Найти людей, знавших Башлачёва, несложно. Многие живы, относительно молоды и, хотя и с нелёгким сердцем, но готовы делиться воспоминаниями о нём. Труднее узнать что-то новое, что ещё не было сказано в интервью и записано в воспоминаниях. Потому что всех, кто был знаком с СашБашем, кто чаще или реже общался с ним, организовывал концерты или просто приходил на квартирники, объединяет общий шрам, незажившая рана, и всякий раз так тяжко бередить её снова. Однако каждое слово, пусть даже не новое, а повторенное чуть иначе, с небольшими, но дополнениями, важно. Эти тонкие штрихи и нюансы дополняют картину, которая в противном случае со временем совсем сотрётся из памяти поколений – и тех, кто был знаком с Башлачёвым, и тех, кто страшно жалеет, что не был.
Звуки публикуют интервью с Олегом Ковригой, основанное на его воспоминаниях о Саше Башлачёве. Нельзя не предварить его, в качестве эпиграфа, другим, не слишком обширным, но не менее интересным воспоминанием Сергея Мухина, друга Башлачёва времён Череповца.
Сергей Мухин: С Сашей мы были знакомы ещё со школьной скамьи. Правда, скамейки наши стояли в разных школах: Сашкина – в школе №20, а моя – в школе №6. Но, по воле случая, в конце апреля 1976 года наши пути пересеклись. Причина незамысловата – девушки, за которыми мы в тот момент активно приударяли, были подругами. И вот в такой компании мы и проводили вечера, если не каждый день, то через день точно. Никому из нашей компании тогда и в голову бы не пришло, что настанет время, когда мы будем гордиться тем, что общались запанибрата рядом с гением. В те времена он был просто очень общительным, жизнерадостным и весёлым парнем. Проще говоря, душой компании. У Миши Башакова есть замечательная песня, которая называется "Солнце под крылом". На мой взгляд, это выражение, сказанное по другому поводу, наиболее точно описывает Сашу Башлачёва От сверстников его отличало очень внимательное и заинтересованное отношение к собеседнику, пусть даже малознакомому человеку. У нас ведь как водится? На вопрос "как живёшь" не успеешь открыть рот, чтобы ответить, а вопрошающий уже удалился. Он спрашивал не для того, чтобы выслушивать пространные ответы, а так, для соблюдения протокола. Саня же предпочитал давать развёрнутые ответы и искренно ожидал того же В то время он ещё не играл на гитаре, зато немного играл на пианино. Вот в таком аккомпанементе я и услышал его впервые осенью 1977 года. Это была незнакомая нынешним слушателям песня, которая не входит в изданные сборники стихов. Мы тогда бредили идеей создания вокально-инструментального ансамбля. Но я через месяц ушёл служить в армию, а Саня через год уехал учиться в Свердловск, поэтому в дальнейшем мы встречались только эпизодически.
В начале июня 1984 года я приехал в Череповец навестить своих родителей. Тогда состоялась наша последняя встреча с Сашей. Мы сидели с ним вдвоём в съёмной квартире на улице Металлургов, потягивали хорошее молдавское вино "Гратиешты" и разговаривали о разном: о жизни, о планах на будущее, о тогдашних рок-кумирах, и я первый и последний раз услышал, как Саня поёт под гитару. Он спел подряд песен, наверное, десять, с небольшими перерывами. Сказать, что я был поражён, ничего не сказать. Я был просто опрокинут! Именно тогда, в этой неприбранной комнате, в кресле у окна, мне впервые пришла в голову мысль, что этот парень нам не ровня, что это человек совсем иного порядка.
Звуки: Юрий Наумов написал мне, что впервые услышал Сашу на квартире в небольшой компании ранним февралём 1985 года. Для него то выступление имело эффект разорвавшейся бомбы. Это было "очень внятное понимание, что перед тобой – гений", – говорит Юрий. Олег, расскажи и ты про своё знакомство с Башлачёвым. При каких обстоятельствах оно произошло и какое впечатление произвело на тебя?
Олег Коврига: Сашу Башлачёва я впервые увидел в конце осени 84-го года на квартире у Миши Мазурова около метро "Новокузнецкая". Это был довольно странный квартирник: денег за концерт не брали, гостям раздавали варёную картошку в мундире. Саша оказался ужасно застенчивым человеком. После концерта мой друг Гриша стал договариваться с ним о том, чтобы Саша выступил где-то ещё. Гриня и сам был крайне застенчив. Однажды, придя после какой-то важной встречи, он сообщил: "Надо же! Мне казалось, что я был такой деловой, а, в конце концов, мне сказали: "Гриша, ты так мялся, как будто пришёл делать предложение!" Но по сравнению с Башлачёвым Гриша тогда действительно смотрелся вполне по-деловому. Я и сам не особо отважен в этом смысле, поэтому, когда у человека во время разговора соответствующим образом перехватывает дыхание, я примерно представляю себе, что с ним происходит.
