Benin City
Кто: Джошуа Айдехен (Joshua Idehen, вокал), Том Липер (Tom Leaper, саксофон), Тео Бакингем (Theo Buckingham, ударные)
Откуда: Лондон, Великобритания
Лейбл: Audio Doughnuts / AD Music Group
Я очень плохо разбираюсь в джазе. Точнее, совсем не разбираюсь и ужасно по этому поводу комплексую. Странно получается: я с легкостью удерживаю в голове сонмы британских индюшат, но практически не могу отличить Клиффорда Брауна (Clifford Brown) от, например, Ли Моргана (Lee Morgan). Позорище. А недавно телеканал «Культура» запустил шоу «Большой джаз»: это что-то типа «Фабрики звезд» – только про джаз. Я честно пыталась его смотреть. И местами мне даже нравилось. И порой возникала иллюзия того, что вот, наконец-то, хоть что-то прояснилось. Потом все застопорилось: в шоу постоянно повторялась одна фраза, и она меня страшно раздражала: «Если вы не любите джаз – значит, вы еще слышали настоящего джаза». Или что-то подобное. Ребята, это же просто смешно: так можно сказать о чем угодно. «Если вы не любите вкус дерьма – значит, вы еще не ели настоящего дерьма».
Лошков вроде меня нельзя пытаться приучить к джазу с помощью странных, ничем не подкрепленных постулатов. Лучше для начала подсунуть им – то есть нам – не особенно интеллектуальную музыку, которая отчасти эксплуатирует джазовые приемы. Ну, например, лондонский коллектив Benin City. Разномастное трио играет причудливую смесь хип-хопа, драм-н-бэйса, дабстепа, ска – и периодически во всю эту мешанину вклинивается саксофон. Если Тома Липера выдернуть из Benin City и запихнуть в мини-оркестрик в каком-нибудь новоорлеанском кафе с живой музыкой, он там будет звучать как влитой. Насчет смотреться – не уверена. А вот звучать – точно.
Собственно, Benin City и начинали как оркестр из семи человек: контрабас, труба и прочие прелести. Но в один прекрасный момент Айдехен, Липер и Бакинхем – костяк коллектива – поняли, что толпа на сцене и в студии им не помогает, а, наоборот, мешает. Мало иметь в распоряжении нескольких хороших музыкантов – надо еще уметь с ними управляться. Вместо того, чтобы писать новый материал, Benin City приходилось учиться искать многоступенчатые компромиссы. «Когда нас было семеро, мы вообще не понимали, что творим, – признается Джошуа Айдехен. – Теперь мы остались втроем, и это огромный шаг вперед. Нам безумно нравится работать в таком составе. Лучше просто быть не может».
Решение избавиться от балласта было, на мой взгляд, абсолютно верным. Конечно, все мелкие промахи сразу выплыли наружу: в частности, стало очевидно, что солиста почему-то не используют в полную силу. Раньше голос Айдехена терялся в инструментальной какофонии. Теперь вдруг выяснилось, что у него очень приятный тембр, и глупо тратить его только на речитативы. Щепотка соула еще никому не повредила. Вместе с тем, разобравшись в количеством участников, Benin City удалось четко и прямо заявить о себе. Сказать: «да, мы такие – нервные и агрессивные. Под нашу музыку нужно не вздыхать, а месить грязь на фестивале. Не нравится? До свидания».
Если мыслить сравнительными категориями – куда ж без них, – то Benin City напоминает смесь Prodigy, Metronomy и Petite Noir. В их дебютном альбоме “Fires In The Park”, который вышел не далее, как вчера, явно прослеживается влияние “The English Riviera” (2011) – последней пластинки Джозефа Маунта (Joseph Mount) и компании. Или как там принято говорить у суеверных? Не последней, а крайней? Ладно, пусть будет крайняя. Правда, Benin City существенно повысили градус жесткости: в треках Metronomy она сглажена всякими электронными примочками. В случае с Benin City функцию буфера, который не позволяет ритм-секции задавить слушателя, выполняет тот самый околоджазовый саксофон. Он же становится своеобразной пищей для ума: интересно ведь разобраться, почему Benin City обратились именно к этому инструменту. И вот тут как раз и всплывает джаз как самостоятельное музыкальное и культурное явление. Эх, всему-то тебя нужно учить, телеканал «Культура».
Где можно услышать: даты ближайших концертов не анонсированы.
1993 – Умер композитор и джаз-роковый виртуоз Фрэнк Заппа. Перед смертью он не успел закончить свой шедевр - альбом, который должен был быть записан целиком под водой »»
Jeff BRIDGES (1949)
Cassandra WILSON (1955)
JAY-Z (1969)
Robby VALENTINE (1969)
Ferry CORSTEN (1973)