DODO  The Fingers by Their Own

Альбом не новый — выпущен два года назад — но до нас добрался только сейчас. И, по-хорошему, такому артисту — быть сенсацией.

Альбом не новый — выпущен два года назад — но до нас добрался только сейчас. И, по-хорошему, такому артисту — быть сенсацией.

Собственно, Dodo - это Давид Бабаян, пианист из Армении, страны, джаз из которой в России слушают крайне мало. Кто-то заезжает в Клуб Алексея Козлова — и, пожалуй, всё. Кстати, Бабаян тоже играл в Москве, в фестивальной сборной солянке. Но если чуть копнёшь армянский джаз, то складывается впечатление, что там все крутые. Не только всемирно известный перкуссионист Арто Тунчбояджян (Arto Tunçboyacıyan). Сам г-н Бабаян безусловно крут. Серьёзная фортепианная техника плюс абсолютно мировое мелодическое мышление. То, что можно назвать "креативный пост-боп" или "умеренный авангард", а генеалогию протянуть от Телониуса Монка и раннего Сесила Тейлора до, допустим, Виджея Айера и Бреда Мелдау. Это сразу заявляется первым же, заглавным, треком: "The Fingers by Their Own". Сложная, многочастная композиция/импровизация, с хрустальным звуком. И рифмуется в конце альбома треком "Toodle Doodle".

Уже следующий трек - нечто совершенно из другой оперы. "Hatred Exacerbates in November" открывается электронным "нойзом", что заставляет вспомнить коньюктурщика Роберта Гласпера. Здесь же впервые появляется саксофонист Артур Григорян. Абсолютно американского покроя музыкант: мощный, точный, с широким мясистым звуком. "Ноябрь" - это просто сумасшедшая колтрейновщина!

Третий трек, "Serendipity", имеет подзаголовок "Памяти Эсбьорна Свенссона", шведского пианиста и композитора, нелепо погибшего в расцвете лет и славы несколько лет назад. Бабаян не старается подражать выдающемуся шведу. Но дух, конечно, тот самый: полистиличная импровизационная музыка. Вообще говоря, трудное слово" Serendipity" в переводе с английского означает что-то вроде интуитивной способности к открытиям. Так оно и есть. "It Snows Again in Womens Heads" (черт, как они придумывают такие названия?) - баллада, сыгранная оригинальным форматом: фортепиано, саксофон (сопрано) и виолончель. Виолончель вводит некий национальный элемент, квазивосточный. Живущий сейчас в Лос-Анжелесе виолончелист по имени Артём Манукян, к слову, был самым молодым участником Armenian Navy Band вышеупомянутого Арто Тунчбояджяна. Восточную тему продолжает "Dedication to You, Though You Are Blind to Grasp" с вокалом самого Давида Бабаяна. Со "Снегом" рифмуется лиричная "Silence Is Insect. Gog's Theme."

Наконец, финальный трек альбома, медленный "Langoth" – штука приятная, но несколько размазанная. И этот недостаток, как в популярном тосте - "продолжение наших достоинств". По инсайдерским сведениям, альбом наполовину сочинялся в студии, и записывался в почти полностью импровизационном режиме. Это прекрасно, потому что есть дыхание, спонтанность и нерв.

24.11.2014, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)