Если кто-нибудь вам скажет, что обошел все концерты фестиваля "Усадьба. Джаз" и выбрал лучшие - не верьте. Одному человеку это не под силу. Потому что концертов много, в программе open air они "налезают" друг на друга. Да и как сравнивать поп, джаз, этнику и импровизационную музыку? А также всяких там поп-селебрити, в роли которых в этом году был аж сам Леонид Агутин. Писать о котором мы сил в себе не нашли.
Поэтому в первый день мы отправились на многолюдный "Партер", где было, как минимум, три артиста, на которых редакцией Звуков возлагались определенные надежды. А именно Марсиа Кастро (Marcia Castro), Бугге Вессельтофт (Bugge Wesseltoft) и Антон Беляев.
Итак, Марсиа.
На что мы рассчитывали: на тотальное "латино".
Что мы получили: прикольную смесь рока, попсы, самбы и босса-новы. Авторские вещи вроде хита Na menina dos meus olhos, перепевки Боба Марли (Bob Marley) на португальском, а также некие песни "севера Бразилии", под которые "танцуют с зонтиками". Что бы это ни значило. Иногда звучало тяжеловато и суховато - несмотря на дождь и зонтики. Но версия "Генералов песчаных карьеров" покорила всех. Марсиа с ролью "открывалки" справилась на пять.
Далее на том же Партере объявили нечто перпендикулярное: норвежский новый джаз. Ну, джаз этот, прямо скажем, не очень новый, да и не совсем джаз. Но какая разница, если речь идет о культовом человеке по имени Бугге Вессельтофт? В Москве он играл один-единственный раз лет десять назад в каком-то уже не существующем клубе на "Красной розе". Теперь в Москву привез свой проект Bugge & Friends. По стечению обстоятельств среди друзей оказался важный человек — трубач Нильс Петтер Молвэр (Nils Petter Molvær), у которого тут особый культ. Молвэр — артист дорогой, так что привезти его никак не могли все эти годы. Но Бугге, как он сообщил вашему корреспонденту, вытащил мэтра легко: они, дескать, "друзья и соседи". Везде дружба и связи, понятно. Сет Бугге, его группы и Молвэра — это нечто.
Что мы предчувствовали: разреженный холодный nu jazz с обилием электроники.
Что мы получили: в общем, то же самое плюс драйв и всякое хулиганство. Например, Бугге взял айпад и делал вид, что играет в некую шумную игру. Или нарочито страшно шумел на своем Fender Rhodes. Группа с тремя (!) ударниками, басистом и тенор-саксофонистом — выше всяческих похвал. А Молвэр живьем - это отдельное удовольствие. Минус: все-таки многовато было шумов. Хотелось больше внятных импровизаций. Тем более что и Бугге, и Нильс - большие в этом деле мастера.
К норвежцам, как ни странно, просто отлично пристыковался Антон Беляев и его Therr Maitz. Настоящий поп-герой года, Беляев шутил, играл на клавишах и отменно пел. В общем, как в записи и растиражированных роликах - так и на сцене. Одна фанатка сообщила мне, что на днях на "Дикой мяте" Беляев жег, а здесь "дождь и непонятно что будет". Дождь прошел коротко, распогодилось - и Therr Maitz были жаркими.
Что мы ожидали: кавер-программу.
Что получили: всего понемножку, плюс реальный драйв.
В то же время на площадке "Аристократ" - она традиционно самая джазовая, для истинных любителей жанра, а не отдыхающих на травке,- проходит фестиваль "Новый Орлеан". Ну то есть музыканты из Нового Орлеана, где, согласно всем энциклопедиям, в 1917 году родился джаз. Мы застали финальный концерт вечера - группу Hot 8 Brass Band. Оригинальный состав, октет: два трубача, три тромбониста, тубист и два барабанщика. Но без ударной установки: барабаны висят на музыкантах, как для прогулок по улицам.
Чего мы ожидали: что будет традиционный marching band - марширующий оркестр со всяким смешным ретро. Вроде Go Down, Moses.
Что услышали: сплошь авторскую и оригинальную музыку. Мощнейшие пачки духовых. Рэп. Весело. Сама по себе музыка не очень интересна — никаких особенных мелодий, интересных гармоний и импровизаций. Но зато действительно мощно и весело. Людям искренне понравилось.
Наконец, стоило зайти на площадку "Каприз". Между прочим, одна из самых уютных площадок "Усадьбы", что раньше как-то не замечалось. Финалист вечера - коллектив Мириам и Армена Мерабовых. Заметный в Москве джазовый состав. Прекрасный горячий пианист и клавишник Мерабов, его супруга - обладательница масляного голоса, созданного будто специально для соул и прочих роскошных стилей. Духовая секция и ритм-секция. Всем им было тесновато на небольшой сцене, что жаль.
Чего мы ожидали: клубного сета из стандартов.
Что мы получили: оригинальные композиции и Ивана Линса (Ivan Lins).
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)