Автор вдохновленной рекапами телевизионных шоу рубрики Звуков – кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий за океаном, а с 2014-го рассказывающий нам о том, что он увидел там и оттуда за последний месяц (или два).
С таким фестивальным сезоном, как в Монреале, куда вслед за Беком (Beck) приезжает Сет Роген (Seth Rogen), а инициативу Arctic Monkeys подхватывают Metallica, замечать чьи-либо автономные сольники нет зачастую ни времени, ни охоты. В самом деле, зачем сражаться с солд-аутами и стадионной акустикой, если не этим, так следующим (ну или еще каким-нибудь) летом любой, даже самый большой артист непременно окажется в одном из фестивальных лайн-апов? Затем разве что, этот артист – один из твоих любимых, а в лайн-апе недавней “Ошихаги” его не оказалось, хотя примерно все были уверены в обратном.
Речь о великой американской рок-группе Queens of the Stone Age, и пусть минувшим летом ее можно было увидеть на каждом втором опен-эйре Европы, не сказать пару ласковых о возвращении QotSA на родину, континент хоккейных и баскетбольных арен со звуком ниже всякой критики, было бы как минимум странно. Во-первых, потому что выступление Джоша Хомми (Josh Homme) со товарищи под сводами Bell Centre было для меня юбилейным – 700-м концертом или фестивальным днем за 17 лет, что я занимаюсь их аккуратным подсчетом.
Во-вторых, потому что Queens of the Stone Age не только играли, но и звучали как боги – а рок-группа, которой подобное удается в Bell Centre, достойна почетной грамоты и низкого поклона. И, в-третьих, потому что люди, находившиеся на противоположных полюсах описываемого опыта, талант (Хомми) и поклонник (я), к обмену энергией приступили, будучи вдрызг больными. Да здравствуют антипростудные пилюли, Jack Daniel’s со льдом и пластинка “Songs for the Deaf” – после двойного удара из “You Think I Ain't Worth a Dollar, But I Feel Like a Millionaire” и “No One Knows” хворать было решительно некогда.
“Я проболел несколько дней, но прямо сейчас чувствую себя отлично, - вслух продублировал мои ощущения Джош. – Думаю, с этого момента все пойдет... как по маслу”. Песня “Как по маслу” – “Smooth Sailing” – стала не первым и далеко не последним напоминанием о том, что представителей рок-элиты (первое место в хит-параде Billboard, выступление на титрах церемонии “Грэмми”) в QotSA официально признали с выходом прошлогоднего альбома “...Like Clockwork”. Ну и надо сказать, что из Bell Centre я, доселе относившийся к пластинке с прохладцей, вышел ее горячим поклонником.
Дискография Queens of the Stone Age в этом смысле – бездонная сокровищница: скажем, после тематической песни “Sick Sick Sick” я решил было, что мой любимый альбом QotSA – это “Era Vulgaris”. Но стоило им выйти на бис, и тут же пошли вверх акции “Rated R”: таких витальных рок-уроков, как “Feel Good Hit of the Summer” (даже с цитатой из Depeche Mode) и “The Lost Art of Keeping a Secret”, не преподает больше никто – включая самих QotSA. Десятиминутная “A Song for the Dead” увенчала без малого двухчасовое шоу, которое имеет все шансы оказаться концертом года.
Прошло две недели, и ожидаемую конкуренцию Хомми убедительно составил еще один cool-символ Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake), но воспевать неоспоримые достоинства заезжавшего в Москву шоу короля попа – это хоть и комильфо, но довольно скучное. То ли дело – первый за двадцать лет монреальский концерт Soundgarden, съездивших этим летом в совместное турне с Nine Inch Nails, а к нам пожаловавших соло, но с той же программой – с мощным акцентом на празднующий двадцатилетний (опять-таки) юбилей альбом “Superunknown”.
