Долгая карьера, на протяжении которой музыканту или группе удается практически постоянно быть в тренде – случай чрезвычайно редкий. Первым делом в голову придёт Мадонна (Madonna) – возможно, за вычетом последних двух альбомов. Возможно, Кайли Миноуг (Kylie Minogue), кто-нибудь вроде Майкла Джексона (Michael Jackson). С группами еще сложнее – Radiohead, Pet Shop Boys, Depeche Mode (и то с большими вопросами), а лучше всех этому критерию отвечают New Order. С годами их музыка постоянно видоизменяется, NO практически всё время звучат ровно так, как и следует актуальной группе. При этом они не совершают резких движений, не мечутся и остаются собой – каждый следующий шаг их эволюции логически вытекает из предыдущего, будто они сами и создают эти тренды. И что особенно важно, New Order никогда не изменяет чувство стиля – они не пытаются переиграть молодежь на их поле, не моднятся сверх меры, не заключают странных мезальянсов с продюсерами вроде Тимбаленда (Timbaland) и вообще относятся к сторонней помощи с осторожностью – не пренебрегают, но и не злоупотребляют. Главное свойство музыки New Order в том, что будучи актуальной в момент выхода, она с течением времени совершенно не устаревает, не приобретает своеобразный ретро-привкус, который частенько сопровождает музыку, сделанную по канонам текущего момента. История New Order это в первую очередь история этого дуализма – как оставаться современным, не съезжая в конъюнктурщину и сохраняя верность истокам.
Начав с пост-панка, то есть будучи логическим продолжением Joy Division, New Order тут же пробуют себя на совершенно новой ниве танцевальной поп-музыки. Даже удивительно, что между выходом альбома «Movement» и сингла «Temptation» прошло всего полгода. Не то, чтобы электроника и танцевальные ритмы были чужды Joy Division (взять ту же «Isolation»), но если эта вещь была вдохновлена скорее синтезаторным минимализмом ранних The Human League и Cabaret Voltaire, то New Order быстро смещают вектор именно в сторону танцевальных поп-хитов.
Дальше – больше. Увлечение мородеровским диско («586», «The Village» и, разумеется, «Blue Monday»), а также электро и вытекающий из этого союз с Артуром Бейкером (Arthur Baker) («Confusion»). Но всё это осторожно, без фанатизма, не пускаясь с головой в пучину. Одна рука – на пульсе истории, вторая крепко держится за корни. На альбоме «Power Corruption And Lies» танцевальные экзерсисы соседствуют с вполне традиционной пост-панковой «Age Of Consent», которая по духу ближе всего к «Love Will Tear Us Apart».
Статус-кво держится еще несколько лет – на пластинке «Brotherhood», гитарная музыка преобладает, а танцы запрятаны на вторую сторону. А вот на неальбомных синглах при этом творится самая настоящая электро-диско вакханалия – «Shellshock», «True Faith», да и синглами с альбома становится самые что ни на есть дискотечные вещи вроде «Bizarre Love Triangle» или «State Of The Nation». Наконец, альбом «Technique» все же склоняет маятник в сторону танцев. New Order – герои мэдчестера и короли танцевального инди. В их собственном клубе Hacienda гремит эйсид-хаус, они ездят на Ибицу и закидываются экстази с молодым Полом Окенфолдом (Paul Oakenfold). И тем не менее, New Order снова не переходят грань. В вышедшем год назад альбоме Pet Shop Boys “Introspective” эйсид-хауса куда больше (чего стоит хотя бы кавер-версия Sterling Void “It’s Alright”), PSB поглощены этой историей полностью и пойдут по этой дороге дальше. New Order – осмотрятся и сделают паузу.
В 1993-м, когда мейджоры вовсю подбивают клинья под электронщиков, а Pet Shop Boys с головой увлечены трансом, New Order делают крен в строго противоположную сторону. Нет, хаус не забыт. Но ультрамодный Энди Уэзеролл (Andy Weatherall) и юный Пол Ван Дайк (Paul Van Dyk) – только на синглах, а на альбоме вполне консервативные гитарные хиты. Почти брит-поп, молодой и только набирающий силу. Пока Blur и Oasis бьются за мировое господство, New Order отсиживаются в сторонке и занимаются сайд-проектами. Когда же брит-поп, казалось, окончательно иссякает – выдают еще одну яркую гитарную пластинку. В 1983-м на их альбоме гостил Артур Бейкер, теперь стул для гостей занимает пробитый рокер Билли Корган (Billy Corgan). И снова дуализм – нет, вы не подумайте, мы по-прежнему любим электронику, издаем ремиксы, дружим с Chemical Brothers и записываем танцевальные хиты («Here To Stay»).
New Order конца нулевах–начала десятых – группа в первую очередь концертная, и это тоже можно расценить как веяние времени. Новый взлет танцевальной электроники они приветствуют, но относятся к нему во многом критически. В тот момент, когда их экс-басист Питер Хук (Peter Hook) восхищается Давидом Геттой (David Guetta) и Кельвином Харрисом (Calvin Harris), сравнивая их с Бейкером, New Order снова ведут себя как люди опытные и чем попало не увлекающиеся. Да, их текущая концертная программа, с которой New Order и едут в Россию, этакий Greatest Hits Live – процентов на 80 танцевальная. Но упаси боже – никакого EDM, никакого дабстепа, вообще ничего, что можно было бы назвать модным или трендовым, а позже - постыдным. Кажется, умение не слажать там, где слажали все остальные – именно то, что и позволяет Барни Самнеру (Bernard Sumner) и его банде столько лет держаться не просто на плаву, а на гребне волны.
New Order
Москва, Stadium Live
28 июня
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)