33-й в истории, шестой для меня и по-прежнему крупнейший на континенте Festival International de Jazz de Montreal был, как водится, богат на имена и события: от редкого выступления Лайзы Миннелли (Liza Minnelli) до рутинного бенефиса Патрика Уотсона (Patrick Watson), от вечера с Van Der Graaf Generator до шоу хип-хоп-супергруппы Deltron 3030. Десять дней, десятки сцен и площадок, сотни сетов: Джеймс Тейлор (James Taylor), Сил (Seal), Нора Джонс (Norah Jones), Tangerine Dream, Зиги Марли (Ziggy Marley), Эсперанца Сполдинг (Esperanza Spalding), ну и так далее.
Но главной темой околофестивальных дискуссий стали в этот раз не концерты, а то, чем монреальский “квартал зрелищ” жил до их начала. В Квебеке повышают стоимость традиционно дешевого по североамериканским меркам образования, студенты, либералы и сочувствующие устраивают в этой связи более или менее ежедневные демонстрации, бьют в кастрюли и носят красные заплатки; движение в даунтауне перекрыто, полиция перевыполняет трудовую норму, доходы городской казны упали на 15%, имидж города страдает. Quartier des Spectacles стал при этом отправной точкой большинства протестов, и главные опасения организаторов сводились к тому, что без демонстрантов не обойдется и фестиваль, и без того недопродавший билетов.
В итоге властные структуры и протестующие объявили месячное перемирие, но осадок, что называется, остался – как бы кто ни относился к содержанию протестов и действиям властей (в числе прочего, принявших временные поправки в закон о демонстрациях), один из самых расслабленных городов на свете этим летом несколько напряжен. К тому же, FIJM 2012 снова выпал на длинный уик-энд, вызванный – по разные стороны границы - Днем независимости США и Днем Канады, и если наплыв туристов в Монреаль оказался меньше обычного, то на выходные в Америку из города уехали многие – включая и автора этих строк.
Явно подустав от жары и концертов (в течение предшествовавшей FIJM недели в Монреале отыграли Radiohead, Keane, Mogwai и The Beach Boys), первый всерьез интересовавший меня фестивальный сет – Джанель Монэ (Janelle Monae) в “Метрополисе” – я умудрился пропустить, тупо не забрав заблаговременно заказанный на него билет. Вялые попытки попасть на Уотсона и Джонс увенчались безоговорочным провалом: билеты на их концерты разошлись первыми. Таким образом, еще до официального старта FIJM 2012 я уже знал, что в этом году моя фестивальная программа будет донельзя – если не на сто процентов – патриотичной: с Руфусом Уэйнрайтом (Rufus Wainwright) в самом начале, с Chromeo под занавес и, если найдется время, с кем-нибудь еще между ними.
Выпустив традиционно неотразимую, спродюсированную Марком Ронсоном (Mark Ronson) пластинку “Out of the Game”, Руфус выбрал для ее монреальской премьеры казавшиеся идеальными декорации: главную сцену FIJM, на закате жаркого летнего дня, на глазах у десятков тысяч благодарных – вход был свободный – земляков. Не раздувая бюджет, организаторы фестиваля нашли вроде бы образцового хедлайнера – едва ли не последнего крупнокалиберного музыканта монреальского происхождения, еще не развлекавшего односельчан даром. Но если Руфус, как обычно, не подвел, то организационная часть шоу увенчалась вообще-то уникальным для FIJM провалом.
Не могу ручаться за первые ряды, но как минимум три четверти пришедших к главной сцене (а это, по самым скромным прикидкам, около 60 тысяч человек) были награждены катастрофически плохим звуком из трещавших, как дрянная уоки-токи, динамиков. В этом богомерзком скрежете тонули слова, строчки и целые припевы, услышать без помех хотя бы одну песню оказалось задачей из разряда невыполнимых. Певцу об этом, кажется, не доложили, поэтому он был предельно благодушен, покорно истекая потом в красном топе с блестками (“когда мне сказали, что сюда приезжает Лайза Миннелли, я понял, что обязан это надеть – твой выход, Лайза!”) и исполняя одну новую песню за другой.