Потом Илья Смирнов (историк, организатор и очевидец башлачёвских концертов в 80-е годы, выпустивший тогда же самиздатовскую книгу "Время Колокольчиков" – прим. ред.) принёс запись, которую мы все с энтузиазмом слушали, и к концерту на "Варшавской" (концерт состоялся в апреле 1985 года, был издан "Отделением ВЫХОД" в 1996 году под названием "II" – прим. ред.) пришедший народ оказался вполне подготовленным. Саша этому искренне удивился: "Такое впечатление, что уже и представлять не надо…" Но самого Сашу большая часть аудитории видела впервые, и "живой" эффект был очевиден. Мы тогда ещё достаточно активно пили – в основном, конечно, спирт – так что обстановка получилась тёплой и расслабленной. И у нас, и у Саши было ощущение чистого полёта, потому что ни мы, ни он ещё не привыкли к таким концертам. Этот концерт оказался самым жизнеутверждающим Башлачёвским концертом из всех, которые я когда-либо слышал – и живьём, и в записи.
В мае 85-го года он привёл на свой концерт приятеля. Мы встречались в переходе метро "Беляево", и я не мог не отметить, что дружок его, особенно по тем временам, производил довольно экстравагантное впечатление: длинный бежевый плащ, тёмные очки. После выступления Башлачёв сказал: "А это мой друг, Костя Кинчев. Он сейчас тоже споёт". И Костя спел восемь песен. Естественно, бесплатно, потому что тогда никто его ещё не знал. Этот концерт (без песен Кинчева) был издан в качестве второго диска на двойнике "Третья столица".
Звуки: Эти странные и страшные для нас сейчас времена, когда даже человек в плаще и очках привлекает внимание и выделяется из толпы, из которой не принято выделяться. А СашБаш привлекал внимание, скажем так, особых людей?
Олег Коврига: Однажды, после какого-то Кинчевского квартирника, когда мы сидели и выпивали на кухне, мой дружок Шура Несмелов с детской непосредственностью выразил мысль о том, что "Сашу Башлачёва надо записать побольше и побыстрее, пока его за такие песни не взяли…" Кинчев возмутился: "Ну, разве можно так говорить?" И заметно расстроился. А за такие песни действительно рано или поздно следовало ожидать встречи с "дорогими органами". Не сомневаюсь, что у Саши Башлачёва такие встречи были. В октябре 85-го года он был какой-то совсем грустный и подавленный. Говорил про Москву: "Не люблю я этот город. И, наверное, не буду здесь больше выступать. Я пытался задавать ему наводящие вопросы, но особой настойчивости не проявлял, а он на эту тему распространяться не хотел. Так что ничего точно утверждать не могу. Но, исходя из общих законов нашей жизни в то время, уверен, что тогда, осенью 85-го, его "трясли". В этом смысле существенно легче жить стало только в 87-м.
Звуки: Но потом же он всё равно выступал в Москве. Как это было?
Олег Коврига: Да, всё равно приезжал в Москву и выступал. Он вообще со временем стал существенно более уверенным в себе. По крайней мере, внешне. Я помню, как мы ехали в троллейбусе по Садовому кольцу. Нам пора было выходить, но мы с Сашей были в середине троллейбуса, а Слава Задерий и ещё какие-то ребята – в хвосте. Пробраться к ним сквозь толпу было трудно, поэтому я стал беспокоиться, как бы они не отстали. Башлачёв сказал: "Не бойся, сейчас все выйдем". И, когда двери открылись, зычно крикнул: "Задерий!" Так что все вышли, когда нужно. А я про себя отметил, что раньше он бы этого делать не стал. Летом 86-го года московская Рок-лаборатория устраивала фестиваль в ДК МИИТа. Я внутрь ДК не ходил, потому что для меня Рок-лаборатория была чужой организацией, но, наверное, мне нужно было кого-то туда провести, поэтому я ошивался у входа в ДК. У которого и встретил Сашу Башлачёва. К нам подошёл какой-то его ленинградский знакомый с маленькими ножницами в ухе в качестве серьги и начал нести пургу. Не помню уже, что он там нёс, помню только какие-то отрывки типа: "Познакомился вчера с двумя девушками – очень умными и очень сексуальными…", и то, что манерность его речи ужасно раздражала меня, и мне было стыдно за всю ситуацию и за то, что Саша должен всё это слушать. Но это был его знакомый, а не мой, поэтому я молчал. И он молчал, только иногда кивал головой. Саша тогда уже в основном жил в Ленинграде. Так что я стоял и думал: "Надо же, с какими козлами ему там, в Ленинграде, общаться приходится".
