Trixie WHITLEY  Ниже радара: Trixie Whitley

Трикси Уитли: папина дочка.

Trixie Whitley
Кто: Трикси Уитли
Откуда: Бруклин, Нью-Йорк, США
Лейбл: Strong Blood Music

Я не очень люблю музыкальные клипы. Этот жанр мне всегда казался надуманным и избыточным. Попыткой с помощью визуального ряда скрыть недостатки музыки. Впрочем, категория клипов, которые я смотрю с удовольствием, все же существует. Устроены они просто: в кадре – один человек. Необязательно один и тот же. Необязательно тот, кто написал и спел композицию. Необязательно красивый. Но обязательно один. Крупным планом. На максимально простом фоне. Все видео держится только на его мимике, жестах, взгляде. Самый яркий пример – “Nothing Compares 2 U” Шинейд О’Коннор (Sinead O'Connor). Любимый пример – “Dead American Writers” Tired Pony. Относительно новый пример – “A Thousand Thieves” Трикси Уитли.

Трикси Уитли – американская певица бельгийского происхождения. Ее отец, известный блюзмен Крис Уитли (Chris Whitley), несколько лет жил в Генте, играл с местными группами, торчал в студии и между делом успел обзавестись дочуркой. В 2005 году Уитли умер от рака легких, а Трикси твердо решила пойти по стопам родителя – благо, она уже не раз принимала участие в его записях, и голос позволял претендовать на звание востребованной вокалистки. К 25 годам она успела поработать с Робертом Плантом (Robert Plant), Марианной Фейтфулл (Marianne Faithfull), Джо Генри (Joe Henry) – словом, с кучей персонажей, от одного упоминания имен которых у любого прошаренного в музыке человека начинает благоговейно дрожать подбородок.

О себе Трикси Уитли тоже не забывала и выпустила три EP: “Strong Blood” (2008), “The Engine” (2009), “Live at Rockwood Music Hall” (2011). Полные юношеского максимализма, но при этом очень профессионально сделанные пластинки, оставившие критиков совершенно равнодушными. Парадокс Трикси Уитли заключается в том, что музыкальные пороги она обивает уже далеко не первый год – и все равно почему-то воспринимается как начинающий исполнитель. Ее часто приглашают на фестивали, она много и регулярно гастролирует – но никак не выберется из категории “молодо-зелено”. Даже я, будучи абсолютным, безоговорочным приверженцем мужской музыки, мужских голосов и мужской лирики, знаю ее довольно давно. И, тем не менее, пока не могу признать за ней права считаться “уже не новичком”.

У Трикси Уитли прекрасные вокальные данные. У Трикси Уитли очаровательно неуклюжая, хулиганская пластика. У Трикси Уитли очень узнаваемая подача, которая выгодно отличает ее от сонмов приджазованных девиц вроде ZAZ. У Трикси Уитли сильные, запоминающиеся лайвы. Не слишком динамичные и, наверное, все-таки не совсем фестивальные, но интересные, разнообразные, выстроенные с умом. У Трикси Уитли даже вышел лонгплей “Fourth Corner” (2013) – на мой вкус чересчур девчачий, но грамотно и ловко сочетающий в себе черты альтернативного рока, соула и блюза. Живой и искренний. В Трикси Уитли сразу распознаешь не просто контральто на ножках, а самобытную, яркую личность. Но чего-то не хватает.

Как бы цинично это ни звучало, Трикси Уитли слишком зависима от рано и так несправедливо покинувшего ее отца. Не могу сказать, что Крис Уитли оказал на дочь значительное музыкальное влияние – оно ощущается скорее на уровне подтекста. Но его авторитет для Трикси чрезвычайно велик, и она словно боится, что, заняв в музыке собственное место, навсегда вытеснит оттуда Уитли-старшего. Поэтому и кажется, будто певица до сих пор пробует – хотя в реальности уже вовсю делает. Конечно, кощунственно ругать девушку за то, что она хранит память об умершем родственнике. Но Трикси – не просто девушка. Она – талантливый исполнитель, а в их вселенной, увы, действуют более суровые законы.

Где можно услышать: 11 июля Трикси Уитли выступит на Джазовом фестивале в Генте, 19 июля – на фестивале Blue Balls Festival в Люцерне.

09.07.2013, Мария СМИРНОВА (ЗВУКИ РУ)