Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ  Настоящий русский классик

ПСС Чайковского в "родном" исполнении - попытка ответить на вопрос: почему этот композитор - великий"

Чайковский - символ российской музыки. Его цитируют и исполняют музыканты всего мира, а фамилию знают, кажется, вообще - все. Но знают ли эти "все", чем именно на века запомнился великий классик" Довольно успешно ответ на этот вопрос помогает найти фирма "Мелодия". На этот раз, издав несколько альбомов с популярными сочинениями композитора, что - хороший повод вновь поднять тему. Но для начала академически побрюзжим: в предложенном разнообразии есть один «не плюс» – на конвертах CD всё написано на английском языке. Когда-то это было круто, а сейчас наводит на тоску и размышления о том, кто и для чего в наше время слушает лучшую русскую музыку. Но, тем не менее, - обещанные когда Чаком Берри Чайковскому новости: Петр Ильич! Вас издают и слушают!

Pyotr Tchaikovsky “ Symphonies" (Мелодия)
Обложка пятидискового комплекта хорошо известна меломанам – так оформлялись эти записи, когда издавались на виниле в Союзе. Тиражи тогда были заслуженно велики - дирижер Евгений Светланов создал чувственные и разноплановые симфонические полотна.
В Первой симфонии («Зимние грезы») оркестровая игра изысканна и приподнята, кажется - у дирижера в руках волшебная палочка. С ней на контрасте работает сдержанный романтизм Второй ("Малороссийской") симфонии. Третья – возвышенный театр, игра образов и масок. В такие подборки не всегда включается симфония «Манфред» по Байрону. Тут она – суровая и напряженная – в комплекте имеется. Четвертая и Пятая симфонии показывают, как композитор, уже мастер, совершенствуется, становится глубже, серьезнее. Каждое произведение вырастает из предыдущего, словно стоит на его плечах. Философская Шестая («Патетическая») оказалась уникальной - перед смертью Чайковский написал гениальную автобиографию – не реквием, но историю жизни, борьбы и гибели.

Отметим насыщенность, биение духа и экзальтированность. В музыке соседствуют героизм, пафос и народность, которая не аутентична, а скорее умозрительна. Например, на песню «Журавель» или на выплывающая из симфонического буйства «Во поле берёза стояла» Чайковский словно смотрит со своей - профессорской кафедры. То, что делал композитор с оркестром можно назвать идеальным симфонизмом, ответом на вопрос – «зачем» и «что» можно сделать в музыке вообще. Его симфонии, как и положено жанру, показывают пределы человека – интонационные и эмоциональные.

Pyotr Ilyich Tchaikovsky “ Eugene Onegin " (Мелодия)
Опера «Евгний Онегин» исполнена и записана множество раз, этот вариант – 1955 года. Звезды – Галина Вишневская, которая поет чувственную Татьяну и великолепный Ленский – Сергей Лемешев. Певец участвовал еще в первой записи оперы - в 1936 году. Оркестром Большого театра руководит Борис Хайкин. Тут есть “большие хиты” тех эпох, величайшие мелодии, которые знали все. Например - народный хор из перой сцены или хор “Девицы-красавицы”, арии Ленского и Гремина, великолепные инструментальные номера. Исполнение спокойно и естественно, некоторые особенности речи отлично иллюстрируют смесь быта и философии, повороты сюжета и семейные разборки, человеческую глупость и неизбежность судьбы.

Pyotr Ilyich Tchaikovsky “The Nutcracker" (Мелодия)
Это самый близкий к современности альбом Петра Ильича – не отпускающий, благодаря мелодиям, внимание ни на секунду. Яркий, броский, конфетный, но, в традициях того века - феерично и разнообразно аранжированный. Количество запоминающихся, повторяемых и повтряющихся в мозгу, словно сами собой, мелодий – чрезвычайно. Играет оркест БТ, дирижирует Геннадий Рождественский, запись 1960 года, но альбом выпущен с современным немецким ремастренгом звука.
«Щелкунчик» - запись для чистого любования и удовольствия. Даже ужас и взволнованость , мрачность и таинственность тут гармоничны и легки. Прекрасная волшебная сказка с элементами фэнтази и хоррора смешала европейскую гармоничность с безупречной программностью и театральностью. У Чайковского очень точно можно понять, для чего он писал, что чувствовал. Создается ощущение, что композитор тут не спешил, не нервничал, его талант был спокойным и уверенным.


Tchaikovsky Borodin Quartet. Original Members (Мелодия)
Чайковский трагичен – и это особенно ясно в камерных сочинениях. Начало записи - «Неоконченный» юношеский квартет звучит размеренно, строго и мощно. Затем появляются, свойственные взволнованному веку, в котором жил композитор, мучительность, задумчивость и просветленность.
Записи 50-х годов. Замечательные мастера демонстрируют по-настоящему высокий уровень, сейчас бы сказали – «это брэнд». Состав знаменитого Квартета Бородина на тот период - Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский. В томном и поэтичном секстете «Воспоминание о Флоренции» в создании многозвучия и многоцветия участвуют звезды - виолончелист Мстислав Ростропович и скрипач Генрих Талалян.
Произведения написаны в разное время. Мастерство композитра растет, его темы - прекрасная неопределеность, вычурная танцевальность – от болеро до плясовых, смерть друзей и безнадежный поиск выхода из жизненных тупиков. Но буря страстей приходит на смену ясности чувства.

P.Tchaikovsky ”Cherevichki” (Мелодия)
Дело было в Малороссии. Тема оперы (она первоначально называлась «Кузнец Вакула») – суета по книге Гоголя «Ночь перед Рождеством». Архивные записи того, уже далекого (1948), времени создают ауру уверенного мастерства и высокой классики. Руководит процессом знаменитый дирижер Александр Мелик-Пашаев, среди голосов – великий бас Максим Михайлов и другие лучшие певцы Большого театра того времени. Поющий Бес - уникальный персонаж для сцены, а старательная передача малоросского колорита - всегда актуальна. С этим произведнием связаны разные события – с ним композитор победил на конкурсе опер по этому гоголевскому сюжету, а премьера «Черевичек» стала дирижерским дебютом Чайковского.


Все релизы, указанные в этом обзоре, можно оперативно заказать на сайте Allmusic.ru

02.12.2014, Александр В. ВОЛКОВ (ЗВУКИ РУ)

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ - свежие публикации:

Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