PRE-CAMBRIAN CLARINET QUARTET  Управляемый хаос

Концертом японских авангардистов Pre-Cambrian Clarinet Quartet открылся фестиваль "Длинные руки". Звуки беседуют с лидером квартета.

Авант-фест ""Длинные Руки 10+ фестиваль Сергея Курехина - традиция свободных людей"" представляет музыкантов таких же сумасшедших, безбашенных и безрамочных, как сам Капитан. Открылся фестиваль мощно: два отделения мощного японского коллектива Pre-Cambrian Clarinet Quartet. В него входит хорошо нам знакомый культовый человек Казутоки Умезу (выступал в Москве пару раз и записывался с нашими, см.интервью). Но лидер коллектива и изобретатель этого странного формата, квартета кларнетов — Казуто Симизу. На остальных кларнетах — Йоко Тада (она же - на сопрано-саксофоне) и Татсуо Кондо (также фортепиано).

То, что играют японцы, полсотни лет назад назвали бы авангардом. И сегодня неподготовленного слушателя такое шокирует. Но, на самом деле, это никакой не нойз и не шум, а ювелирной выделки интересная и просто красивая музыка. В произведениях Казуто Симизу как бы смешиваются жанры до их эволюции, то есть какие-то архаичные формы (подробнее — в интервью ниже). Я был на саунд-чеке и видел, как тщательно музыканты репетируют. Играют по нотам и под счёт, тщательно проходят сложные места — а они там везде непростые. И на концерте является, просто-то таки как тень отца Гамлета, удивительное: управляемый хаос. Концерт начинается в полной темноте. И не на сцене. Вдруг из четырёх углов "домовского" зала выходят, как призраки, музыканты с фонариками во лбах. То есть сразу — экшн, совершенно курёхинский. Потом, наконец, усаживаются на законные места на сцене и залихватски играют свою непростую музыку.
После перерыва концерт тоже начинается внезапно: безо всякого объявления Симизу и Кондо начинают играть на рояле в четыре руки. Что-то подозрительно рок-н-ролльное (Симизу, помимо прочего, делает переложения Фрэнка Заппы и Капитана Бифхарта для двух роялей).

Выступление завершился кавером — если его можно так назвать — на древнюю песню Ишем Джонса I'll See You In My Dreams. Симизу трогательно подчеркнул, что взял именно вариант Чета Аткинса. Где там кантри-рок старика Чета? Наверное, только в драйве.

"Мы с Курехиным чем-то похожи".

О смысле проекта, очаровании советского джаза и Сергее Курёхине музыканты рассказали в интервью Звукам.

Звуки.Ру: Как родился такой странный состав?
Казутоки Умезу: Довольно случайно: я просто сочинил какое-то количество музыки, которая, как мне показалось, хорошо прозвучит в таком вот составе. Мы собрались вчетвером, попробовали сыграть и, кажется, получилось (смеется).

Звуки.Ру: А почему квартет- "пре-кембрийского периода"?
Казутоки Умезу: Мне в голову пришла картина, и этот мотив я потом использовал в оформлении нашего альбома: много странных древних животных, которые потом изменились в процессе эволюции и теперь не существуют. То есть появились в тот самый кембрийский период. Вот и музыка этого коллектива — такое смешение разных стилей, архаичных и не очень.

Звуки.Ру: Это слышно: в вашем авангарде прорывается то полька, то блюз...
Казутоки Умезу: Именно. Мы сталкиваем несочетаемое, с риском: получится или нет. Надеюсь, иногда получается (смеется).

Звуки.Ру: Это вообще особенность японской импровизационной музыки: всё доводить до предела?
Казутоки Умезу: Мне не кажется, что мы что-то "доводим до предела". Я всё-таки сочиняю произведение, тут нету полной анархии. Но в общем да, японские музыканты любят экстрим. Молодежь сейчас тоже любит всё смешивать, без шор и комплексов совершенно.

Звуки.Ру: Расскажите, как Вы познакомились с Сергеем Курёхиным?
Казутоки Умезу: Это было году в 86 или 87 в Нью-Йорке. Я тогда выступал в клубе Knitting Factory. Джон Зорн нас познакомил. Ему показалось, что мы чем-то похожи. Курёхин меня поразил: его музыка была далека от джаза, и в то же время в ней был сильный классический элемент. Хотя это и не академическая музыка совсем. И при этом я слышал влияния русских композиторов, например, Чайковского и Стравинского.

Звуки.Ру: У нас Сергей считался авангардистом, космополитом...
Казутоки Умезу: Нет, я определенно улавливал этот русский элемент. Для меня очевидно было, что Курёхин — русский. Тогда же я познакомился с Владимиром Тарасовым и Владимиром Чекасиным. Тоже удивительные музыканты!

Звуки.Ру: Вы еще записывались с Владимиром Волковым и Леонидом Сойбельманом. Уважаете русских музыкантов?
Казутоки Умезу: Да, всегда ими интересовался. Не только российскими, но еще и советскими. На японский джаз влияло всё: корневой американский поначалу, потом — немецкий. Но советский и русский — это что-то особенное, и это очень интересно.

Звуки.Ру: Чем же?
Казутоки Умезу: Ну вот все музыканты, кого мы тут упоминаем — у них очень сильный визуальный элемент в музыке. Это как бы такая театральная музыка. Хоть она и не для конкретных постановок.

23.10.2014, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

PRE-CAMBRIAN CLARINET QUARTET