На фоне летнего московского фестивального бума концертная программа осени не блещет громкими именами, но по-прежнему отличается чрезвычайной плотностью. Даже с учетом того, что афиша по состоянию на 26 августа не охватывает и половины осенних событий, выбор, как провести вечер, порой оказывается непростым.
По обыкновению, в осенней программе довольно много «проверенных бойцов» - музыкантов, приезжающих сюда с концертами во второй, третий, пятый и так далее раз. И дело тут не в том, что к нам постоянно катаются одни и те же, а в том, что за годы концертного раздолья добрая половина западных артистов уже успела перейти в разряд проверенных, а найти человека, еще не успевшего поиграть в России, уже не так и просто.
Сьюзен Вега (Suzanne Vega) (18 октября, Arena Moscow) в России на особом положении, она входит в узкий клуб звезд, успевших поиграть в Москве еще в девяностые. Её нынешние гастроли – вроде бы без особого повода. С момента последнего приезда в Россию в 2009-м она почти не издавала новой музыки, а лишь старательно приводила в порядок свой бэк-каталог, поделив все песни на тематические компиляции из серии «Close-Up» (на данный момент их вышло четыре). Однако и тут не обошлось без ранее не выходивших песен, так что при желании американка может кое-чем удивить.
Ирландские пост-рокеры God Is An Astronaut на фоне Сьюзен Веги смотрятся почти новичками, однако в России уже успели побывать с полдюжины раз, и всегда собирали аншлаги. Теперь «Астронавты» везут к нам программу нового альбома «Origins», который выходит 16 сентября. Концерты в Москве (Москва HALL, 2 ноября) и Питере (Аврора, 1 ноября) завершают европейскую ветвь их турне. И раз уж речь зашла о пост-роке, нельзя не упомянуть презентацию нового альбома московской группы Mooncake (18 октября, Москва HALL). Над пластинкой москвичи работали почти четыре года и, судя по тому материалу, что уже можно послушать в сети, идея повозиться с материалом подольше себя оправдала.
В «Доме» по обыкновению звучит много экспериментального джаза, и сезон здесь открывается парой концертов хорошо знакомых персонажей. Регулярные гости фестиваля «Музэнерго» швейцарцы Plaistow (6 сентября) – один из самых ярких молодых составов, балансирующих на грани джазовой импровизации и академического минимализма в духе Стива Райха (Steve Reich) (в каком-то смысле Plaistow продолжают идеи австралийцев The Necks). Американский пианист Мэтью Шипп (Matthew Shipp) на этот раз сыграет дуэтом с бразильским саксофонистом Иво Перельманом (Ivo Perelman) (12 сентября), и тут нас ждёт самый настоящий фри-джаз. Стоит добавить, что Шипп и Перельман подписаны на лейбл Leo Records, недавно проводивший здесь собственный фестиваль, и за последний год выпустили сразу три совместных альбома.
Список «проверенных» завершает совсем еще юная певица Emika, обладательница рекорда по количеству концертов в России за последние два года (по этому поводу даже ходили шутки, что англичанка купила здесь квартиру). Эмика по-прежнему «катает» по миру программу альбома “DVA” (и снова русский след) – буквально пару месяцев назад её смесь техно, бас-музыки с печальным вокалом гремела на фестивале Park Live, а 25 сентября Эмика даёт сольник всё в том же клубе Москва HALL.
Еще один давно и хорошо знакомый москвичам электронщик, Люк Вайберт (Luke Vibert) обещает заехать в «Солянку» 1 ноября. Вопреки привычке устраивать выступления в виде долгих и угарных рейверских диджей-сетов, на этот раз Люк обещает лайв, что как минимум интересно.
Editors пока рано записывать в «почти местные», но москвичам они знакомы уже очень хорошо. Три года назад в жару и смог Editors отыграли довольно мощный сет на главной арене «Пикника Афиши». И хотя без хитов вроде «Munich» дело явно не обойдется, в «Известия Холле» 1 сентября у нас есть шанс увидеть совсем другую группу. Тогда был пост-панк и очень электронный по звуку альбом «In This Light And On This Evening», сейчас группа развернулась на 180 градусов и на недавней пластинке «The Weight Of Your Love» демонстрирует почти что американский мейнстрим-рок по заветам Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) начала восьмидесятых.