Не знаю, как это все выглядело в год смерти Кобейна, но теперешние Soundgarden вспомнить слово “гранж” не заставили ни разу – в отличие от названия Led Zeppelin и понятия classic rock. Играя песни со всех своих пластинок, от дебютной “Ultramega OK” до новой (“по нашим стандартам”) “King Animal”, группа превратила эту ретроспективу в упоительный двухчасовой джем, финишная прямая которого – “Beyond the Wheel” с мощнейшей кодой – заставила пол “Метрополиса” натурально дрожать под ногами даже у самых последних рядов. Также важно: рок-певцы калибра Криса Корнелла (Chris Cornell) по-прежнему наперечет, а “Black Hole Sun”, оказывается, наименее любимая поклонниками Soundgarden песня.
Кто на кумира точно не жалуется, так это поклонники Тори Эймос (Tori Amos): за три с половиной месяца, что продолжалось ее последнее мировое турне, артистка как минимум однажды спела свыше 250 (!) разных песен, что даже с учетом обилия каверов впечатляет донельзя. Каждый концерт Unrepentant Geraldines Tour – уникальный опыт с единственным в своем роде сет-листом, в котором неизменны только старт (“Parasol”) и промежуточный финиш (“Cornflake Girl”). Ну а поскольку одноименная пластинка – лучший альбом Тори за дюжину лет, ради нее не жаль было пересечь границу, съездив в Бостон.
Не буду врать: эта поездка вполне удалась бы и без концерта (с океаном и лобстер-роллами в этом мире сравнится немногое), но финальный аккорд из него вышел отличный – особенно учитывая внезапный акцент на песни конца 1990-х (“Bliss”, “Jackie’s Strength”, “Black-Dove”), когда Тори была моей любимейшей на свете певицей. Собственно говоря, при таком формате шоу, как этот (музыкант и инструмент), его содержание и впрямь особенно важно, так что гибкость сет-листа – аж пять песен с “Boys for Pele”, по две с “Under the Pink” и нового альбома, по одной с “Little Earthquakes” (заглавная) и “Scarlet’s Walk” – была очень кстати.
Единственное, что слегка смутило, это неразговорчивость самой Тори – сразу признавшись в любви к Бостону (тема получила продолжение во время патентованного кавер-брейка в середине шоу, когда, наряду с “When Doves Cry” Принса (Prince), Эймос спела “Please Come to Boston” и отрывок из “More Than a Feeling” ансамбля, правильно, Boston), обычно многословная артистка не рассказала за весь вечер ничего, кроме шутки про менопаузу. За нее отдувались песни и декорации – залов красивее бостонского Opera House я в своей жизни видел немного.
Ну а последний концерт лета отыграли, завершив тем самым свой Reflektor Tour, мои прекрасные односельчане Arcade Fire. Отыграли с дежурным блеском, без намека на усталость, начав с места в карьер великой “Reflektor” и не пропустив ни одну из обязательных остановок: были и “Rebellion (Lies)”, и “No Cars Go”, и “Keep the Car Running” (со вступлением из “My Body Is a Cage”), и “Ready to Start”, и “Haiti”. Был, конечно же, и выход фейк-бенда с головами из папье-маше: в Монреале его возглавил папа римский, представивший один из ранних шлягеров, кого же еще, Селин Дион (Celine Dion).
Тематической кавер-версией вечера стала “I’ll Believe in Anything” Wolf Parade – по интересному совпадению, самой первой группы, которую я услышал живьем в Монреале (в этом же самом парке имени Жана Драпо, восемь лет назад). И надо сказать, что в этой вроде бы бездонной пропасти – между одиозной поп-звездой и полузабытыми инди-рокерами – заключается значительная доля обаяния сегодняшних Arcade Fire. Пишущих глубокие, экзистенциальные песни, всем своим видом утверждающие, что карнавала не будет, - а потом настойчиво призывающих поклонников приходить на концерты в карнавальных костюмах (или на худой конец во фраках).
Рискну предположить, что в Монреале на этот призыв откликнулось рекордное количество зрителей (от венецианских масок и хеллоуиновского грима рябило в глазах) и почти уверен, что столь насыщенное концертное лето (завершившееся к тому же духоподъемными куплетами “Wake Up”) повторится нескоро. Ну а пока разрешите передать микрофон распавшейся через сутки после концерта Arcade Fire великой белорусской рок-группе “Ляпис Трубецкой”.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)