Давно известно, что конкурс Евровидение – это поп-культурная Олимпиада, выстроенная по принципу "Вкладываем много денег, чтобы эффектно пустить пыль в глаза конкурентам". Характер номера, который страна выставляет на конкурс, едва ли не больше говорит о ее политических и экономических амбициях, чем о таланте местных композиторов и певцов. Да и сами страны-участницы не прочь застраховать себя от неожиданной победы. Если отказаться западло, а принимать у себя следующий конкурс дорого, можно отправить на конкурс задумчивого юношу с гитарой в вязаном свитере – такой-то точно не победит. И если аутсайдеров, как правило, видно издалека, то прогнозирование победителя зачастую оканчивается конфузом букмекеров и критиков (вспомним, прошлогоднего фаворита Aram MP3, пролетевшего мимо призовой тройки).
Звуки решили применить системный подход, чтобы создать облик универсального солдата – победителя Евровидения. В нашу выборку вошли призеры 20 последних лет Евровидения. Почему двадцати? Потому что в 1994 году к конкурсу присоединилась Россия.
Вариант №1 "Победа":
Девиз: мы настолько круты и богаты, что хотим выиграть конкурс и провести следующее Евро у нас.
Исполнение – сольно
Возраст – 19-29 лет
Страна/происхождение: Швеция, Норвегия, Ирландия, Дания
Язык песни: английский
Стиль песни – поп или фолк
Пол – женский
В 76% случаев победителями Евро становились сольные исполнители в возрасте до 30 лет (75%). Молодые, уже не зеленые (Лена Майер (Lena Meyer) – как исключение из правил) и готовые зажечь толпу, если не глаголом, то хотя бы прилипчивым поп-припевом (Loreen – "Euphoria").
На долю дуэтов и групп, занявших первые места, приходится гораздо меньше побед - 19% и 5% случаев. Зато с точки зрения географии все более однозначно: 38% победителей - выдвиженцы от Швеции, Норвегии, Ирландии или Дании. Как минимум, дважды за 20 лет артисты из этих стран выигрывали песенный конкурс.
Подавляющее большинство (86%) песен Евровидения - на английском языке, хотя в 14% случаев первые места занимали песни на иврите (Dana International – "Diva"), норвежском (Secret Garden – "Nocturne"), сербском языках (Мария Шерифович – "Molitva").
Жанр трека-победителя – это либо околофолковый хит, либо крепко сбитая поп-песня: 29 и 28%, соответственно. Прокатят, конечно, и баллада, и танцевальный хит, но шансов меньше: 19% и 14%.
Универсальный солдат – победитель Евровидения – это, в первую очередь, женщина, а уже во вторую певица хороший человек (шансы на успех - 52%). У мужчин и смешанных составов, по нашей статистике, шансов примерно поровну – по 24%.
Универсальный солдат от России – тариф "Победитель" - это Пелагея.
Вариант №2: "Экономный"
Девиз: "Платить не хотим, но и державу не посрамим".
Исполнение – сольно
Возраст – 17-29 лет
Страна/происхождение: Исландия, Украина, Россия
Язык песни: английский
Стиль песни – поп, баллады
Пол – женский
С точки зрения банальной эрудиции, второе место на Евро – это всегда либо очень хороший номер, но неудачная политическая конъюнктура, либо экстравагантный фрик-победитель, обскакавший тебя на финише (группа Lordi, Кончита Вурст). С другой стороны, второе место - это гарантированное обсуждение в сослагательном наклонении твоей персоны, как минимум, еще неделю после конкурса. А незакрытый гештальт всегда можно закрыть на будущий год!
Универсальный солдат-тариф "Экономный" - чаще всего одиночка. За 20 лет вторые места в 66% случаев занимали сольно поющие дамы, исполняющие попы-хиты на английском языке. На долю женщин пришлось 57% попаданий на вторую строчку рейтинга (тогда как у мужчин и смешанных составов 38 и 5%, соответственно). В 34% случаев это были поп-песни (Imaani, Алсу, Ани Лорак), в 20% случаев – баллады. Фолк и танцевальные треки принесли вторые места 18 и 11% участников.
Самая большая доля вторых мест пришлась на участников из России, Украины и Исландии, однако языковая тенденция несколько отличается от песен стран-победителей. По-прежнему главенствует английский (все помнят, кто придумал конкурс?), но всё чаще (33%) проскальзывают песни на французском, сербском, польском, норвежском, испанском, боснийском и даже вымышленном языках. Так группа Urban Trad выступала на Евровидении 2003 с гипнотической фолк-композицией "Sanomi", текст которой представлял собой тарабарщину на выдуманном языке.
Универсальный солдат от России – тариф "Экономный" - это Вера Брежнева.
Вариант №3: "Престижный"
Девиз: "Нам бы в троечку пролезть – уже успех".
Исполнение – сольно
Возраст – 17-29 лет
Страна/происхождение: Германия, Греция, Россия, Швеция
Язык песни: английский
Стиль песни – поп с вариациями (ориентал, рок и др)
Пол – женский
К третьему месту музыкальные различия все больше и больше сглаживаются. Написав песню на стыке фолка, евродэнса с элементами баллады можно обскакать традиционный радиоформат (на долю которого, впрочем, проходится довольно много - 47% "третьих мест"). Зато политическая гегемония только усиливается – на участников от стран Германии, Греции, России и Швеции приходится половина всех третьих мест, т.е. по 12, 5% на каждую - от общего числа выступлений за 20 лет.
Участники старше 30 лет по-прежнему побеждают лишь в трети случаев (30%). Языковая диктатура только усиливается - если не любишь английский - придется выбирать: или мешать его с любым другим, или учить шведский. Песни, занявшие 3 место, в 9% случаев либо написаны на смеси разных языков (тут всех обскакал Андрей Данилко aka Верка Сердючка) либо на шведском (Jan Johansen - "Se pa mej"; One More Time - "Den vilda").
Шансы войти в призовую тройку, наконец, появились и у групп – на их долю приходится 27% всех "бронзовых" пьедесталов конкурса.
Универсальный солдат от России – тариф "Престижный" - Земфира. Кстати, по тому же признаку на третье место вполне может претендовать и Полина Гагарина.
Графика: Ольга Шадрина
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)