История повторяется в виде фарса - но участникам фарса от этого не легче. Авторы, которым досталось описывать нашу эпоху перемен, вряд ли догадываются, что о том, что их волнует в 2015-м, было спето на подпольных рок-сейшенах 80-х.
Мы дарим вам сборник рок-хитов, которые вновь актуальны в наши дни: Ноль, Аквариум, Аукцыон и другие герои собрали для Звуков свои старинные вещи. Какие-то из них еще помнят, а какие-то вам предстоит открыть для себя впервые. Это мрачная "кухоннная" лирика людей, которые уже почти не надеялись что-либо изменить в существующем положении дел. Их волновали те же проблемы, что и сейчас: произвол властей, экология, ложь в прессе, война. Но именно их песни стали предвестниками гигантских изменений в жизни страны. И я вижу: им предстоит сделать это снова.
Затевая этот проект, я спросила музыкантов: о чем ваши песни были написаны в те годы - и о чем они сейчас? И осталась ли у вас надежда?
Слушайте трек-лист и читайте рассказы. Думайте. Пишите новые песни.
Дмитрий Озерский, группа Аукцыон:
Песня, как и весь альбом, была написана с мыслью перенесения произведений Гофмана-Гауфа, всякой восточной сказочной ерунды на современную почву, типа: а что было бы с современным Востоком, как он повел бы себя, если бы ушла нефть? Поскольку песня была написана "тогда", то "сейчас" она, видимо, о том же, что и тогда. Надежда есть всегда.
Федор Чистяков, группа Ноль:
Меня очень беспокоили проблемы экологии, и вообще, я отчётливо видел, что в мире творится какое то глобальное безумие. И это как-то очень слабо сказано. Мне кажется, что я всеми своими внутренностями чувствовал, какая гадость кругом. Также отчасти эта песня навеяна песней Мориссона "When the music is over". Мне казалось, что этот мир обречён,- да, собственно, я и сейчас того же мнения. Мне казалось очень странным поведение людей. Люди отгораживаются от осознания этого тупика и пытаются, несмотря ни на что, жить так называемой "нормальной жизнью". По крупному счёту, это бесмыссленно - и в этом заложен глубокий конфликт. Например, как можно жить беззаботно и счастливо, когда планета наводнена невероятным количеством, чудовищного оружия? Какую философию можно придумать, чтобы сказать: "Это не имеет ко мне никакого отношения"? Вот об этом и была песня. Мне жаль, что я использовал в ней ненормативную лексику. Мне тогда казалось, что это способ усилить эффект, но этого можно было бы достигнуть, придумав что-то поизящней.
Я сейчас не исполняю эту песню. Даже если я изменю текст, то люди в зале будут орать старый, а я не хочу это слушать. Что касается мировых условий, то они, похоже, ещё усугубляются. Песня, в общем, о том же.
Лично я не верю, что люди найдут выход. И дело даже не в этом. Люди могли бы многое изменить, но человеческая жадность и эгоизм затягивают всё дальше в пропасть. Но я уверен, что есть Тот, кто имеет решение. Не по своей воле мы появились на свет. И по своему произволу нам не будет позволено всем исчезнуть с лица Земли.
Аркадий Семёнов , группа Вежливый отказ:
Моя песня (если описывать её известной формулой Чистякова) - о безответной любви к Родине или, если точнее, - о безответном равнодушии Родины к имяреку... Огорчительный разлад между государством и страной, между властью и человеком делал воздух 80-х если не смертельным, то как минимум сокрушительным и мертвящим - конечно, чаще всего это особенности дыхания молодости которая проходит. Ну, вот она и прошла, и годы прошли, и сменились вехи на туда-сюда-обратно - и песня зазвучала по-старому (в 90-е было время когда её патетика казалась пережитком). Это удивительно, но последние лет 5 я чувствую, что мысленно пою "Эй, кузнец", как во времена её написания - в лицо равнодушной Отчизне...
Надежды нет. Но, как пелось в другой песне Вежливого отказа, "мы все обречены на пораженье, но игра стоит свеч". Да и потом - никто же из нас не сдался!
Юрий Наумов:
Это была песня о России - какой она мне увиделась. Сейчас она - о моем восприятии России, когда я был юным. Да, надежда есть.
Сергей Попов, группа Алиби:
Эта песня была написана по-поводу явного страха партийной номенклатуры перед переменами, КПСС лежала на смертном одре. Другим мотивом было то, как власть бездушно относилась к гражданам - это и репрессии, и войны, тогда - в Афганистане. Сейчас она - о том же, о страхе кремлёвских перед неизбежными переменами, а вместо Афганистана надо поставить Грузию, Украину, Сирию.
