BBC Sound of – предприятие неоднозначное. Хотя бы потому, что у него, на мой взгляд, нет четкой целевой аудитории. С одной стороны, кажется, будто оно ориентировано на слушателей: эксперты выбирают исполнителей, за которыми однозначно стоит следить. С другой, это своеобразный маячок для самих музыкантов – мол, не расслабляйтесь, мировая слава вот-вот нагрянет. С третьей, BBC Sound of запускает своеобразную гонку между музыкальными журналистами: кто лучше всех похвалит самого перспективного новичка – тот и выиграл. Дело это, конечно, неблагодарное, но, раз уж условия игры настолько просты, почему бы в ней не поучаствовать. Итак, вот они, герои BBC Sound of 2014 – ну, и мои скромные попытки погладить их по или против шерсти.
Сразу оговорюсь, что уверенно прогнозировать шорт-лист сложно – из-за небывалого жанрового разнобоя. Однако в него почти наверняка войдет Клоэ Хоул (Chlöe Howl). Во-первых, ей всего 18 лет, а для экспертов BBC молодость в последнее время стала весомым аргументом в пользу исполнителя. Во-вторых, Клоэ Хоул, с этой ее ангельской улыбочкой, напоминает Лили Аллен (Lily Allen) на заре карьеры. А мы все помним, какой фурор среди высоколобых британцев произвела в 2006 году пухленькая девица, полная ненависти к противоположному полу. Наконец, в-третьих, Клоэ Хоул чисто энергетически отличается от подавляющего большинства поющих красоток: в ней нет ни подчеркнутой сексуальности, ни глупой загадочности, ни надуманной меланхолии. Только бьющая через край дерзость. Клоэ Хоул – teddy-girl на новый лад; типаж относительно редкий и оттого, наверное, ценный.
Внимания, безусловно, достойны Сэм Смит (Sam Smith) и Ник Мавли (Nick Muvley). Первый – классический поп-певец: с виду – брат-близнец Бой Джорджа (Boy George), в остальном – вполне себе конкурент Адель (Adele). К тому же имеет в копилке совместные работы с Disclosure и Naughty Boy. Второй – бывший участник джазового квартета Portico Quartet, чья дебютная пластинка “Knee-deep in the North Sea” (2007) была номинирована на Mercury Prize. Правда, в сольной карьере Ник Мавли довольно далеко ушел от джаза: он мешает латино-американские мотивы с сыроватым, сумрачным фолком в традиции Ника Дрейка (Nick Drake). В пару к Нику Мавли в лонг-листе BBC явно просится Люк Ситал-Сингх (Luke Sital-Singh), но он какой-то совсем невыразительно-слащавый.
Мой личный фаворит – бристолец Джордж Эзра (George Ezra). Дело в голосе. Не знаю уж, к сожалению или к счастью, но голос постепенно уходит в разряд второстепенных инструментов музыканта, и вернуть ему авторитет пытаются разве что продюсеры сами понимаете какого телешоу. Не думаю, что талант измеряется октавами, да и моих любимых исполнителей вряд ли можно назвать выдающимися вокалистами, но иногда даже мне хочется следить не за полетом мысли в лирике, не за предсмертными хрипами струн, а исключительно за тем, как певец перекатывает в горле ноты. Джордж Эзра – как раз тот случай. У него чудовищно красивый голос: густой, не по возрасту крепкий, в меру разбавленный мужественной хрипотцой. Правда, боюсь, что судьям этого будет недостаточно для того, чтобы вывести Эзру на пьедестал: автор-исполнитель задушевных баллад – все-таки не совсем герой нашего времени.
Нарочитая модность для BBC Sound of вряд ли является важным критерием: King Krule в прошлом году остался за бортом первой пятерки. Но если предположить, что на этот раз подход изменится и эксперты решат угодить охочей до невнятных шептунов молодежи, то хорошие шансы имеет FKA twigs: при должном рвении она способна заткнуть за пояс набившую оскомину Grimes. На ту же полку отправляется шведо-австралийский дуэт Say Lou Lou, который играет довольно скучный дрим-поп. Не в пример перечисленным выше, остроносая барышня под сценическим именем BANKS вызывает приятные ассоциации с Фионой Эппл (Fiona Apple) и даже годится на роль поп-иконы нового поколения – таинственной, неулыбчивой и упивающейся своим одиночеством.
Самые странные пациенты BBC Sound of – соул-страдальцы MNEK и Sampha. Странные в том смысле, что непонятно, за какие заслуги их в лонг-лист включили: им пока вообще нечего предъявить, кроме бесконечных, однообразных коллабораций с Джесси Уэйр (Jessie Ware) и Rudimental (Самфа правда успел засветиться на последнем альбома Дрейка). Право возглавить чернокожий десант имеет, пожалуй, Kelela – r’n’b-дива, следующая заветам Aaliyah и Дженет Джэксон (Janet Jackson). На фоне ее мрачной, агрессивной харизмы совершенно теряются инфантильный хип-хопер Chance The Rapper и ностальгический дуэт Jungle, миксующий теплую, ненавязчивую электронику все с тем же соулом, которого и так чересчур много в нынешнем Sound of. Допускаю, что Jungle умышленно ставят во главу угла мягкость и вкрадчивость, но, будь они чуть жестче и наглее, звучали бы более узнаваемо. Кто там еще остался? Muse-ориентированные Royal Blood и я-тоже-хочу-быть-Нелли-Фуртадо Элла Эйр (Ella Eyre)? Ну, про них-то, признаться, и сказать особенно нечего.
В прошлом году в лонг-листе BBC Sound of доминировали юноши – а пятерка победителей получилась почти исключительно женской (мужская половина AlunaGeorge и парочка синти-гуру из Chvrches, уж простите, не в счет). За многих, обделенных вниманием, было обидно. В первую очередь, конечно, за Peace – настоящих героев инди-сцены, которые вроде бы варятся во всех возможных рок-клише – и тут же мастерски их осмеивают. Очень важное, между прочим, умение. С The Weeknd тоже как-то нечестно поступили. Лору Мвулу (Laura Mvula) можно было и повыше закинуть. Впрочем, позволяя себе такую вопиющую вкусовщину, я точно не имею права отказывать в ней экспертам BBC. Так что, кто бы ни занял первое место в рейтинге Sound of 2014, это наверняка кому-нибудь нужно.
Bob DOROUGH (1923)
Dodo MARMAROSA (1925)
Dionne WARWICK (1940)
Grover Jr. WASHINGTON (1943)
Гровер ВАШИНГТОН(мл.) (1943)
Alejandro "Alex" ACUЯA (1944)
Rob TYNER (1944)