ФЕСТИВАЛЬ  Sonar Barcelona: гики, роботы и Скриллекс

Фестиваль электронной музыки Sonar отметил свое 20-летие.

“Вам вот в эту очередь”, спешит обрадовать меня охранник Дворца конгрессов, указывая на длиннющий хвост человек в пятьсот. Ничего себе, думаю, аккредитовали журналистов на юбилей, видимо решили дать пассы вообще всем. Через полтора часа стояния, выясняется, что журналистов тут человек десять, а очередь и вовсе за пропусками на Sonar Pro - профессиональную часть фестиваля, ту что с круглыми столами, конференциями и экспертами, и куда мне совсем не нужно.

Фестиваль Sonar Barcelona отмечает двадцатилетие с размахом, гигантским лайн-апом в пол-афиши мелким шрифтом, дюжиной хедлайнеров шрифтом побольше и новой дневной площадкой. Оно и понятно - главнее фестиваля электроники в Европе нет, а скромность - прямой путь к забвению.

Дневной Сонар в этом году перебрался из уютного Музея современного искусства на площадь Испании, под все мероприятие отдали Дворец конгрессов, достаточно просторный, чтобы вместить всех желающих позагорать на традиционном зеленом ковре, и достаточно камерный, чтобы не выглядеть при этом полем для гольфа.

Помимо традиционных концертных площадок, дневной Сонар - это еще и праздник гиков всех мастей. В холлах специально оборудовали что-то вроде выставочных площадок, где производители дают пощупать разные диджейские гаджеты, кулибины показывают невиданные звукоиздающие машины, а параллельно идут мастер-классы по одновременной игре на смартфонах и планшетах. И, кроме этого, каждый день работает SonarCinema, где целый день что-то показывают: то "Umshini Wam" Хармони Корина, то "We are Modeselektor", то еще что-нибудь в этом роде. Не успел на один показ - не беда, у всех сеансов есть повторы.

При первом взгляде на список выступающих, который умещается на паре листков, можно подумать, что Сонар много сил не отнимет, ну вот три-четыре сета днем, ну три-четыре ночью, и так три дня. При более внимательном изучении предмета, становится ясно: Сонар - настоящий бессонный марафон. И не просто так Red Bull один из главных спонсоров. Дневная часть начинается в 12 дня, а ночная не заканчивается и к семи утра, ночные хедлайнеры выходят кто в 4 утра, кто в 5.30. И это непременно кто-то обязательный - Ричи Хоутин (Richie Hawtin) или Лоран Гарнье (Laurent Garnier). Что при этом делать людям, которые, приехав на Сонар. пытаются еще и город посмотреть - неизвестно.

Первый день дневного Сонара обещал быть сравнительно легким и необременительным. Сет Liars пришлось провести в злополучной очереди не в то окно, но пару недель назад они были на Примевере, где очень бодро презентовали свой шестой диск “WIXIW”, так что тут неожиданностей быть не могло. На экспериментальной сцене SonarComplex Франческо Тристано (Francesco Tristano) показывал свою неоклассику, в SonarDome с полноценным лайвом выступили Metro Area, но моим главным интересом были норвежцы Lindstrom и Тодд Терье (Todd Terje).

Вот вроде бы обычная история - два продюсера с одного лейбла, один пишет отличную электродиско-пластинку, другой пишет на нее ремиксы, дальше едут в тур уже вдвоем, вместе с тем что намикшировали. Получается очень свежо и радостно, и первый день Сонара завершается буйной дискотекой с хоровым исполнением “I wanna dance with somebody”

Прихожу на следующий день, обнаруживаю за сценой исладских дам из Sisy Ey, увиденных мной первый раз год назад на норвержской Тране. Девицы серьезно сменили облик, сняли бабушкины шубы, в этом году уже выступили на исландской части Сонара и вообще доросли до Сонара основного, и собрали своим незатейливым диско-хаусом тысячи три человек на сцене SonarVillage.

Далее их сменили Foreign Beggars - британские рэперы в цветных лосинах, забавные, но не настолько, чтобы жариться под них на барселонском солнышке, тем более что в SonarDome уже начинали свой сет австрийцы Elektro Guzzi. Трое ребят в растянутых трениках подтверждают последний модный тренд среди музыкантов, подсмотренный мной еще на Примавере: чем неказистее, тем авангарднее. И очки бабушкины со стеклами потолще, и тогда вообще отлично. И сразу не скажешь, что перед тобой электронная группа - на сцене гитара, бас, ударные и больше ничего такого. Но играют EG то, что принято называть акустическим техно, и делают это так ловко, что звук пробирает до печенок, и не удивляешься битком набитому залу танцующих людей.

После этого еще можно было потанцевать под дабстеп-диско Джейми Лиделла (Jamie Lidell) и послушать диджей-сеты Мэтью Херберта (Matthew Herbert) и Modeselektor в качестве хорошей подготовки к вечернему Крафтверку. Да и вообще ночь не обещала никакого спокойствия, так как в лайп-апе оказались все самые ожидаемые артисты.

По сути, ночной Сонар - это четыре огромных рейва, проходящих в индустриальных помещениях выставочного центра вроде нашего Крокуса, но находится это все не за МКАДом, а поближе, за Монжуиком, в четырех остановках электрички от площади Испании. Если не хотите на поезде, то от дневной площадки вас сюда доставят специальным автобусом, прямо ко входу привезут.

Kraftwerk с их трехмерным шоу “Retrospective 12345678” были заявлены в качестве номинальных хедлайнеров, и вообще “почетных стариков”, их выступление открывало Sonar by Night. На входе раздавались 3D-очки, и пока набивался зал SonarClub, зрителей натурально пытали басами британские Raime, ничем не удивившие, кроме гула в ушах.

Вот казалось бы, мы тридцать лет слушаем Kraftwerk, ничего нового там уже не может быть, но каким-то неизвестным науке образом, группа умудряется сохранять актуальность и звучать интереснее большинства электронной молодежи. Почти пятнадцать тысяч зрителей, ожидающих в зале - определенное тому подтверждение. А когда раскрылся занавес и на экране появились четыре фигуры под звуки “We are the Robots”, улетучился последний скепсис: Kraftwerk великие - и точка. И все эти песни звучат как в первый раз и копеечному 3D радуешься как ребенок вместе со всем залом и космический корабль, наплывающий на тебя откуда-то из темноты хочется потрогать руками. Сет-лист для этого тура практически повторяет программу "Minimum-Maximum", где-то в середине шоу, на блоке обязательных хитов “Das Model” и “Neon Lights” напряжение спадает и внимание притупляется, а играют Kraftwerk честные два часа.

После сета Kraftwerk трудно было отделаться от ощущения, что теперь можно выдохнуть и пойти веселиться уже наконец. На главной сцене царила какая-то рэп-бурда Major Lazer с танцами и кордебалетом, а все интересное было на дальнем SonarPub, там готовились к выходу Two Door Cinema Club. Год назад эти мальчики-хипстерята играли днем на Сигете, слушали их по сигетовским меркам три с половиной калеки и ничто не предвещало ни хитового альбома, ни такого роста в звуке, ни двенадцатитысячной толпы сейчас, в прайм-тайм ночного Сонара. Несколько утомленная за полтора дня публика принимала их бодрое инди на ура, TDCC сами не верили такому счастью и "This is the Life" спели аж дважды.

Самое смешное, что героем даже не ночи, а всего фестиваля стали не парни из группы “Электростанция” и не английские хипстеры, а тот, кого называют самой известной прической и очками электроники - Скриллекс (Skrillex). Обыграв интернет-анекдот о послании инопланетян, названном дабстепом, Скриллекс появляется на сцене на крыле звездолета, срисованного с корабля “Теней” из сериала “Вавилон 5” и полтора часа месит зал фирменными дропами. Понятно, что сравнивать электронщика в записи и живом исполнении - занятие пустое, но Скриллекса нужно именно смотреть - видео в его шоу не менее важно, чем музыка, и почувствовать что никогда еще электроника не звучала так сильно. И пока преобладает снобское отношение и к дабстепу и к самому Скриллексу, трудно осмыслить что сделал этот щуплый молодой человек (помним про очки, да) для музыки в целом.

После, то у кого оставались еще силы, отправились слушать Ричи Хоутина, а все остальные, кого не интересовал Diplo или Деррик Мэй (Derrick May), оставались ждать транспорта, лежа прямо на асфальте перед воротами барселонского выставочного центра.

В третий день, кто был в состоянии после вчерашнего (сегодняшнего?), те пришли набираться сил на ночь под завораживающую индитронику Chromatics, но в массе своей люди просто сидели или спали на ковре, усыпанном стаканчиками из-под спонсорского пива.

Вторым большим хедлайнером Sonar by Night были Pet Shop Boys. С одной стороны, все понятно - грядет новый альбом, группа переживает вторую молодость, к ним снова появился интерес. Но когда заходишь в зал, сразу недоумеваешь - нет и половины зала вчерашнего Крафтверка, да и вообще тут стоят дамы за сорок с мужьями, и вон вообще испанский фан-клуб группы, похожий на группу круизных туристов. Да и сами PSB какие-то слишком спокойные, если не сказать вялые. Тур “Pandemonium” был как-то поживее и поинтереснее и в плане декораций и в плане песен. Для новой программы PSB выбрали безусловно красивые, но не самые очевидные вещи, разбавив их хитами вроде "Suburbia" и "It’s a Sin". И вроде бы все хорошо и гладко, Нил Теннант переодевается в гламурные костюмы, Крис Лоу нахлобучивает диско-шар себе на голову, танцоры с рогами на головах пляшут, звук отменный, но чего-то всему этому не хватает, как будто бы хочется больше дискотеки и чтобы уже спели New York City boy, но нет, все в рамках программы - три трека с нового диска, "Go West" и "Always on My Mind" на закуску, "Domino Dancing" для эстетов и все, всем спасибо. В общем, вопрос к организаторам “PSB-то вам тут зачем?” повис в воздухе безответным.

На фоне пенсионерского задора PSB отмечаемый на SonarPub десятилетний юбилей лейбла Ed Banger выглядел как праздник нон-конформизма и анархии. Для этого были выбраны самые мощные их артисты - Breakbot, Busy P и Justice. Последние, кстати, будут играть на ВВЦ в рамках фестиваля Park Live.

Завершали Сонар еще два ветерана, которых язык не повернется записать в пенсионеры - Пол Калькбреннер (Paul Kalkbrenner) и классик классиков Лоран Гарнье в своем почтенном возрасте выдал двухчасовую дикую дискотеку для тех, кому уже нечего терять.

19.06.2013, Юлия ГРИГОРЬЕВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: