16 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Жизнь он прожил долгую и успешную – его произведения много исполнялись, он регулярно получал звания и государственные премии, в общем, был в СССР композитором официальным, если не сказать "официозным". И хотя музыку он сочинял очень разную (Свиридов много работал с фольклорной традицией, а большая часть его "дискографии" – песни и романсы), в истории он останется в первую очередь как музыкальный глашатай прогресса.
Речь, конечно же, о его композиции-визитке "Время, вперед!", бессметной заставке к телевизионной программе "Время". В советские годы музыка, с которой каждый день начиналась главная телепередача страны, всё же несла в себе налет официозности и пропаганды, но с падением СССР и по прошествии времени, стала символизировать всё лучшее, что с "советским проектом" связано – авангардное искусство, просвещение и научно-технический прогресс.
Удивительным образом, в середине 60-х Свиридову удалось в одной композиции при помощи оркестра выразить всё то, что в ближайшие полвека будет так или иначе говорить своим собственным языком электроника. Пульсирующий бас, музыкальные фразы, повторяющиеся как петли, навязчивая ритмичность, похожая на ход паровоза или стук станков на заводе, наконец, героическая и бравурная тема - всё это позже появится в арсенале Kraftwerk, Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre), техно-пионеров из Детройта, питомцев Industrial Records и многих других передовых музыкантов. Но ближе всего "Время, вперед!", разумеется к краут-року. "Моторик-бит", придуманный немецкими музыкантами именно как музыкальное воплощение промышленных, механических ритмов, ложится на музыку Свиридова как литой, даже странно, что на эту вещь до сих пор нет краут-роковых ре-эдитов.
Слушали ли все они Свиридова – вопрос открытый, во всяком случае, в официальный пантеон "композиторов, повлиявших на всё и вся" вроде Стравинского Свиридов не входит. С другой стороны, "Время, вперед!" было чем-то вроде альтернативного гимна СССР и в медиа, в том числе и западных, эта тема светилась довольно активно. Так что вариант "подсознательного влияния" (как в случае, например, с "Люцифером" Парсонса, также служившим в качестве фоновой музыки на отечественном ТВ) исключать не стоит. Но очевидно одно – совершенно не характерной для себя композицией, Георгий Свиридов предвосхитил то, куда стала развиваться музыка и в буквальном смысле опередил время, словно нажал в музыкальной истории кнопку ускоренной перемотки.
Вспоминая историю этой композиции, стоит лишний раз подчеркнуть то, что никакой футуризм невозможен без приставки "ретро". Сюита "Время, вперед!" была написана 50 лет назад (и снова юбилей) в 1965-м для одноименного фильма, производственной драмы по роману Катаева о героях соцсоревнования. Действие романа происходит в 1930-е, и музыка очевидно должна была выражать это время. Эстетически "Время, вперед!" идеально вписывается в контекст (как минимум, в нашем сегодняшнем его понимании) советского авангарда двадцатых, в компанию к Родченко, Дзиге Вертову и Маяковскому, цитата из которого и послужила названием романа, а затем и сюиты. При этом музыкального воплощения у золотой эры авангарда начала века как бы и не было (ну не считать же таковым "Гудковую симфонию"), и эту нишу идеально занял ученик Шостаковича (хоть и "по касательной", но заставшего эту эпоху уже действующим композитором) Свиридов.
Кроме ретро-составляющей, была в музыке Свиридова и та, что смотрела прямиком в будущее. Первая половина 1960-х была временем подъема (страна наконец оправилась от войны), оттепели, бейби-бума и, разумеется, романтизации науки и прогресса. Освоение космоса, Гагарин и Терешкова, ядерная физика, фильм "Девять дней одного года" – эту эпоху "Время, вперед!" выражает в такой же степени, в какой и авангард начала века. То, что за этим периодом в советской истории наступил брежневский застой, во время которого музыка Свиридова стала позывным – уже стечение обстоятельств.
Очевидно, что на сегодняшний день "Время, вперед!" – одно из самых недооцененных произведений в современной музыке. И очень хочется, чтобы рано или поздно "Время, вперед!" заняло свое место среди советских шедевров, ставших мировыми. Чем-то вроде "Человека с киноаппаратом". Что для этого нужно? Может быть, исполнение этой вещи Жаном-Мишелем Жарром или Джеффом Миллсом (Jeff Mills) в сопровождении симфонического оркестра. Может, переиздание на семидюймовом виниле на каком-нибудь хипстерском лейбле вроде Death Waltz Originals и восторженная рецензия в Pitchfork. Может быть, включение трека в DJ-Kicks кем-нибудь из снискавших мировую популярность русских электронщиков. Как бы то ни было, хочется надеяться, что этого события не придется ждать еще 50 лет.
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)