Рубеж тысячелетий. Триумф мелодичного и помпезного металла. Старые герои возвращаются, новые тут как тут, и все вместе время от времени собираются в немыслимых сочетаниях - словно в каком-то неправдоподобном фантастическом мире, созданном в воображении фэнов. Одна тусовка стремится перещеголять другую, потрясая списком едва ли не одних и тех же именитых гостей и соревнуясь в том, экскурсия по чьему измерению окажется более захватывающей.
Год назад казалось, что в этом тусовочно-космическом строительстве невозможно
побить заслуги голландца Арьена Лукассена (см. Alive #5/2000), но не прошло и
года, как гонка обрела нового лидера: им стал маниакальный предводитель
Edguy Тобиас Заммет. Его 'Avantasia' с космической скоростью преодолела
рамки культового статуса и вышла на орбиту коммерческого успеха.
Захватывающий воображение сюжет и набор громких имен - лишь внешняя оболочка
проекта. При всей своей средневековой сказочности "Авантазия" отливалась в
реальном мире. Как и за любым альбомом, за ней стоят люди, деньги и много
работы. Для денег нужен лейбл, с которым Заммету повезло:
"Энди, босс AFM, сам в некотором роде фэн металла, идея его просто взорвала.
У него хватило воли пойти на риск, ведь он знал, что может мне доверять по
поводу качества. Я хотел сделать по-настоящему крупную вещь и поклялся, что она
будет стоить каждого потраченного доллара и в итоге окупится сполна. И он
подписал контракт со мной, не прослушав ни единого звука. Думаю, поверил."
Поверили и фэны: к месту альбома в верхней полусотне чартов то одной, то другой
европейской страны пора бы и привыкнуть. Еще бы не подсесть, когда запрятанный
в упаковке альбома сюжет потянет на пространный фэнтезийный телесериал с
набором персонажей от папы, инквизитора и епископа образца 1602 года до полной
коллекции экспонатов для стрелялки "эльфийский тир". На славу и музыка: Заммет
мудро отказался разбавлять диалогами весьма приметный по меркам помпезного
тевтонского пауэра материал. Не беда, что из текстовки всего не понять;
почитайте либретто, где вы еще найдете такое: "Он просто бежал, бежал и бежал
(уклоняясь и пробираясь через вражеские линии как Лотар Маттеус - через линии
соперника в лучшие годы)"?
Еще одно достижение Заммета: на роль #2 ему удалось заполучить привередливого
Михаэля Киске, человека, не устающего открещиваться от музыки, которая некогда
привела его на вершину:
"Потребовались несколько звонков и познания в психологии, ха-ха. Если серьезно:
парень, который берет на себя контакты Михаэля с фэнами и кое-какие из его дел,
- большой фанат Edguy. Он свел меня с Михаэлем. Ничего особенного не произошло;
я просто попросил его представить себе, что он участвует в моем замысле.
Отправил ему материал, он послушал и сказал: "Теперь это не та музыка, которую
я написал бы сам и выпустил на своих альбомах, но это классно, в этом есть своя
магия. Похоже, парень, ты любишь то, что делаешь, это идет от чистого сердца, и
я это сделаю."
Потребовалось и немного конспирации: на "Авантазии" Киске фигурирует под ником
Эрни - воображаемого близнеца, в отличие от оригинала не пожелавшего
открещиваться от металлических корней.
Как же 23-летнему вундеркинду удалось поднять и довести до ума такую махину в
многонациональной компании весьма занятых коллег, за плечами которых куда
больше славы и опыта?
"Как правило, сначала я кое-как записываю клавиши и немного вокала, просто
"бла-бла-бла". Потом у меня в голове окончательно формируется образ песни, и я
приношу ее с плеером и наушниками на базу для репетиций, где я объясняю
остальным аккорды, темп. Дайте им всю эту информацию - останется сыграть вещь."
Инструменталистов было немного, но тоже весьма именитых: в свободное от Helloween и Gamma Ray время Маркус Гросскопф осилил все басовые партии, а Хеньо Рихтер - почти все гитарные, с несколькими соло партнера Заммета по Edguy Йенса Людвига. От звонка до звонка отбарабанил Алекс Хольцварт из Rhapsody, а почти все атмосферные оркестровости - на совести самого Тобиаса, хоть он и клянется, что клавишник из него никакой.
