Кто: Шивум Шарма
Откуда: Лондон, Великобритания
Лейбл: National Anthem
Джеймс Блейк (James Blake) – один из немногих модных исполнителей, чья деятельность не вызывает у меня нареканий, а одаренность – сомнений. Да, его музыка, пожалуй, не дотягивает до стоящих за ней амбиций. Но амбиции-то эти придумал не сам Блейк, а те, кто безапелляционно провозгласил его гением, – кучка завсегдатаев тамошних, британских «Стрелок» и «Солянок». Если опустить ложную, навязанную нам элитарность творчества Блейка, мы получим просто хорошего музыканта, который обладает хорошим голосом и умеет делать хорошие аранжировки. И песни пишет не выдающиеся, но хорошие – умеренно жеманные, почти женственные: неслучайно самой удачной его работой лично мне кажется кавер на старый хит Джони Митчелл (Joni Mitchell) “A Case of You”. Другое дело, что намоленный хипстерами флер избранности помог Джеймсу Блейку стать одной из системообразующих фигур современной музыки и породить плеяду соул-певцов нового поколения: Джейми Вуна (Jamie Woon), Sampha и сегодняшнего героя рубрики «Ниже радара» – лондонца по имени Шивум Шарма.
Шивум Шарма – 19-летний самородок, которым уже заинтересовались локальные островные воротилы: так, продюсером его дебютного EP “Flicker” (2014) стал обаятельный скромняга Kwes, ранее отметившийся сотрудничеством с Деймоном Албарном (Damon Albarn), Speech Debelle и Ghostpoet. На пластинке – два оригинальных трека: собственно, “Flicker” (меланхоличная, изрядно затянутая соул-баллада с надоедливым клавишным проигрышем) – и “Only You” (еще одна соул-баллада – повеселее и побыстрее). Обе песни – в общем-то, нескучные и при первом прослушивании даже вызывают желание покивать в такт. Но на второй-третий раз упорство, с которым Шивум Шарма пытается затолкать блейковскую манеру пения в координаты фильмов про Зиту и Гиту, начинает вызывать недоумение и раздражение.
Джеймс Блейк придумал совершенно другой соул. Не такой попсовый, как у Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake), не такой размашистый, как у Эми Уайнхаус (Amy Winehouse), не такой эмоционально насыщенный, как у Эмели Санде (Emeli Sande). Романтичный, нежный – и в то же время холодноватый, отстраненный и отнюдь не душевный, что в корне противоречит самой идее жанра. Выплакав в песнях несколько ведер слез, Блейк сохранил свое счастливое мальчишество – даже несмотря на то, что его второй альбом называется “Overgrown”. В печали Блейка больше спокойного удивления – ну ничего себе, какую боль может пробудить очередной разрыв с очередной женщиной, – нежели отчаяния. Да и на женщин этих его лирическому герою наплевать: собственный богатый внутренний мир гораздо интереснее чужого.
Шивум Шарма сделан из того же теста, и его наверняка ждет вполне сопоставимый успех. На это прямо указывает, в том числе, грандиозное и, будем честными, несколько неожиданное признание, полученное Сэмом Смитом (Sam Smith): многие соул-интонации последний явно позаимствовал у Блейка. Впрочем, есть между этими синонимичными исполнителями и существенное различие. Блейк – канонический англичанин. Как внешне, так и по темпераменту он не соответствует образу соул-певца, что – пусть и не предумышленно – придает его музыке ироничное обаяние. Шивум Шарма – наполовину индиец. Очень серьезный наполовину индиец. Конечно, похвально, что он не отказывается от своей национальной идентичности, а, напротив, стремится ее подчеркнуть. Но делает он это чудовищно прямолинейно, и как бы трогательно Шивум Шарма ни завывал, в голову приходит ассоциация не с мантрами, а с Митхуном Чакраборти.
Культурные связи между Британией и Индией сильны, и Шивум Шарма – не первый исполнитель, который пытается торговать на британском музыкальном рынке индийским колоритом. Есть, например, группа Cornershop – не сказать, что очень популярная, но крепко засевшая в нише "Индии-рока". Просто Шивум Шарма взвалил себе на плечи непосильный груз: все-таки соул – в первую очередь музыка чернокожих американцев. Для того, чтобы грамотно наложить на нее индийский вокал, нужно во-первых, блестяще разбираться в особенностях певческой культуры разных этносов, во-вторых, иметь развитое чувство меры. Музыкант, еще не вышедший из подросткового возраста, по определению не может обладать этими качествами. С другой стороны, уже сейчас очевидно, что именно благодаря этой ложной экзотике Шивум Шарма и станет любимцем все тех же оголтелых блейкофилов, которые опять создадут себе идола, толком не разобравшись, что к чему.
Почитать: https://www.facebook.com/shivumsharmamusic
Купить: EP “Flicker”
Услышать живьем: Даты ближайших выступлений не анонсированы
Похожие исполнители: James Blake, Ella Eyre, Oscar Key Sung
Мнение: «Уже по первому синглу легко предсказать, что Шивум Шарма обречен на то, чтобы стать суперзвездой» This Is Fake DIY
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)