18 марта состоялось пресс-прослушивание Нового! Важного!
Долгожданного! - альбома Земфиры. Дегустация для специалистов: чтобы мы,
специалисты, прослушали и сообщили вам, простые смертные, от чего вам предстоит
тащиться в ближайшее время. Чтобы раздразнить ваше воображение. Чтобы наполнить
ваши сердца завистью.
Вот в этот день я и почувствовала, что занимаюсь не своим делом: кривить губы с
пресыщенным видом мне не нравится, кивать понимающе - тоже, и ощущать себя
объектом манипуляции со стороны выпускающего лейбла, будь он хоть сто раз мне
симпатичен, я не хочу. Моя большая проблема - в том, что мне понравилось
несколько песен с этого альбома. Вполне человеческие эмоции, непростительные в
нашей злобной индустрии.
Разумеется, с одного прослушивания, да еще в толпе коллег, чинно сидящих рядом на стульчиках, сложив лапки, да еще в прокуреном клубе, в любой новый материал въехать сложно. И тем не менее, несколько вещей с него привлекают внимание сразу. Правда, до них еще надо дожить, а это довольно непростая задача...
Альбом аккуратно "порезан" на 2 смысловые части: медленная, в духе Massive
Attack, под сплошное размытое "ла-ла-ла" или "на-на-на", успокаивает
бдительность, вторая - мобилизует.
"Infinity", которую прочат в следующие
синглы, первую часть не
"держит". Зато в центре ее пульсирует, словно больной зуб, выпущенный в
конце прошлого года в виде сингла "Трафик". Увы, аранжировка песни не
претерпела изменений, а потому песня по-прежнему вызывает стойкое ощущение, что
14 недель работы обернулись для группы изучением классики - "Kashmir" группы
Led Zeppelin.
Однако именно первая часть альбома доказывает: Земфира в очередной раз
изменилась. Многие вещи, которые раньше были неплохи, стали превосходны (почти
все аранжировки, некоторые тексты), в то время как традиционно сильная у
Земфиры мелодика отошла на второй план. Использование удачных образов ("Мы
пришьем друг другу крылья"), телеграфный стиль - остались прежними.
Часто песня "решается" нарочито просто именно для того, чтобы подчеркнуть ее
незатейливость, некоторую необязательность: скупые аранжировки с легкими
клавишными ("Мачо") и размеренное качание ("Сказки") постепенно затягивают,
невнятица гипнотизирует ("Я убиваю время - время убивает меня, я сочиняю песню
- песня сочиняет меня": "я вижу то, что ем, я ем то, что вижу"). Однако
внутреннее напряжение нарастает - и ровно на середине альбома (прямо посередине
песни) наступает перелом.
Бодрый бит "Р", который не удается полностью "убить" концовкой а-ля музыкальная шкатулка, выстраивает ритм, подготавливая восприятие слушателя для самой удачной и красивой песни альбома.
Таковой по праву можно считать "Главную". Она повествует действительно о
главном для Земфиры - о творчестве и любви:
"Главное - я еще чую, главное - я еще помню,
Жалко, что не рисую,- мне бы хотелось
Рисовать твои руки, читать твои мысли,
Не думать о звуках, не помнить о числах..."
Не без легкой шпильки ("Обо мне узнаешь из газет - учти, они привирают"), довольно неровная, но очень, очень красивая и по-настоящему хитовая вещь.
Драйв - определяющее понятие для всей второй части. Здесь (по симметрии с первой)
тоже есть попытка сменить ритм - немного снимает
напряжение безыскусная романтическая баллада
"Web", живописующая быт и грезы существ, ненавидимых и презираемых всеми
нормальными пользователями Интернета: юную жительницу чатов и сайтов знакомств.
"Девочка, живущая в Сети, живущая за всех на последнем этаже",
несомненно, будет пользоваться популярностью у юношества, но этот факт в очередной раз
вгоняет меня в философскую печаль, поскольку я осознаю, что воспевать этот
подвид юзеров может только
человек, так и не научившийся дружить с Интернетом и пользоваться им.
Уверенной рукой ведя альбом к финалу, группа приземлилась на песню-"Ощущение"
с подложкой из мягкого lounge. Завершающую композицию "Мечтай" прессе послушать
не дали, однако впечатлений и так хватило. Хватит и вам.
Немного фактуры: на сегодняшний день в составе группы играют:
Сергей Миролюбов - клавиши
Вадим Соловьев - гитара
Ринат Ахмадиев - бас-гитара
Игорь ДжавадЗаде - ударные.
Начало записи пришлось на смену состава: Земфира разогнала группу и начала
записываться с музыкантами Мумий Тролля - Цалером и Пунгой. Через
некоторое время состав поменялся наполовину: барабанщик и клавишник остались
от старого состава. Возможно, и этот состав - не окончательный: как минимум,
постоянный аранжировщик уровня Андрея Самсонова группе не помешал бы.
Однако сейчас - нынешним составом
- задача решена, и решена хорошо. Осталось откатать новые вещи в очередном туре
- и все опять вспомнят прежнюю любовь.
Сама Земфира называет свою новую работу "не нервной" и "полной достоинства",
стремится оставить в конце непременое многоточие. Возможно, так приходит
зрелость. А может быть, это - затишье перед бурей, кто знает?..
Jack GREENE (1930)
Dave COUSINS (1945)
Jann WENNER (1946)
Kenny LOGGINS (1948)
Cyril DAVIES (1964)
BØRNS (1992)