Пока надежды на перемены к лучшему нет. Никакой на обозримое будущее. Но они обязательно будут, иначе страна погибнет или в результате внутреннего взрыва, или внешнего воздействия.
Борис Гребенщиков, группа Аквариум:
Это не ко мне.
Андрей Макаревич, группа Машина времени:
Это 77-й или 78-й годы, когда мы все слушали арт-рок и джаз-рок - сложные, многочастные композиции, даже сюиты, с неожиданными переходами, Маклафлина, Сантану и так далее. На родине жанра всем этим уже наелись по горло - там уже бушевали панки, а мы не то чтобы отстали - просто нам все было мало, каждый день приносил новый звук и новые открытия! И все, что мы слышали, немедленно отражалось в наших песнях, и тогда у меня появилось сразу несколько таких пятиминутных монстров. Например, "Это было так давно", которой просто больше повезло - она была записана Сашей Кутиковым, копия ленты сохранилась у Градского, и потом мы это издали. А ""Молитва" существовала только в рамках программы "Маленький принц", и то лишь в первом варианте. А слова - ну, в 24 года примерно все думают об одном и том же. Плюс как раз тогда начала ходить вся эта машинописная эзотерика, Гурджиев и так далее - это меня не зацепило, но, конечно, я это читал.
Я не думал, что об этой песне сегодня кто-то вспомнит. И вообще не люблю погружаться в прошлое. Но раз эта песня сегодня кому-то о чем-то говорит - ну что, мне как автору это радостно.
Я уверен, что с человеком случается именно то, на что он себя настраивает. Так что надейтесь на хорошее, делайте хорошее и ожидайте хорошее.
Юрий Шевчук, группа ДДТ:
Я работал после института в деревне, учительствовал в башкирской деревне, наблюдал нашу замечательную жизнь. Помню закат над деревней, дворец культуры, там стоял у нас на трех ножках старый обшарпанный бильярд, пьяные мужики гоняли там три шара. За этим наблюдает Ленин, висящий на одном гвозде, скособоченный и засиженный мухами. Такая русская картинка российской глубинки и какие-то мои размышления о будущем, о прошлом, о настоящем. О том, что ждет всех нас впереди. У меня были какие-то сильные эмоции, я наблюдал и очень активно участвовал в жизни, очень простой, по-своему интересной, но в чем-то безнадежной. Эта песня была написана в восьмидесятых годах, одна из ранних песен. О несоответствии телевизионной информации об успехах советской экономики и реальной суровой жизни, полной выживания. Ну и надежде на будущее.
Песня в наши дни достаточно актуальна, может быть, какие-то акценты изменились.
Надежда умирает последней, мне кажется, главное - это сохранить самим себя, какое-то чувство правды в душе. Это сейчас очень важно.
Алексей Меринов, автор обложки:
Это я рисовал в 88-м году, к выступлению Сахарова на съезде, когда коммуняки его закапывали.
Тогда я её рисовал про реакцию большинства съезда "народных депутатов" СССР на речь Андрея Дмитриевича. А сейчас - да про то же. Про единственно верную направляющую роль КПСС, то есть нынешней власти. И об отношении к несогласным.
Надежда, как известно, умирает последней. Да, она сейчас приболела. Но мы-то живы пока. Надо её лечить!
1964 – День рождения канадской джазовой певицы, обладательницы трех "Грэмми" - Дайаны Кролл »»
1988 – Концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. На сцене — «Кино», «ДДТ», «Алиса», «Чайф», «Аукцыон», «Бригада С», «Телевизор» и другие. На выступлении Виктора Цоя фанаты разносят партер. Аншлаг. 12000 зрителей. Во время… »»
1996 – Дебютный сингл The Spice Girls "Wannabe" возглавил британский чарт. Песня семь недель пробыла на вершинео хит-парада и стала толчком к мировой популярности группы, к концу года, заняв первые места в хит-парадах ещё 21 страны »»
2006 – Компиляция Queen "Greatest Hits" признана самой популярной пластинкой Великобритании всех времён. Вторую позицию рейтинга занимает битловский "Sgt. Pepper" »»
Hubert SUMLIN (1931)
Dan PENN (1941)
Сергей ГАЛАНИН (1961)
Gary MOUNFIELD (1962)