Без промедления о главном: крупнейший на планете и 35-й по счету Festival International de Jazz de Montreal оказался лучшим на моей – уже восьмилетней – памяти. Это даже притом что почти все главные его события, будь то триумфальный blow-out Дайаны Кролл (Diana Krall), заставший всех врасплох дуэт Тони Беннетта (Tony Bennett) и Леди Гаги (Lady Gaga), долгожданный фестивальный дебют Дайаны Росс (Diana Ross) или канонизация Вудкида (Woodkid), дружно прошли мимо меня.
Почти, но не все: билет на самый первый концерт FIJM 2014 я, не советуясь с его традиционно отзывчивой пресс-службой, купил еще ранней весной. Пересечения между лайнапами двух главных фестивалей монреальского лета, джазового и Osheaga, ни для кого не в новинку: но такое – один из хедлайнеров прошлогодней “Ошихаги” в роли одной из звезд очередного FIJM – случилось впервые. Меньше чем через год после грандиозного сета на острове святой Елены Бек (Beck) вернулся в Монреаль с концертом, объявленным “предварительным открытием” юбилейного Festival International de Jazz de Montreal.
Учитывая звучание его нового альбома “Morning Phase”, название фестиваля и сидячий зал, были все основания предполагать, что вернулся Бек с программой, хотя бы отдаленно напоминающей акустическую. Еще чего: если прошлогодний его концерт начинался с “Devil’s Haircut”, а предыдущий, шесть лет назад, с “Loser”, то в этот раз Бек превзошел сам себя, стартовав с обоих суперхитов – и подняв все три тысячи зрителей с их кресел, куда они не больше не присаживались. Даже новые, тихие и безмятежные, песни (а также примкнувшие к ним “Lost Cause” и “Paper Tiger” с великого альбома “Sea Change”) звучали в аранжировках жирных и наваристых: вместо одного баса – два, вместо одной акустической гитары – все три.
В общем, никакого концерта в поддержку “Morning Phase” в итоге, конечно, не было. Вместо этого была практически идеальная ретроспектива: песни с семи разных, выпущенных между 1994 и 2014 годами альбомов. Не обошлось и без “Midnite Vultures”: прошлым летом Бек вспоминал, как в свое время Монреаль был единственным городом на континенте, где под эти песни танцевали, нынешним – нахваливал уже аудиторию “Ошихаги”, которую назвал лучшей за весь минувший год. Песня “Debra” и вовсе оказалась одним из хайлайтов вечера – несмотря на очень длинный и не очень разборчивый анекдот о Вилли Нельсоне (Willie Nelson), из которого я запомнил только финал: “Ты думаешь, что научился летать, а это, оказывается, издержки пассивного курения джойнта Вилли”.
Отыграв “Girl” и “E-Pro”, Бек заклеил сцену полицейской лентой “не входить – опасно”, но, конечно же, вернулся – с ножницами, Шоном Ленноном (Sean Lennon) на перкуссии и упоительным соул-джемом, состоявшим из еще одного номера с “Midnite Vultures”, кавер-версии “1999” Принса (Prince) и неминуемой “Where It’s At”. Разойдясь, Бек утратил всякие приличия и принялся представлять своих музыкантов совсем как в бессмертной концертной версии “Вечной молодости” Чижа – с издевательскими соло после каждого имени – и даже снял непременный пиджак.
Ударный старт – полдела, и Кейти Мелуа (Katie Melua), услышать которую живьем я собирался лет десять, не сбила планку, установленную Беком, отыграв в том же Salle Wilfrid-Pelletier менее эйфорический, но не менее блестящий концерт. Для Кейти это было единственное североамериканское шоу в 2014 году и уже четвертое появление на FIJM – ну и, в общем, понятно, почему ее сюда зовут опять и снова. Ее необязательный и непритязательный джаз-фолк (джаз-поп? фолк-поп?), когда-то продававшийся под ярлыком “британский ответ Норе Джонс”, в состоянии подружить самых требовательных и совсем случайных посетителей фестиваля – что и случилось в процессе очередного монреальского концерта Кейти.
Умница, красавица и горячая поклонница фестиваля, под вывеской которого прошли лучшие концерты в ее жизни, Леонарда Коэна (Leonard Cohen) и Пола Саймона (Paul Simon), Мелуа спела и за Коэна, и за Саймона (вернее, за Гарфанкела, ибо то была “Bridge Over Troubled Water”), и за The Kinks, и даже за Ширли Бейси (Shirley Bassey) – с акустического прочтения “Diamonds Are Forever” все началось. Чередуя акустическую гитару с электрической и пианино, Кейти играла в сопровождении басиста и клавишника, спев все свои лучшие песни – которых у нее за десять лет накопилось порядочно. “Эту песню я писала очень долго, но некоторые вещи стоят того, чтобы их подождать”, - сказала Мелуа перед оставленной на бис “I Cried for You”. Что правда, то правда.
Иные же вещи случаются совершенно внезапно – но и они достойны того, чтобы их не прощелкать. В новейший, пятый зал театрально-выставочного комплекса Place des Arts (который так и называется – “Пятый зал”) я пошел, не вникая в детали, исключительно из-за фамилии Тарантино на афишах. А попал в итоге на мюзикл, набравший диалогов и песен из фильмов великого компилятора на два полноценных отделения и позволивший оценить артистические данные Румер Уиллис (Rumer Willis), старшей дочери Деми и Брюса, в роли Умы. То, что роль Брюса (а также Брэда, Лео и еще полудюжины тарантиновских актеров) исполнял в соседней сцене кто-то еще, добавляло мюзиклу приставку “мета” и еще пару очков в копилку guilty pleasure: певцы в труппе “For the Record: Tarantino in Concert” не ахти какие, актеры (прости, Румер) тем более, но своеобразное обаяние – примерно того уровня, на котором работает сериал “От заката до рассвета” квентинова приятеля Родригеса, – во всем этом бесспорно есть.
Уроженец Монреаля и почетный гость FIJM Руфус Уэйнрайт (Rufus Wainwright) тем временем превратился в совершеннейшую Аллу Борисовну – вплоть до того, что мужа своего называет не иначе как “зайчиком”. Третий и последний из камерных бенефисов Уэйнрайта на сцене Theatre du Nouveau Monde обернулся, как это часто бывает, семейным предприятием: Руфус исполнил одну из песен отца и посвященную покойной матери “Candles” a cappella, эпизодически аккомпанировали ему тетя и одна из сестер, на “Hallelujah” вышел и зайчик, а вообще в Монреаль они с Руфусом приехали провести время с их (и Лорки Коэн) трехлетней дочерью.
Это турне Уэйнрайта (с которым он вроде бы даже приедет в Москву) приурочено к недавнему релизу сборника его лучших песен, поэтому ретроспективным вышел и этот концерт: звучали и старинные “Poses” с “Cigarettes and Chocolate Milk”, и совсем новые “Argentina” с “Me and Liza”. Юмористический трибьют Лайзе Миннелли (Liza Minnelli) Руфус завел, пожалуй, чуть дальше, чем диктует хороший вкус, но этого артиста условности волнуют редко – вот и программный номер “Gay Messiah” он адресовал “выдающимся геям”: самому себе, Лайзе... и Сильвестру Сталлоне. Еще два часа, еще два десятка песен, еще один эталонный концерт – и, конечно, всегда приятно наткнуться по дороге домой на живого Элвиса Костелло (Elvis Costello), пусть и всего лишь ассистирующего супруге Кролл.
Последние дни FIJM окончательно слились с несусветной жарой и уличными праздниками неугомонных южноамериканских болельщиков, превратившись в безостановочный футбольно-алкогольно-музыкальный марафон: вот играющие на взмокшую 50-тысячную аудиторию бодрые ретрограды Vintage Trouble, а вот длинноногая Энни Кларк (Annie Clark), она же St. Vincent, рассказывающая зрителям те же анекдоты, что и репортеру Rolling Stone в прочитанном мной утром номере. Вот сотни людей в желтых майках сборных Бразилии и Колумбии, жонглирующие мячами прямо посреди трафика, а вот великий эфиоп Мулату Астатке (Mulatu Astatke) с сочинениями из “Сломанных цветов” и много откуда еще. Ну а вот, наконец, и финальный аккорд – полуночная дискотека в исполнении Bonobo с полноценным live-составом.
В заключение о главном: крупнейший на планете и 35-й по счету Festival International de Jazz de Montreal оказался лучшим на моей – уже восьмилетней – памяти, и следующему за ним Osheaga в кои-то веки придется постараться, чтобы сохранить за собой титул лучшего монреальского фестиваля. Джек Уайт (Jack White) и Ник Кейв (Nick Cave), OutKast и Four Tet, The Replacementsи Лорд (Lorde), Arctic Monkeys и Modest Mouse готовы принять вызов – до Osheaga 2014 осталось меньше месяца.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)