Осенью 87-го года он выступал в ДК МЭИ. Это было, как мне кажется, не самое лучшее его выступление, но всё равно очень хорошее. По-моему, он вообще никогда не пел плохо, потому что всегда старался выкладываться. И это был первый раз, когда я его слышал не в квартире. Публика приняла Сашу на ура. Я помню, как Марина Тимашева, которая вела концерт, на котором, кстати, пел нет только Саша, подпрыгивала как маленькая девочка и говорила: "Спасибо вам, спасибо!", радуясь, что народ так его встретил.
Звуки: Марина Тимашева в своих воспоминаниях, записанных Львом Наумовым, говорит о том, что Башлачёв не любил больших концертов и всячески старался от них увернуться. Почему, как ты думаешь?
Олег Коврига: Мой друг Олег Андрюшин как-то случайно встретил Сашу на улице и стал говорить: "Вот, давай, надо выступать, петь", и так далее. А Саша – ему: "Да зачем это нужно – петь? Надо просто жить". В декабре 87-го года мы устроили концерт "Среднерусской Возвышенности" в общежитии ГИТИСа. Организация таких мероприятий называлась "частнопредпринимательской деятельностью", подразумевала "нетрудовые доходы" и была незаконна. Так что я договорился с определённым числом людей о том, сколько примерно каждый обязуется привести народу и, соответственно, сколько денег он сдаёт в "кассу". Билетов мы не делали, чтобы нас нельзя было поймать за хвост. В итоге я влетел на 170 рублей, что на тот момент составляло полторы моих месячных зарплаты. Мой друг Егор Егоров предложил помощь: денег у него, как и у всех нас, не было, но в его квартире можно было устроить концерт и таким путём частично Я нашёл Сашу. "Давай, – говорю, – ещё один квартирник устроим?" "Давай, – отвечает. – Только, если получится, можно попробовать собрать не двадцать пять, как обычно, а сорок? Извини, что торгуюсь". Я согласился с ним, и при этом честно изложил наш с Егором план. "На это могу тебе тоже честно сказать, что если бы мне сейчас не были нужны деньги, я бы выступать не стал. На самом деле, мне сейчас петь совершенно не хочется". В результате состоялся концерт 14-го января 88-го года, части из которого вошли в альбомы "VI" и "VII". Правда, звук на них не очень, потому что Саша случайно ударил гитарой по микрофону и развернул его. Я ещё подумал: "Сколько уже раз писали, не буду лезть туда. Пускай пишется как оно есть". А зря.
После концерта я отдал Саше 40 рублей, и мы немного выпили.
– Удалось восполнить потери? – спросил Саша.
– Удалось.
– А пел-то я хоть ничего?
– Хорошо пел. Правда, я в последнее время больше люблю потом переслушать, сам. На концерте воспринимаю хуже.
– Я тоже
Звуки: Ты часто говоришь "мы, естественно, пили", "сидели на кухне, выпивали", "атмосфера была тёплой". Башлачёв пил с вами?
Олег Коврига: Перед этим самым квартирником у Егора я предложил Саше водки. А он говорит: "Нет, я сейчас не буду. Но ты там припрячь где-нибудь для меня". До своих концертов он почти никогда не пил, а если и пил, то мало. Не потому, что ему не хотелось – он это дело тоже любил, как и все мы. Просто он хотел хорошо спеть и не хотел смазывать песни. Хотя это у каждого получается по-своему, у всех своя физиология. Например, Петя Мамонов мог выпить очень много и петь при этом просто великолепно. В начале 88-го года мы устроили Сашин концерт в ИНЭОСе, то есть, в Институте Элементоорганических Соединений Академии Наук СССР. Я там работал, но в тот раз организатором и главным двигателем концерта был Юра Словоохотов. Саша пришёл с Настей и её подругой Светой, с которой мы стали пить спирт. Настя был беременна и не пила. Саша на нас смотрел-смотрел, потом говорит: "Ладно, налейте и мне немножко". Дело происходило в химической лаборатории, так что я ему налил в маленькую мензурку, как нам. Он взял её в руку и спрашивает: "Это, случайно, не цианистый калий?", а потом добавляет: "И пью я цианистый калий, и ем я цианистый кал". Процесс квартирной записи мне к этому времени уже изрядно надоел. Хотелось делать это как-то лучше, а возможностей особо не было. В общем, в ИНЭОС я магнитофон не потащил, и концерт не записывался. В чём меня товарищи слегка упрекали. Концерт был хороший, всё было нормально, но мне почему-то было больно его слушать. Я думал: «Ну и хорошо, что не записывается, не нужно этого записывать». Может быть, это я сам перед собой оправдывался, но мне как-то было Сашу жалко, и хотелось, чтобы всё поскорее закончилось.
Звуки: Марина Тимашёва в своих уже упомянутых воспоминаниях говорит о похожих чувствах: "Такое ощущение, что у него песни идут горлом. Всё время было ощущение, что человек мучается, когда поёт". А ещё у Марины есть такие слова: "Ни один человек, который его знал, не может пережить его смерть. Когда говорят "Башлачёв", сразу включается условный сигнал "Башлачёв – смерть". Я хорошо понимаю эту фразу, и как бы долго ни оттягивала сейчас эту тему, перейти к ней придётся.
Олег Коврига: Перед концертом в ИНЭОСе мы с Мишей Симоновым договорились записать Башлачёва в студии: все предыдущие записи были квартирные, на чём придётся. Миша предложил начать недели через две – ему нужно было достать какую-то аппаратуру. И как раз в ИНЭОСе, в129-й комнате, мы стоим с Сашей у подоконника, я ему говорю:
– Всё, давай уже запишем тебя в студии, по-нормальному.
– Давай, но только в течение трёх дней.
– Не успеем за три дня, надо ещё чего-то достать. Давай недели через две?
– Нет, не могу, только три дня. Извини.
Я тогда подумал, чего это он. Понятно было, что не выпендривается, потому что ему это было не свойственно. "Ну, да ладно, – решил, – потом по ходу дела разберёмся". Когда в феврале мне сказали, что Башлачёв помер, я почему-то сразу понял, что это он сам. Хотя именно этого мне тогда не говорили. И не потому, что я что-то логически сопоставил, а так, просто почувствовал.
Слава Задерий распространял версию, что Саша в последнее время ел слишком много ядовитых грибов у Иры Кузнецовой в Комарово. Так что вроде как во всём виноваты грибы и Ира. Грибами этими, конечно, увлекаться не стоит. И Ира, нарисовавшая прообраз логотипа "Отделения ВЫХОД", своим поведением действительно смахивает на ведьму, так что Федя Чистяков даже пытался её зарезать. Но я абсолютно уверен, что в данном случае ни грибы, ни Ира ни при чём. Грибами можно пытаться задавить в себе что-то другое, а Ира, на самом деле, вполне милый персонаж, если не вступать с ней в слишком близкие отношения и не пытаться сесть к ней на шею.
Ещё один мой товарищ высказал мысль, что Башлачёв, как поэт и человек, потерял своё место в жизни в условиях "перестройки". Но к началу 88-го года "перестройка" зашла ещё не настолько далеко, чтобы так разочаровать Сашу. Не думаю даже, что она вообще его сильно разочаровала. Впрочем, точно не знаю. Но уже с 86-го года он практически перестал писать стихи. Весной 86-го года "Когда мы вдвоём" и "Вишня" были уже написаны. Более поздних песен я не знаю.
На самом деле, я бы не стал искать каких-то "объективных" причин. Бывает так, что жить становится тошно. Может быть, вначале и был какой-то объективный толчок, но потом с мозгами что-то происходит, и им уже трудно выйти из этого состояния. Отчаяние накатывает волнами и мешает дышать – и вылезать из этой ямы очень трудно. И очень долго. Я никогда не считал, что самоубийство – это признак слабости. Наоборот, чаще это делают люди достаточно сильные и далеко не самые худшие. Не стоит их жалеть сейчас. Их нет, они больше не мучаются. Жалеть их стоило тогда, когда они были живы. А сейчас жалеть можно только себя, потому что нам может их не хватать, и вместо них возникает некая пустота, которая что-то высасывает и из нас.
Александр Башлачев - советский поэт, рок-музыкант.
Дата рождения:
27 мая 1960
Подробности из жизни:
Александр Николаевич Башлачев родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье учительницы химии и начальника цеха металлургического завода. После окончания школы в 1977-м Башлачев год проработал художником на Череповецком металлургическом комбинате, а в 1978-м поступает на факультет журналистики в свердловский Уральский государственный университет, где проучился до 1983 года.
В студенческий период Башлачев пишет первые тексты для череповецкой группы "Рок-Сентябрь", учится играть на гитаре и знакомится с русским и зарубежным роком, в это же время встречается с тогда еще неизвестным начинающим музыкантом Юрием Шевчуком. Позже в одном из интервью он расскажет, что наибольшее влияние в начале 80-х на него оказали песни группы "Аквариум". В этот период Башлачев пишет свои первые известные песни - "Поезд №193", "Грибоедовский вальс", "Черные дыры" и др. Кстати, поезд №193 - поезд Свердловск-Ленинград, на котором Башлачев часто ездит из университета в Череповец, где, после года…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)