Чтобы в 2013 году совсем не любить Дейва Грола (Dave Grohl), надо быть или Кортни Лав, или бабой-ягой – что примерно одно и то же. Но заслужить репутацию nicest guy in rock – это одно, а уметь ею пользоваться – немного другое, и режиссерский дебют Грола в этом смысле как нельзя более показателен. Я не пытаюсь сказать, что Дейв оказался еще и выдающимся кинематографистом (это, пожалуй, было бы все-таки чересчур) – но предположительно поставленные им цели фильм выполняет, во-первых, блестяще, а, во-вторых, удачно эксплуатируя не только профессиональные, но и человеческие достоинства Грола.
Если вкратце, то “Sound City” – история рождения, взлета, падения, нового взлета и кончины одноименной звукозаписывающей студии в Лос-Анджелесе, которая даже в свои лучшие годы выглядела как дешевый мотель из фильмов про одноэтажную Америку, зато подарила миру десятки великих пластинок в диапазоне от “Fleetwood Mac” до “Queens of the Stone Age”. Здесь записывались Нил Янг (Neil Young) и Том Петти (Tom Petty), Сантана (Santana) и Grateful Dead, Foreigner и Cheap Trick, Nine Inch Nails и Rage Against the Machine, Джонни Кэш (Johnny Cash) и Элвис Костелло (Elvis Costello) – а также, чтобы мало не показалось, альбом “Nevermind”.
С пролога, как бы воссоздающего путешествие молодых музыкантов Nirvana в легендарную студию, откуда они вскоре выйдут с записью, изменившей мир, “Sound City” предсказуемо начинается, но это не банальное путешествие по волнам чьей-либо памяти и уж тем более не ярмарка тщеславия (хотя, справедливости ради, именно “Nevermind” студию в свое время спас). С энтузиазмом ребенка в магазине игрушек и с мудростью родителя, знающего, на что потратиться, Грол сразу выбирает в истории Sound City Studios самый многозначительный символ и самый интересный артефакт – уникальный звукорежиссерский пульт, на котором все, собственно, и записывалось.
Обсудить этот пульт – Neve - Грол успевает со всеми, включая его пожилого создателя (по такому случаю режиссер и рок-звезда притворяется одновременно нерадивым школьником и Квентином Тарантино, украшая экран комиксовыми сносками типа “jeez…”), но чем дальше, тем очевиднее становится, что разговор ведется не про машину, а про то, какие эмоции она вынимает из людей по обе стороны студийного стекла. К какой бы теме ни обращался Грол, все возвращается к конкретным живым людям – их чувствам и обидам (Рик Спрингфилд, вспоминая грехи молодости, в какой-то момент чуть не плачет), их устремлениям и мотивациям и, конечно, звукам у них в головах.
Ну и немудрено, что, найдя своим многочисленным героям одного-единственного, но могущественного антагониста – программу ProTools, - Грол изящно переходит к третьему акту, обреченному заинтересовать даже тех, кому нет никакого дела ни до истории рок-н-ролла, ни до вписанного в нее звукорежиссерского пульта. Сюжетный “твист” состоит в том, что после окончательного закрытия Sound City Studios Грол купил этот пульт, установил его в собственной студии и пригласил в нее многих причастных к этой истории, от Стиви Никс (Stevie Nicks) и того же Спрингфилда до Трента Резнора и – на правах джокера – Пола Маккартни (Paul McCartney).
С “Битлз”, объясняет Дейв, началась его любовь к музыке, ну а студия Sound City сделала Грола тем, кем он является, так что если уж устраивать “реюнион Nirvana”, то именно с сэром Полом у микрофона и Бутчем Вигом (Butch Vig) за ручками Neve. Научная фантастика? Нет, объясняет “Город звука”, love story.
Купить и посмотреть “Город звука” можно прямо сейчас по адресу http://buy.soundcitymovie.com. Альбом “Sound City: Real to Reel” появится в продаже 12 марта.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)