Маркус Гросскопф: "Мы провели несколько дней за репетициями в Гамбурге в студии Кая Хансена (отпевшего в роли карлика - ред.) - это хорошее место для репетиций. Тобиас знал Кая с их совместного турне. По возвращении он стал доводить проект до ума и заполучил Хеньо Рихтера на гитаре. Потом Хеньо предолжил, чтобы сыграл и я - мы с Хеньо играли в ковер-группе Uriah Heep под названием Easy Living. Мы репетировали с Алексом, барабанщиком Edguy, и костяком группы были мы с Тобиасом, Алексом и Хеньо. В студию отправились порознь, ведь ни у кого не было времени работать вместе месяц. Мы приходили, играли свои партии и отваливали к чертовой матери. Это совсем не так, как при работе с Helloween. Мы кое-что сделали, но основу проекта заложил Тобиас. У него уже был общий подход. Материал очень хорош, и я хотел бы сделать еще что-то в этом роде."
На долю певцов (из не названных в другом контексте отметим Роба Рока и Тимо
Толкки) легли прелести удаленной работы с некоторой долей импровизации.
"Я напеваю основной мотив, высылаю и жду. С Дэвидом
ДеФейсом было по приколу: он просто взял мои вокальные линии за общую идею и
сделал собственную версию, с тоннами "Оооооо" и "Аааааа" и "Yeah!". Он
аранжировал их по-своему, с гармониями, небольшими припевами и остальным
материалом. Но вышло впечатляюще, выбрасывать смысла не было. Я был
по-настоящему счастлив."
Любимый конек Заммета - технология производства хоров:
"10 миллионов вокальных трэков, иногда и больше... Здесь нет никакой формулы
- просто сделать на совесть. Скажем, в Farewell я один пою хор. Я дублирую свой
голос раз 10 в каждом диапазоне, потом пою 6 разных линий, 10 голосов в
каждой... 100 и
больше - это еще не много. Но в итоге можно свести некоторые трэки в один,
чтобы получить подгруппы. Потом из треков, может, 60 остается, - для
вышеупомянутого хора "Farewell" - только 12: 6 диапазонов, два трэка на каждый,
что необходимо для панорамы. Но иногда, если дело доходит до настоящих
"Аллилуйя", поют 4-6 певцов, и это звучит, как хор из 50 человек. Прикольно,
что я всегда пою самые высокие женские партии, это можно услышать и на альбомах
Edguy. Я - своего рода вокальный художник, ха-ха-ха..."
Заммет даже создал несколько персонажей оперы специально под тех, кто из
озвучивал,- к примеру, под Андре Матоса.
Как Заммету удалось написать два столь массивных альбома, как Avantasia и новый
Edguy за столь короткое время? Не на наркотиках ли он сидит?
"Кофе!!!! Крепкий черный кофе!!! На самом деле все растянуто надолго, и ты не
считаешь сочинительство работой. Это все равно, что вести дневник: чувства
должны выходить наружу! Я всегда пишу там, где я есть, что бы я ни делал, а не
когда календарь напоминает, что нам пора делать новую запись. Мы ее выпускаем,
когда есть достаточно материала, а не штампуем песни, когда махина по имени
бизнес требует новый альбом! Это жажда самовыражения! Последняя вещь для
альбома "Theater" была написана в 1998 году! Почти три года назад. Тогда я и
начал писать весь материал, который можно услышать на "Авантазии" - между
концом 1998 года и серединой 1999. Идеи были в наличии, гнать не приходилось. А
с лета 1999 до февраля 2001 года прошло 18 месяцев. За такой период можно
написать много."
А сотворить Заммету и компании предстоит еще столько же: сюжет прерывается "to
be continued" на самом интересном месте.
Желающих присоединиться хоть отбавляй: на второй части к и без того
внушительной компании добавятся Боб Кэтли из Magnum и Эрик Зингер из
Kiss. А время еще есть...
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)