ФЕСТИВАЛЬ  Пять лучших сетов первого дня "Усадьбы"

Репортаж с первого дня фестиваля Усадьба.Джаз. Ливень, норвежский джаз и бразильская самба.

Если кто-нибудь вам скажет, что обошел все концерты фестиваля "Усадьба. Джаз" и выбрал лучшие - не верьте. Одному человеку это не под силу. Потому что концертов много, в программе open air они "налезают" друг на друга. Да и как сравнивать поп, джаз, этнику и импровизационную музыку? А также всяких там поп-селебрити, в роли которых в этом году был аж сам Леонид Агутин. Писать о котором мы сил в себе не нашли.

Поэтому в первый день мы отправились на многолюдный "Партер", где было, как минимум, три артиста, на которых редакцией Звуков возлагались определенные надежды. А именно Марсиа Кастро (Marcia Castro), Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft) и Антон Беляев.

Итак, Марсиа.
На что мы рассчитывали: на тотальное "латино".
Что мы получили: прикольную смесь рока, попсы, самбы и босса-новы. Авторские вещи вроде хита Na menina dos meus olhos, перепевки Боба Марли (Bob Marley) на португальском, а также некие песни "севера Бразилии", под которые "танцуют с зонтиками". Что бы это ни значило. Иногда звучало тяжеловато и суховато - несмотря на дождь и зонтики. Но версия "Генералов песчаных карьеров" покорила всех. Марсиа с ролью "открывалки" справилась на пять.

Далее на том же Партере объявили нечто перпендикулярное: норвежский новый джаз. Ну, джаз этот, прямо скажем, не очень новый, да и не совсем джаз. Но какая разница, если речь идет о культовом человеке по имени Бугге Вессельтофт? В Москве он играл один-единственный раз лет десять назад в каком-то уже не существующем клубе на "Красной розе". Теперь в Москву привез свой проект Bugge & Friends. По стечению обстоятельств среди друзей оказался важный человек — трубач Нильс Петтер Молвэр (Nils Petter Molvær), у которого тут особый культ. Молвэр — артист дорогой, так что привезти его никак не могли все эти годы. Но Бугге, как он сообщил вашему корреспонденту, вытащил мэтра легко: они, дескать, "друзья и соседи". Везде дружба и связи, понятно. Сет Бугге, его группы и Молвэра — это нечто.
Что мы предчувствовали: разреженный холодный nu jazz с обилием электроники.
Что мы получили: в общем, то же самое плюс драйв и всякое хулиганство. Например, Бугге взял айпад и делал вид, что играет в некую шумную игру. Или нарочито страшно шумел на своем Fender Rhodes. Группа с тремя (!) ударниками, басистом и тенор-саксофонистом — выше всяческих похвал. А Молвэр живьем - это отдельное удовольствие. Минус: все-таки многовато было шумов. Хотелось больше внятных импровизаций. Тем более что и Бугге, и Нильс - большие в этом деле мастера.

К норвежцам, как ни странно, просто отлично пристыковался Антон Беляев и его Therr Maitz. Настоящий поп-герой года, Беляев шутил, играл на клавишах и отменно пел. В общем, как в записи и растиражированных роликах - так и на сцене. Одна фанатка сообщила мне, что на днях на "Дикой мяте" Беляев жег, а здесь "дождь и непонятно что будет". Дождь прошел коротко, распогодилось - и Therr Maitz были жаркими.
Что мы ожидали: кавер-программу.
Что получили: всего понемножку, плюс реальный драйв.

В то же время на площадке "Аристократ" - она традиционно самая джазовая, для истинных любителей жанра, а не отдыхающих на травке,- проходит фестиваль "Новый Орлеан". Ну то есть музыканты из Нового Орлеана, где, согласно всем энциклопедиям, в 1917 году родился джаз. Мы застали финальный концерт вечера - группу Hot 8 Brass Band. Оригинальный состав, октет: два трубача, три тромбониста, тубист и два барабанщика. Но без ударной установки: барабаны висят на музыкантах, как для прогулок по улицам.
Чего мы ожидали: что будет традиционный marching band - марширующий оркестр со всяким смешным ретро. Вроде Go Down, Moses.
Что услышали: сплошь авторскую и оригинальную музыку. Мощнейшие пачки духовых. Рэп. Весело. Сама по себе музыка не очень интересна — никаких особенных мелодий, интересных гармоний и импровизаций. Но зато действительно мощно и весело. Людям искренне понравилось.


Наконец, стоило зайти на площадку "Каприз". Между прочим, одна из самых уютных площадок "Усадьбы", что раньше как-то не замечалось. Финалист вечера - коллектив Мириам и Армена Мерабовых. Заметный в Москве джазовый состав. Прекрасный горячий пианист и клавишник Мерабов, его супруга - обладательница масляного голоса, созданного будто специально для соул и прочих роскошных стилей. Духовая секция и ритм-секция. Всем им было тесновато на небольшой сцене, что жаль.
Чего мы ожидали: клубного сета из стандартов.
Что мы получили: оригинальные композиции и Ивана Линса (Ivan Lins).

15.06.2014, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: