Новый альбом группы Zorge, вышедший всего через две недели после одноразового воссоединения Tequilajazzz на площадке московского «Главклуба», показал, насколько всё же Зорге и Текила - две совершенно разные истории. Да, между звучавшими в «Главклубе» рок-боевиками и замысловатым звуком со сложными структурами, который проповедуют Зорге, есть связующее звено в виде альбома «Журнал живого». Но даже и с остановкой путь выходит неблизкий. Если по дебютной пластинке о музыкальном почерке Зорге можно было только делать предположения, то после выхода альбома «Что мы знаем о равновесии» (который похож на своего предшественника примерно так же, как «Сто пятьдесят миллиардов шагов» похож на «Целлулоид» - не копии друг друга, но явно части общей истории) можно уже и говорить об интересных закономерностях, и подмечать какие-то особенности, касающиеся именно второго альбома.
Общее.
Зорге играют прог.
Подозреваю, что и от поклонников группы, и от самих музыкантов за это определение можно схлопотать по башке, но тем не менее, это он. Не семидесятнический прог-рок про эльфов с блеющим вокалом, а примерно та «прогрессивность», что в девяностые была у Tool. Яркие мелодии, которых тут в избытке, декорированы настолько затейливо (что ни песня, то замысловатый ритмический размер, неочевидные гармонии или вольное движение между тональностями), что даже и не знаешь, что здесь первично, форма или содержание.
Тексты – равноправная часть этой звуковой мозаики.
Кит Ричардс (Keith Richards) не раз говорил в интервью, что его ключевая задача как сонграйтера – правильно выстраивать в текстах гласные. В русском языке дело обстоит сложнее – набор звуков совсем другой. И тексты Евгения Фёдорова, кажется, устроены так, что главное в них – последовательности согласных, этакий Маяковский на новый лад. «Не доверять эстетике – вот основа этики» - казалось бы, не слишком певуче, но в обрамлении сложной музыки звучит красиво до одури. Этот «фоноцентризм» содержанию при этом ничуть не вредит – внутри у этих песен прямо-таки гумилёвская романтика.
На пластинке есть хиты, но вряд ли они станут народными.
«Патруль» - песня просто восхитительная. Тут есть и привязчивый мотив, и драйв, и романтическая героика, без которой стадионному хиту никуда. И всё же и эта, и остальные девять песен – это всё же рок для интеллигентов. Добрая половина, а то и две трети из тех, кто заполнил «Главклуб» на концерте Текилы пришли рубиться под хардкор или петь хором «Тему прошлого лета», и даже «Патруль» или песня «Голоса», в которой поп-гармония отдаёт чуть ли не группой Секрет - это для них почти как Джон Колтрейн (John Coltrane).
Инструменты второго плана – новая краска.
В интервью по случаю выхода альбома, Фёдоров главным отличием этого диска от дебютника называл обилие электроники. Если это и так, внимание на синтетическом звуке совсем не фиксируется – не то, чтобы Zorge вдруг загудели синтезаторами и застучали ритм-машинами как это не так давно делали, например, Mogwai, The Killers или Franz Ferdinand. А вот в инструментах второго плана (где и прячется основная часть электроники) сюрпризов немало. В песне «Секрет» звучит ханг-драм, в «Что утаил Ватикан» - металлофон (очень хочется приписать это участию в проекте Мити Гольцмана, хотя возможно это и не его рук дело). В «Киссинджере» и том же «Ватикане» слышны клавиши. А проигрыш в середине «Секрета» отдаёт не то группой Maserati, не то краут-роком, не то Стивом Райхом (Steve Reich). Слышать такие вещи в контексте русскоязычного рока – бальзам на уши.
«Что мы знаем о равновесии» - альбом интровертный.
В том же интервью Евгений говорит о негативных эмоциях, которые в этот альбом просочились. И снова, в глаза это совсем не бросается. Если уж на то пошло, злости и негатива куда больше было в Tequilajazzz. Здесь скорее истории с открытой концовкой, вопросы без ответов и разговор с самим собой. Даже в песнях с яркими припевами непременно находится фрагмент созерцательный, устроенный в эмоциональном плане как заковыристая инструментальная музыка, те самые краут или минимализм, эмоций наружу не выплескивающие.
Zorge по-прежнему чертовски самобытны.
Сколько ни проводи параллелей, все они – про какие-то частные, микроскопические фрагменты и влияния. Картинка в целом ни на какие аналогии не наводит и этим в очередной раз поражает – это какая-то природная самобытность, как у Bjork, Radiohead или Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom). Это, похоже, и есть современный рок. Но не того плана, что рождает сотни подражателей и превращается в тренд, а того, что так и живёт в гордом одиночестве.
Презентация альбома "Что мы знаем о равновесии"
Москва, клуб 16 тонн
14 декабря, 21:00
Дата образования:
1 января 2010
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)