного, а отец у меня преподаёт в консерватории по классу ударных, я включал песню "System of Survival", брал любимые папины барабанные палочки, которые трогать было нельзя, ставил мягкий барабанный пуфик, и стучал по нему, закрыв глаза, будто я поехал с группой в тур и подыгрываю им на барабанах. Это сильное такое воспоминание, я так делал регулярно, и практически всё детство я слушал всю дискографию Earth Wind and Fire.

Звуки: Как вы думаете, приведёт ли к чему-то большему сформировавшаяся сейчас новая музыкальная волна артистов из Украины?
Евгений: Украинцы очень талантливые люди, в плане музыки в том числе. Конечно, мне бы очень хотелось, чтобы эта тенденция сохранялась, чтобы терминология "новая украинская музыка" стала некоей платформой из множества артистов, которые работают в разных стилях, но все делают это качественно. И хотелось бы, чтобы из нескольких проектов, с которых всё началось, это движение обрело массовый характер, стало целым социокультурным явлением. Я вижу большой потенциал. Могу сказать, что я и сам активно принимаю в этом участие в качестве продюсера новых артистов, в этом году вот появится новый интересный проект, которым я сейчас занимаюсь. Состоялся, и в этом году повторится, крупный столичный фестиваль Atlas Weekend, некий срез того, что мы имеем на сегодняшний день в плане перспективных молодых музыкантов. Очень приятно, что он не уместился в один день, состоял почти на 100 процентов из украинского лайнапа и имел огромный успех. Вот хочется развиваться в этой сфере, помогать молодым исполнителям и добиваться того, чтобы об украинской музыке говорили во всём мире.

Читайте также в серии материалов "ЗВУКИ.UA": Вагоновожатые | Pianoбой | SunSay | Джамала

17.02.2016, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

THE MANEKEN - свежие публикации:

  • СПРАВКА - The Maneken, 01.04.2010
    За названием The Maneken скрывается киевлянин Евгений Филатов. В середине двухтысячных под именем DJ Major Филатов занимался записью танцевальных ремиксов для таких музыкантов, как ULA, ТНМКонго и даже для участницы "Евровидения" от Украины Светланы Лободы. Под именем The Maneken, Евгений делает ставку на существенно осовремененное диско-звучание »»
Сайт: www.themaneken.com

THE MANEKEN

За названием The Maneken скрывается киевлянин Евгений Филатов. В середине двухтысячных под именем DJ Major Филатов занимался записью танцевальных ремиксов для таких музыкантов, как ULA, ТНМКонго и даже для участницы "Евровидения" от Украины Светланы Лободы. Под именем The Maneken, Евгений делает ставку на существенно осовремененное диско-звучание

Дата рождения:

28 мая 1983

Подробности из жизни:

The Maneken – украинский танцевальный проект.

Жанры: диско, электро, хаус.

Состав: Евгений Филатов (электроника, вокал).

За названием The Maneken скрывается киевлянин Евгений Филатов. В середине двухтысячных под именем DJ Major Филатов занимался записью танцевальных ремиксов для таких музыкантов, как ULA, ТНМКонго и даже для участницы "Евровидения" от Украины Светланы Лободы. Под именем The Maneken, Евгений делает ставку на существенно осовремененное диско-звучание: мягкий танцевальный бит, фанковые клавиши, кое-где – сэмплерные струнные, и отлично вписывающийся в рамки жанра высокий вокал собственного исполнения. Первым релизом Maneken стал не альбом и не сингл, а скорее авторский микс под названием "Magic Force", собранный по большей части из собственных треков. В 2008-м на российском лейбле Diamond Records выходит дебютный альбом "First Look". На Украине Филатов заключает контракт с крупным лейблом Lava Records, а в Европе попадает в сферу интересов…

Далее... →