СКРИПТОНИТ  На должном

Павлодарский рэпер Скриптонит "дарит стиль" на своем дебютном альбоме.

Немало уже было сказано о количестве и качестве материала, поставленных в этом году слушателям отечественного рэпа; к концу ноября 2015, год повально называют переломным для "игры", и небезосновательно. Окончательно чашу весов склонил вышедший на прошлой неделе дебют нового артиста лейбла Gazgolder, казахского рэпера Скриптонита "Дом с нормальными явлениями". Местный хип-хоп, оформившийся окончательно в самый прогрессивный и конкурентный жанр в стране, видел за последнее время немало стоящих пластинок, но сейчас наконец-то получил большое произведение, выводящее за собой всю сцену на совершенно новый уровень. "Дом с нормальными явлениями" - из тех альбомов, про которые спустя время вспомнишь, как включил в первый раз.

Скриптонит не возник из ниоткуда: "Газгольдер" в прошлом году подписал артиста, уже имевшего несколько синглов, прочную фан-базу и славу лучшего трэп-рэпера на пост-совестском пространстве. Уроженец Павлодара, Адиль Жалелов сам продюсирует свои треки и здорово чувствует "южный" звук: выпущенные в позапрошлом году синглы "VBVVCTND" и "Стиль" сверкают проработанными битами, ничем не уступающими творениям заокеанских продюсеров вроде Metro Boomin или Boy-1-Da. Сам Скриптонит знает свой бит и то, как под него следует читать по-русски. Свои тестостероновые тексты он разбрасывает на минусах, как и полагается победителю и завоевателю; в одной только "VBVVCTND" он читает тремя разными способами, меняя флоу каждые 16 строчек. Адиля Жалелова отличает удивительная органика: его музыка создана для того, чтобы резонировать с железом, он делает хип-хоп наотмашь, "дарит стиль", как он сам это называет в одной из своих программных композиций. Скриптонит из новой школы, и он чувствует, что хип-хоп состоит не из бита и текста, а из энергии, которая вырабатывается между ними. Отсюда и нетерпеливое ожидание его дебютной пластинки, подогреваемое отзывами тех, кому посчастливилось услышать материал: в частности, глава "Газгольдера" Василий Вакуленко иначе, чем "разрыв" и "большая игра", его дебютный диск не описывал.

Собственно, разрыв и случился: с первых же звуков "Дома с нормальными явлениями" очевидно, что ничего подобного на этой местности ранее никто не делал. Звук, который извлекает на этом альбоме Адиль Жалелов - густой и вязкий, как гудрон, обволакивающий и опьяняющий. Музыка здесь по-настоящему "триповая", обитающая в провале между сном и реальностью. "Во мне пол-литра водки в доле с марихуаной", - читает Скриптонит в припеве композиции "Танцуй сама" - и кажется, это тот рецепт, на котором замешана пластинка. На "Доме с нормальными явлениями" выстроены в цельную картину утяжеленный гангстерский хип-хоп Западного побережья, замедленный трэп и психоделический казахский блюз. Сдобренные алкоголем и дымом биты переходят из чистого "вест коуста" ("Оставь это нам") в готический южный хип-хоп ("Я не улыбаюсь"), а затем в надрывные рок-баллады ("Притон", "Вечеринка"). Музыка мечется в алкогольно-наркотическом бреду, блюзовый госпел ("100 поцелуев") сменяется трэпом, будто бы сыгранном брасс-бэндом ("Лям"), а в финале Скриптонит выдает едва ли не собственную "А не спеть ли мне песню" ("Это любовь"). Пилотный сингл "Притон" звучит как русский рок, в который ввели инъекцию соула, "Коньяк" по своему накалу напоминает саундтреки Ханса Циммера (Hans Zimmer) к фильмам Кристофера Нолана. Киноматографические ассоциации тут не спроста: несмотря на разнообразие материала, атмосфера "Дома с нормальными явлениями" совершенно незыблемая и цельная, композиции связаны воедино шипом пленки, Скриптонит очень убедительно добивается от слушателя ощущения, будто он смотрит кино.

"Дом с нормальными явлениями" могли бы оценить и за пределами России, в местах, откуда хип-хоп пришел, и не станет барьером здесь даже язык. Вдобавок к новому, шокирующе свежему звуку, Скриптонит с большим отрывом сейчас является самым оригинальным эмси, читающим рэп на русском языке. Его хаотичный, "фристайловый", лишенный четкого нарратива рэп вряд ли назовут насыщенным смыслами, но Адиль Жалелов берет другим: на его стороне подача и харизма, и то, как он выплевывает слова на бит своей лающей читкой в разы важнее того, что он в своих песнях говорит. Скриптонит - не просто эмси: у него вокал находится в тесном симбиозе с битами, и представляют единую звуковую картину, при этом он каким-то образом умудряется выступить неподражаемым рассказчиком и сообщить своим 75-минутным альбомом достаточно житейскую и оттого трогательную историю возвращения домой.

Скриптонит дает самый костяк истории, слегка сбивчиво обрисовывает наброски сцен, но рассказывает десятком слов больше, чем иные рэперы сотнями. "И спроси себя / Хочешь ли ты жить в этой хате? / Столько времени копишь копейки / Чтоб позвать суку замуж, ну да, не мое дело / Но спроси себя / Хочешь ли ты таких выходных, братик?" - читает он в композиции "Бумажки". Перед глазами вырастает история возвращения в родные края и выбора между шальной жизнью и жизнью семейной, последний (последний ли?) загул перед существованием "на спокойном", история взросления, в каком-то смысле. Хронологию событий на "Доме с нормальными явлениями" слушатель восстанавливает сам; Скриптонит лишь бросается обрывками фраз, скомканными и спонтанными. Но это пластинка-трип во всех смыслах, Скриптонит буквально ведет голосом своего слушателя через эти диковинные дебри звука.

"Дом с нормальными явлениями" сенсационно сведен и "отмастерен" - это достижения, о котором стоит упомянуть отдельно. Это попросту одна из главных продюсерских удач этого года, настолько, что этот диск по-разному звучит на разных громкостях. Соотношение бит-вокал происходит здесь невероятно объемно, детализовано и дорого. Адиль Жалелов не просто дает качество и стиль и умело переносит западные тренды на местную почву - он выступает на равных с трендсеттерами, его хип-хоп может соперничать с самыми прогрессивными релизами последнего времени. На "Доме с нормальными явлениями" Скриптонит подчинил себе хип-хоп, заставил его играть по своим правилам, использовал этот ресурс для того, чтобы сделать свою собственную музыку. Самобытность – синоним этой музыки, и полноформатный дебют Скриптонита - очень оригинальная запись со всех точек зрения. Это та самая "большая игра", про которую так долго говорили.

Альбом "Дом с нормальными явлениями" вышел 24 ноября на Gazgolder

01.12.2015, Алексей АЛЕЕВ (ЗВУКИ РУ)

СКРИПТОНИТ - свежие публикации:

СКРИПТОНИТ