Но главная радость осени – разумеется, премьеры. И пожалуй, самая важная из них – приезд в Россию калифорнийского девичьего квартета Warpaint (13 ноября, Москва HALL). Пару лет назад американки фигурировали в числе главных открытий крупных европейских фестивалей, однако до России добрались только сейчас. Их главный козырь – умение звучать одновременно драйвово и изысканно. Они удачно совмещают мечтательность дрим-попа восьмидесятых, сумрачный пост-панк в духе Siouxsie and the Banshees и плотную, почти пост-роковую стену гитарного шума.
Сразу два интересных проекта сыграют на мероприятии, которое промо-группа Stop The Silence устраивает 16 ноября (площадка пока не объявлена). Уилл Уизенфельд (Will Wiesenfeld), он же Baths, прописан на лейбле Anticon, однако назвать его музыку хип-хопом язык не поворачивается. На привычные для «антикона» рваные ритмы американец кладёт хрупкие и эмоциональные песни, склоняясь то к чиллвейву в духе ранних Toro Y Moi, то к нью-соулу, то и вовсе куда-то в сторону Arcade Fire. Вместе с ним в Москве сыграет калифорнийский проект oOoOO, уже выступавший в наших краях пару лет назад. Не так давно Крис Декстер (Chris Dexter) и помогающая ему певица считались пионерами витч-хауса и издавались на лейбле Tri Angle. Однако свой дебютный альбом издали самостоятельно, да и звучание их похоже скорее на упаднический чиллвейв.
Вообще, мрачная электроника вполне тянет на статус главной темы концертной осени 2013. 7 сентября в Artplay приезжает американец Уильям Басински (William Basinski), мастер медитативных плёночных лупов, звучащих так, будто где-то за бетонной стеной репетирует симфонический оркестр. А ближе к зиме, 23 ноября (и снова площадка пока не анонсирована) намечается шоукейз одного из самых ярких лейблов 2010-х – лондонского Blackest Ever Black, каждая пластинка которого годится на саундтрек к фильму ужасов. В составе делегации ветеран дарк-эмбиента Lustmord с аудио-визуальным шоу по мотивам нового альбома «The Word As Power», а также лайв британского дуэта Raime, с чьих записей и ведет отсчет история лейбла.
Мрачную тему отлично продолжает второй за месяц визит в Москву Джастина Броудрика (Justin Broadrick), приложившего руку чуть ли не к двум десяткам проектов от death-металлической формации Napalm Death до электронного шугейза Pale Sketcher. На этот раз Джастин едет к нам с пост-металлическим трио Jesu, у которого как раз на подходе новый диск «Every Day I Get Closer to the Light From Which I Came».
Наконец, в списке жанровых тэгов к московским концертам снова появился трип-хоп, и это не может не радовать. Оба мероприятия для любителей неторопливых ритмов пройдут в «Тоннах» в середине октября. Сначала в Россию приезжает канадский дуэт Elsiane (18 октября), затем – продюсер-одиночка из Портленда, именующий себя Emancipator. Обоих отличает нежный звук c обилием живых инструментов в аранжировках, а канадцев – еще и женский вокал, похожий одновременно на Скай (Skye) из Morcheeba и Долорес О'Риордан (Dolores O'Riordan) из Cranberries. Еще один примечательный факт о группе Elsiane в том, что музыканты сами организовывают собственные гастроли и очень любят играть в странах, которые трудно назвать сосредоточением мировой музыки. Из родной Канады Элсиэйн Каплетт (Elsieanne Caplette) и Стефан Сотто (Stephane Sotto) уже успели добраться и до Польши, и даже до Грузии.
Читайте также:
Поп-концерты осени
Джазовые концерты осени
Рок-концерты осени>
Электронные концерты и танцевальные вечеринки осени
Joe FARRELL (1937)
John ABERCROMBIE (1944)
Robben FORD (1951)
Marios ILIOPOULOS (1969)
Paul VAN DYK (1971)
Sylvester (1988)