САУНДТРЕК  Целлулоид: "Самый пьяный округ в мире" и панки в федорах

Ник Кейв и о…евшие легенды кантри - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

На прошлой неделе в российский прокат должен был выйти “Самый пьяный округ в мире” – “гангстерн” австралийца Джона Хиллкота (John Hillcoat), когда-то мастерившего клипы для Depeche Mode и Siouxsie and the Banshees, а потом сработавшегося с земляком Ником Кейвом (Nick Cave) и снявшего при его участии третий хороший фильм кряду. По новым сведениям, российская премьера картины случится в начале декабря, но поскольку график премьер отечественного проката страшно напоминает прогноз Гидрометцентра, а саундтрек к “Lawless” (название литературного первоисточника “The Wettest Country in the World” сразу не прижилось) уже два месяца как в продаже, не будем ждать у моря погоды.

Тем более что, строго говоря, именно саундтрек этого фильма остается его единственным козырем в преддверии стартующего совсем скоро голливудского призового сезона. Несмотря на крепкую репутацию Хиллкота (постановщика вестерна “Предложение” и постапокалиптического роуд-муви “Дорога”) и грандиозный актерский ансамбль (от многоопытных Гэри Олдмана и Гая Пирса до стучащихся в элиту Тома Харди и Джессики Честейн), “Самый пьяный округ в мире” не сорвал ни оваций на фестивалях, ни большой куш в бокс-офисе, вынудив своего американского дистрибьютора The Weinstein Company переключить внимание на другие картины.

Харви Вайнштейну (Harvey Weinstein) жаловаться в этом смысле грешно: в текущем сезоне студия заведует правами на прокат и промоушн “Мастера”, “Джанго освобожденного”, “Ограбления казино”, французского суперхита “1+1” и верного соискателя всех главных “Оскаров” “The Silver Linings Playbook” (в России – прошу прощения – “Мой парень – псих”). Но нет такой оскаровской категории, которая не интересовала бы Харви, и поскольку ни для П.Т. Андерсона, ни для Тарантино новых песен никто не написал, The Weinstein Company уже начала кампанию, целевой аудиторией которой является композиторская ветвь Киноакадемии.

Сочиняющий музыку ко всем фильмам Хиллкота Кейв совмещает здесь сразу три ключевых поста – автора адаптированного сценария (соло) и оригинального саундтрека (как водится, на пару со скрипачом The Bad Seeds и лидером Dirty Three Уорреном Эллисом), а также продюсера саундтрека песенного. Он-то, собственно, и представляет основной интерес: работая в совершенно конкретных обстоятельствах места (Аппалачи) и времени (Великая депрессия), Кейв нашел свежий подход к, мягко говоря, неоригинальной теме (низкий вам поклон, мистер Ти-Боун Бернетт).

“Чего мы не хотели, так это достопочтенного саундтрека, на котором уважаемые американские музыканты исполняют золотые стандарты блюграсса, - объяснялся Кейв в интервью британскому Empire. – Мы хотели чего-то панковского и е…нутого на всю голову – но петь все это позвали легенд кантри вроде Ральфа Стенли (Ralph Stanley), Эммилу Харрис (Emmylou Harris) и Вилли Нельсона (Willie Nelson). Они, конечно, реагировали в духе “что это за х…ня?”, но все равно пели”. Ну а чтобы счастье Кейва и его поклонников было полным, компанию приглашенных гостей пополнил Марк Лейнеган (<>Mark Lanegan) – объект не менее устойчивого культа, удивительным образом никогда не сотрудничавший со своим братом по оружию ранее.

Назвавшись, как же еще, The Bootleggers (посвящен “Самый пьяный округ в мире”, если кто не догадался, задействованным в соблюдении и обхождении сухого закона мужчинам в федорах), Кейв со товарищи записали альбом, на котором 85-летний Стэнли исполняет “White Light / White Heat” The Velvet Underground, а 65-летняя Харрис – “So You'll Aim Towards the Sky” группы Grandaddy (ею озвучена одна из самых жестоких и самых красивых сцен фильма – да и всего 2012 киногода). Ну а для тех, кому и этого мало, Ральф с Эммилу объединяют усилия, а Кейв с Эллисом – оригинальную “Fire in the Blood” со “Snake Song” Таунса Ван Зандта (Townes Van Zandt), чтобы было на диске и что-то максимально близкое к определению “шедевр”.

Фильм от этого определения, в общем, далек, но все претензии к его содержанию (прямолинейный, вторичный, кровавый) более чем компенсируются техникой. Режиссерской, операторской (некоторые кадры просятся в рамку и на стенку), актерской (Харди, кажется, рожден, чтобы лучше всех на свете – как минимум в его поколении - играть животные инстинкты; Честейн украшает – и одухотворяет - любой фильм, в котором появляется; Пирс с выщипанными бровями переигрывает настолько упоительно, насколько позволительно артисту его калибра) – и певческой, соответственно, тоже.

Не верите – послушайте напоследок “Midnight Run” в исполнении Нельсона. Если братья Вайнштейн – люди, стоящие за триумфальными оскаровскими кампаниями “Королевской речи” и “Артиста”, - что-то в чем-то понимают, у этого сочинения есть хорошие шансы оказаться в январе в числе претендентов на “Оскар” в бедовой номинации “Лучшая оригинальная песня”. То, что по новым правилам этих претендентов должно быть не два и не три, а пять, делает эти шансы еще лучше.

18.10.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: