ADELE  Притяжения больше нет

Опять "25", или как не стать Селин Дион: Звуки о самой продаваемой пластинке года.

Не будет преувеличением сказать, что после выхода бондовской песни "Skyfall" следить за любыми новостями, касающимися записи нового альбома Адель, стали уже не только поклонники певицы или люди из музыкального бизнеса, но и весь мир. Британская певица то сообщала, что полюбила кантри, то рассказывала о том, что у нее в фаворитах находятся альбомы Мадонны (Madonna) "Ray of Light" и Моби (Moby) "Play". Появление рядом с ней любого певца, композитора или продюсера немедленно расценивалось прессой как верный знак совместной работы над новой записью. Причина такого пристального интереса лежит на поверхности: всем было интересно, можно ли записать нечто сопоставимое по масштабам с альбомом "21", который разошелся в мире тиражом около 30 млн. копий, что само по себе дало повод для заголовков "Адель в одиночку спасает индустрию".

"25", конечно, не похож ни на кантри, ни на популярные электронные бестселлеры конца 90-х, однако Адель все же решилась на крайне острожные, но все-таки эксперименты со звучанием. С другой стороны, говорить о том, что самый продаваемый в мире альбом 2015 года (и это всего за неделю!) далеко ушел от своего предшественника, тоже было бы не совсем верно. Уже при первом прослушивании очевидно, что по настроению "25" отличается от "21". Это по-прежнему песни на разрыв и о разрыве, но с темой для тревожных метаний певица не промахнулась и в этот раз: поиск и осознание себя новой после обрушившейся славы, помноженной на трудности материнства.

Открывает пластинку тяжеловесная баллада "Hello", ставшая первым синглом с "25". И именно это произведение служит отличным переходом от темы расставания, ставшей ядром "21", к новому мироощущению певицы. Адель аккуратно притормаживает перед той тонкой гранью, которая отделяет ее от Селин Дион (Celine Dion). Это, как ни парадоксально, довольно серьезная проблема для любых певиц, обладающих сильным и уникальным голосом - спеть так, чтобы это было чувственно, натурально и не театрально. Адель успешно справляется с этой задачей, однако разумное стремление певицы сменить свое традиционное звучание иногда заводит ее в тупик. Создается ощущение, что на альбоме происходит своеобразная битва между продюсерами и авторами, работавшими над новыми песнями.

Среди явных удач альбома - "Send My Love (To Your New Lover)" и "I Miss You". Первая, написанная совместно с автором главных поп-хитов планеты Максом Мартином (Max Martin), имеет более быстрый темп по сравнению с обычными песнями Адель, а галопирующая гитара вкупе со строчками, что певица "все простила и оставила в прошлом", придает ей легкомысленный, даже игривый характер. К "I Miss You" приложил руку давний соратник Адель и главный продюсер "21" Пол Эпворт (Paul Epworth). Хотя песня и настроением, и композицией, и где-то аранжировками похожа на творчество другой подопечной Пола - Флоренс Уэлч (Florence Welch) - эта попытка Адель скорее удалась. (О Florence+ the Machine также напоминает трек "River Lea", однако на этот раз в Эпворта попробовал играть продюсер Danger Mouse.)

За фортепианную, похожую на красивый вальс "Remedy" ответственен Райан Теддер (Ryan Tedder), и эту балладу можно назвать логическим продолжением той драмы, которая была центром "Someone Like You" с "21", только уже со счастливым финалом. И все же обновленную Адель лучше всего слышно в двух других песнях: "Water Under The Bridge" благодаря своей духоподъемной силе и ритму быстрее среднего, имеет все шансы стать большим стадионным хитом, а закрывающая альбом "Sweetest Devotion" чем-то неуловимо напоминает "What It Feels Like for a Girl" Мадонны.

Результаты "экспериментов с оглядкой" не всегда однозначны. Баллада "When We Were Young" авторства обласканного критиками Тобиаса Джессо-мл. звучит практически как апофеоз всего пафосного и приторного, что может ассоциироваться с софт-роком. Эта вещь больше подошла бы стареющей диве, которая едет в прощальное турне, чем женщине, которой недавно исполнилось 27. Ленивая гитарная "Million Years Ago" звучит как кошмарная смесь "My All" Мэрайи Кэри (Mariah Carey), "Dov’e L’amore" Шер (Cher и творчества Аллы Пугачевой в целом. Но худшая песня на альбоме даже не она, а следующая за ней "All I Ask". Продюсерские старания группы The Smeezingtons, в состав которых входит Бруно Марс (Bruno Mars), как раз и превращают Адель не в условную, а практически в самую что ни на есть настоящую Селин Дион - хорошо, что всего на одну песню.

Нельзя сказать, что Адель записала неудачный альбом (всем бы такие неудачи, хотя бы в коммерческом смысле). Просто "21", с его оголенными нервами, очевидно сложно переплюнуть. И поэтому особенно интересно наблюдать за тем, как певица пытается найти и новую себя, и новое звучание, не скатываясь при этом в надрыв ради надрыва и не заламывая руки. В сухом остатке "25" - это крепкая поп-пластинка, не лишенная как хитов, так и проходных песен. Во всяком случае, тем, кто до сих пор предпочитает CD цифровым носителям, да и просто людям, которые покупают музыку от случая к случаю - в супермаркетах, в машину, в подарок к Рождеству - "25" точно придется по вкусу. Но по сути, единственная интрига, которая осталась после сумасшедшего старта продаж, это вопрос, будет ли третий альбом Адель таким же успешным, как "21".

Альбом "25" вышел 20 ноября на XL Recordings

07.12.2015, Владимир БАСКОВ (ЗВУКИ РУ)

ADELE - свежие публикации: