ФЕСТИВАЛЬ  Фестиваль-эмигрант

В Риге стартовал фестиваль Kubana, сменивший не просто город проведения, а страну. Звуки рапортуют из Латвии.

В Риге 6 августа открылся фестиваль Kubana, сменивший не просто город проведения, а страну. Kubana должна была пройти в Калининградской области, но местные власти после протестов общественных организаций сочли, что безопасность фестиваля не смогут обеспечить и отказали организаторам в его проведении — уже после того, как был объявлен состав и началась продажа билетов. Илья Островский не стал отменять концерт, оперативно договорился с администрацией столицы Латвии и объявил о переезде Kubana вместе со значительной частью лайн-апа в Ригу.

Kubana больше не фестиваль на морском пляже — сцена, палаточный лагерь и парк аттракционов разместились на острове Луцавсала неподалеку от центра Риги. Луцавсаву недавно привели в порядок и превратили в городской парк, и, по словам мэра Риги Нила Ушакова, городские власти и так планировали устроить здесь какое-то музыкальное мероприятие. На предложение Островского перенести Kubana в латвийскую столицу администрация Риги согласилась охотно. Место для фестиваля практически идеальное — Луцавсала достаточно далеко от домов, чтобы позволить громкую музыку по ночам, и всего в 20 минутах пешком от Старого города и прочих достопримечательностей Риги. Набережная Луцавсалы пригодна для купания и считается одним из официальных рижских пляжей со всеми удобствами.

С переездом Kubana значительно потеряла в размахе: осталась только одна сцена,из-за плотности расписания не смогли выступить многие артисты, включая Земфиру. Она в дни фестиваля в Риге, но играет на концерте памяти Виктора Цоя. Зато отыграл часовой сет израильский транс-дуэт Infected Mushroom, не добравшийся до скандально известного "КрымФеста"; электронщики были хедлайнерами первого дня.
Первый день фестиваля был посвящен танцевальной музыке с Infected Mushroom во главе. Второй день получился куда более эклектичным. Animal Jazz открыли концертную программу, Наив, не пропустивший в этом сезоне даже "КрымФест", продолжил - и собрал на своем сете внушительную аудиторию. Рэперы D12, начинавшие с Эминемом, стартовали с получасового и довольно невнятного диджей-сета, но затем исправились и с шутками про Ники Минаж и запрещенные вещества отыграли энергичную программу. Основная часть публики в это время, правда, купалась и ела шашлыки с тушеной капустой. Партии Эминема шли в записи; если закрыть глаза, можно было подумать, что лучший белый рэпер современности тоже прыгает по сцене.
Группа Skindred, играющая патентованную смесь ню-метала с регги, всем посетителям "Кубаны" пришлась по душе. Чернокожий вокалист Бенжи Уэббе шутил заготовленные шутки про то, что его диджей не любит металл, просил толпу в нужные моменты садиться и в едином порыве подпрыгивать или размахивать футболками, зрители с удовольствием играли в его игру.
Электронный проект Gus Gus, смешивающий техно с синти-попом, был, пожалуй самой интересной - и лучшей по звуку - группой дня, а "Ленинград" просто выдал невероятно техничный и плотный сет из совсем новых и совсем старых песен. Шнур все время жаловался на иноплатенян, которые разлетались над пляжем Луцавсалы - и действительно, над сценой кружил и мигал огнями квадрокоптер.

Не отказался выступить и мэтр российской эстрады Лев Лещенко, выступление которого проходит в момент, когда этот репортаж публикуется на Звуках. К ним охотно присоединились НАИВ, Animal Jazz, хедлайнер пятницы Ленинград, финны HIM, Браво и Panic! At the Disco, закрывающие фестиваль.
Критиковать организаторов Kubana за состав рука не поднимается — да, это не лайн-ап европейского уровня, но чудо, что фестиваль после всех проблем в России вообще состоялся. Многие артисты уже играли на фестивале в прошлые годы, когда open air проходил в Краснодарском крае, получал престижные награды и собирал по 150 тысяч человек.

Во многом Kubana-2015 производит впечатление какого-нибудь локального британского фестиваля, которые проходят чуть ли не в каждой деревне. И пусть на них выступает не самый сильный состав, но всегда есть чем заняться, и ездят на такие мероприятия не только ради музыки, а просто хорошо провести время. На фестивальном поле есть небольшой парк с аттракционами, площадка для стрельбы из лука, множество палаток с шашлыками, колбасками, приготовленными на костре супами и солянкой, бургерами и прочим, обещанный палаточный лагерь (полупустой), палатки с пивом и крепким алкоголем и внушительных размеров сцена. Еда и напитки стоят в пределах пяти евро. Под ногами — плотный песок, активные прыжки по которому пылевых бурь не вызывают. При свете дня Kubana кажется маленьким, почти домашним пикником у реки с музыкальным сопровождением, вечером, когда вся публика стягивается к сцене — полноценным европейским мероприятием. На выступлении исландских электронщиков GusGus вообще казалось, что находишься на каком-нибудь лондонском Field Day, внезапно переехавшем на пляж, особенно если не брать во внимание разницу в посещаемости.

На поле практически нет мусора. К десяти вечера в пятницу перед сценой не валялось ни одного стакана из-под пива, а уборщицы жаловались, что для них нет работы, и с интересом следили за выступлением ню-металлистов Skindred. Рижская Kubana вообще производит впечатление культурного и приличного мероприятия без толп пьяных подростков в стиле британского Reding. "Сегодня впервые за семилетнюю историю Kubana я не вздрагивал при слове "Х..." в песнях Ленинграда,- говорит Островский.- А все потому, что прямо передо мной не вздрагивал, а внимательно слушал, мэр Риги."

Главный успех Kubana — это отличный звук и грамотно отстроенная сцена. Все группы в первые дни фестиваля звучали так, будто они играют на главной сцене Primavera или Coachella, а не на мероприятии, которое проводится в Риге впервые, да еще и переезжает из одной страны в другую при таких непростых обстоятельствах. В любой точке перед сценой было идеально слышно каждую ноту и каждый нюанс, уровень громкости ровно такой, какой нужно, идеально читается вокал даже у рэперов D12, читавших с пулеметной скоростью. Свет, экраны по краям сцены, само ее оформление — все ровно так, как и должно быть на фестивале высокого уровня.

Сейчас Kubana выглядит больше как проба пера, попытка нащупать формат на новой почве, чем готовый продукт. Причины очевидны, но уровень организации говорит, что команде фестиваля вполне под силу сделать его популярным и известным. В Латвии фактически есть своя "Кубана" — достаточно крупный фестиваль Positivus на берегу Балтийского моря, на который приезжают со всей Прибалтики, а ниша городских фестивалей до сих пор пустовала.


Автор - корреспондент издания Meduza

08.08.2015, Павел БОРИСОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: