САУНДТРЕК  Целлулоид: "Космополис" и свальный грех

Патриот Кроненберг, миллиардер Паттинсон, Metric в амплуа украшателей титров и Кейнан в роли покойника - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в музыке.

В российский прокат вышел “Космополис” – эзотерический триллер титулованного канадца Дэвида Кроненберга (David Cronenberg), в котором англичанин Роберт Паттинсон (Robert Pattinson) предпринимает еще одну попытку выкарабкаться из тени “сумеречной” саги. Как обычно, безуспешную - хотя мой случившийся вскоре после канадской премьеры фильма дебют в жанре 80-буквенной рецензии - “Американский психопат” встречается с “Пределами контроля” в горячечном бреду” – кое-кто расценил как комплимент картине.

На самом деле, картина у Кроненберга вышла дикая и, вопреки ожиданиям, несимпатичная. Герой Паттинсона, меланхоличный молодой миллиардер, решает, что ему необходимо постричься, садится в лимузин и медленно передвигается по густым манхэттенским пробкам, раз в десять минут вступая в пространные диалоги с артистами калибра Жюльетт Бинош (Juliette Binoche), Саманты Мортон (Samantha Morton) и Матье Амальрика (Mathieu Amalric). Еще он иногда встречается с молодой женой, которая ему не дает, занимается сексом с дамами сговорчивее и вызывает в лимузин врача, чтобы тот проверил ему простату (простата оказывается асимметричной).

Поминутно произносятся высокопарные тривиальности вроде “Люди умирают каждый день”, “Время – корпоративный актив” или “Мы люди мира, нам нужно питаться и общаться”; общаются люди мира преимущественно про курс юаня и “сколько тебе лет?”; эпизодически в кадре начинают швыряться дохлыми крысами; завершается все мучительной сценой с выдающимся Полом Джаматти (Paul Giamatti), сообщающим, что от него воняет и что асимметричная простата – у него такая же – не значит ровным счетом ничего. Как, возникает впечатление, и новая работа автора “Видеодрома”, “Связанных насмерть”, “Экзистенции” и “Оправданной жестокости”.

Одна из немногих отличительных черт, роднящих перечисленные выше старые и, мягко говоря, более удачные фильмы с “Космополисом”, это присутствие в каждом из них композитора Говарда Шора (Howard Shore), дебютировавшего в кино саундтреком к кроненберговскому “Выводку” 1979 года и с тех пор более или менее неразлучного с режиссером. Младший из двух старинных приятелей (Кроненбергу – 69, Шору – 65) всегда шел на компромиссы с индустрией куда охотнее старшего: Шор успел поработать с Бертоном, Финчером и Демме, получить три “Оскара” за посильный вклад в успех “Властелина колец” и стать штатным композитором Скорсезе.

Двенадцать месяцев, разделяющих релиз последнего фильма Скорсезе, “Хранителя времени”, и первого из приквелов “Властелина колец”, уместили в себя сразу две коллаборации Шора и Кроненберга. Первая из них – саундтрек к исторической драме “Опасный метод” про интеллектуальное соперничество Фрейда с Юнгом и высокохудожественную порку Киры Найтли (Keira Knightley) – была преступно обделена оскаровской номинацией (вместо этого Шора отметили за “Хранителя времени”). Вторая недавно дождалась официального релиза в США – и, по-хорошему, вновь обязана оказаться в числе соискателей наград.

Отличился в этот раз, впрочем, не только и не столько Шор, сколько уже сотрудничавшие с ним над саундтреком к, представьте себе, третьим “Сумеркам” канадцы Metric. Я до сих пор убежден, что, не будь третьи “Сумерки” таким скверным кино, их использовавшаяся в виде песни на финальных титрах “Eclipse (All Yours)” имела бы все шансы на внимание академиков. Так или иначе, похоже, что первый опыт совместной работы понравился и композитору, и группе - только что выпустившей превосходную пластинку “Synthetica”, готовящейся выступить одним из хедлайнеров монреальского фестиваля Osheaga и вообще набравшей очень приличный ход.

Авторство очень приличной музыки к “Космополису” Шор с Metric делят, но если красивую и тревожную, под стать ночному Манхэттену, смурь инструментальных треков удобнее записать на счет классика, то звучащая на титрах песня “Long to Live” – чуть ли не главное достоинство фильма - это, конечно же, заслуга молодой шпаны. Остается надеяться, что сотрудничеством с Кроненбергом Metric гордятся больше, чем участием в популярной подростковой франшизе – и живьем “Long to Live”, в отличие от “Eclipse (All Yours)”, будут хотя бы изредка исполнять.

Гордиться сотрудничеством с Кроненбергом вообще-то принято – спросите у Вигго Мортенсена (Viggo Mortensen), звезды “Оправданной жестокости”, “Порока на экспорт” и “Опасного метода” (и, разумеется, трилогии “Властелин колец”, где под доспехами Арагорна актер всегда носил майку хоккейного клуба “Монреаль Канадиенс” – даром что родился он в Нью-Йорке, а живет в Айдахо и Калифорнии). Или у Кейнана (K’naan) – еще одного канадца, исполнителя гимна футбольного чемпионата мира двухлетней давности и одной из ролей в “Космополисе”.

Как уже было сказано, желание постричься герою фильма обходится недешево – и прежде чем Паттинсон доберется-таки до парикмахерской, он узнает массу интересного и о себе, и о мире: о курсе юаня, об асимметрии простаты - и о смерти рэпера Бразы Феза, произведения которого круглосуточно звучат в одном из персональных лифтов миллиардера. Бразу играет как раз Кейнан, до кучи исполняющий песню “Mecca” – текст которой ему помог написать Дон Делилло (Don DeLillo), автор вдохновившего Кроненберга романа “Космополис”.

22.07.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

САУНДТРЕК - свежие публикации: