Когда Мартин Гор объявил о работе над сольником "MG", все, конечно, ждали от него песенного альбома. Хотя бы потому, что его предыдущий сольник "Counterfeit²" – едва ли не лучшее, что вышло из-под "пера" семейства Depeche Mode (будь то сама группа или проекты её нынешних и бывших участников) за последние лет пятнадцать. Но делать третью пластинку с кавер-версиями Гору, очевидно, неинтересно, а новые песни он, похоже, бережет для Depeche Mode, и его трудно в этом упрекнуть.
Главная проблема – воспринять "MG" не в контексте DM, а в контексте того поля, на котором Гор пытается играть, то есть довольно нишевой инструментальной электроники. Тут стоит вспомнить, что этой самой электроникой Мартин (человек с очень широким музыкальным кругозором от глэм-рока до соула) в последнее время увлечен не на шутку. Лучшее тому свидетельство - появление на синглах (его сольных или DM) ремиксов от Bola, Monolake, Kettel и Ульриха Шнаусса (Ulrich Schnauss). Музыканты эти едва ли известны кому-то за пределами узкого круга "гиков", и коммерческой выгоды их ремиксы не принесут, это вам не DJ Sasha или Рикардо Вильялобос (Ricardo Villalobos). Да и диджей-сеты Мартина сплошь состояли из не самых очевидных треков.
Стоит отметить, что аранжировки, которые сам Гор записывает в домашних условиях звучат, зачастую, интереснее финальных версий, над которыми трудятся приглашенные продюсеры (это отлично прослеживается, например, по демо-записям, опубликованным на делюкс-издании диска "Sounds of the Universe"). И странно не то, что "MG" выдержан в духе той самой "гиковской" электроники, а то, почему это всего второй такой диск в карьере Гора, если считать техно-дуэт с Винсом Кларком (Vince Clarke).
"VCMG" был неплохим альбомом, но всё же на техно-сцене слишком много своих звезд, чтобы Гор мог вклиниться в этот пелотон. Каков бы ни был его авторитет, но ни Марселю Детману (Marcel Dettmann), ни Ричи Хоутину (Richie Hawtin) Мартин не конкурент. А вот менее населенная - но в каком-то смысле не менее трендовая - поляна космической ретро-электроники кажется именно тем местом, где Гора может ждать успех и признание.
Некоторые вещи на "MG" (например, "Brink" или "Crowly") звучат явными ауттейками с того самого техно альбома, но большая часть треков – именно тот "ретроградский космос", нечто среднее между старым добрым IDM и очень модным сейчас синтезаторным звуком по лекалам семидесятых. Ярких и запоминающихся мелодичных пьес на альбоме хоть отбавляй: и открывающая альбом "Pinking", и первый сингл "Europa Hymn"; особенно хорош космический "эпик" "Exalt". Есть тут и этакая "синтезаторная психоделия", которая строится на бесконечно крутящихся арпеджио ("Hum", "Islet", "Featherlight") – привет краутроку и саундтрекам Джона Карпентера (John Carpenter). При этом Гор довольно необычно обходится со звуком. С одной стороны, очевидно вдохновляется старыми канонами, с другой – совершенно не пытается свой звук намеренно состаривать и утеплять сверх меры. Так что получается не очередной "оммаж" Карпентеру или Tangerine Dream, а вполне свежая и самодостаточная музыка.
Если бы эта пластинка появилась на лейбле вроде Ghost Box или Death Waltz (а в их формат "MG" вписывается почти идеально), за ней наверняка тянулся бы шлейф хипстерских восторгов и "восьмерок" от изданий вроде Pitchfork Media или FACT. Но пока Мартин издаётся на Mute и подписывается собственным именем, от него так и будут ждать чего-то в русле Depeche Mode. Возможно, для того чтобы до конца реализовать себя на ниве инструментальной электроники Гору всего лишь нужно завести себе инкогнито-проект и придумать какую-нибудь историю про океанографа из Киля или сербского рабочего с синтезатором Vermona. Вспомним, что 10 лет назад кукловодом танцевального проекта Rex The Dog с собакой на аватарке считался именно Мартин Гор.
Альбом "MG" вышел на Mute Records 28 апреля
Дата рождения:
23 июля 1961
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)