Последнее – еще одна деталь, в целом смазавшая праздник: учитывая то, как редко Руфус играет дома перед такими аудиториями (куда чаще он выбирает театры, церкви или филармонии), да еще и с полноценной группой (а не соло или с симфоническим оркестром), было бы здорово услышать от него хотя бы подобие greatest hits. Шлягеров, однако, набралось за полтора часа ровно три (“The One You Love”, “Going to a Town” и, куда без нее, коэновская “Hallelujah” на бис), а вещи с “Out of the Stars” разбавлялись в итоге песнями на французском, песнями про Монреаль и кавер-версиями. “Сегодня, Монреаль, я даю тебе все, потому что ты дал мне все”, - в какой-то момент изрек Руфус, и хотя чистота его намерений сомнений не вызывала, прозвучали эти слова немного странно – и, опять-таки, не без треска.
В культурном комплексе Place des Arts, где традиционно проходят самые значительные из билетных шоу FIJM, на звук жаловаться не принято. Имея в виду как минимум это, на концерт онтарийцев Timber Timbre в Theatre Maisonneuve я отправился практически вслепую, по заочной рекомендации местного модельера, в офисе которой звучат то Radiohead, то Пи Джей Харви (PJ Harvey), то The xx – ну, вы понимаете. Timber Timbre, однако же, оказались адептами камерного попа – немножко Tindersticks, немножко Уэйтса, совсем чуть-чуть – кинематографического сплина в духе саундтрека к х/ф “Фарго”. Место в прошлогоднем шорт-листе канадского Polaris Music Prize группа, пожалуй, оправдала, но не более того: в сочетании с сидячим залом и поздним вечером пятницы эта музыка прямо-таки призывала к тому, чтобы клевать под нее носом.
Ну а поздним вечером субботы город взяли штурмом еще одни его резиденты – участники еврейско-арабского электрофанк-дуэта Chromeo. С тех пор как я видел группу в последний раз, на разогреве у Beastie Boys, ее карьера шла неуклонно в гору: от камео в топ-10 танцевального чарта Billboard до номинаций на MTV Music Awards и выступлений на Гластонбери и Лоллапалузе – да и в Москве Chromeo уже, кажется, гостили. Немудрено, что и ведомая ими дискотека в монреальском даунтауне более чем удалась – зрителей у главной сцены было еще больше, чем на Руфусе, играли Chromeo в нон-стоповом формате “хит за хитом”, динамики к завершению фестиваля тоже вроде бы починили. По мне, правда, какая-нибудь группа Tesla Boy ничем не хуже – но по мне и лучшей редакцией Festival International de Jazz de Montreal остается опыт пятилетней давности, когда на фестиваль, наряду с джазменами, одновременно занесло таких людей, как Ману Чао (Manu Chao), Киран Хебден (Kieran Hebden), Tortoise и Долорес О’Риордан (Dolores O’Riordan).
На FIJM 2012 подобной многопрофильности – шанса выйти с концерта какой-нибудь скандинавской фолк-дивы и через пять минут оказаться на хип-хоп-вечеринке - не хватало как никогда – разумеется, со скидками на протесты, бюджеты и мою собственную лень. Последний шанс был упущен вскоре после окончания шоу Chromeo, ближе к полуночи – дошагав до зала, где были обещаны Dirty Projectors, я обнаружил, что там едва начала играть их группа поддержки, плюнул и развернулся. В конце концов, большой плюс монреальского лета заключается в том, что концертная активность в городе не замирает ни на секунду. Вот и за две недели, разделяющие публикацию этого как никогда жалобного репортажа (простите) и старт как никогда представительного Osheaga (исправлюсь), в Монреале ждут Эндрю Берда (Andrew Bird), Liars, Refused, Best Coast, Tune-Yards, Lower Dens, Coldplay, The xx, Squarepusher и турне имени саундтрека к “Драйву”. Надо беречь силы.
1958 – Элвис Пресли был призван на военную службу. Он проходил ее в Германии »»
1974 – Сингл Эрика Клэптона "I Shot the Sheriff" получил золотой статус, достигнув первого места в чартах всего неделей раньше »»
1981 – Впервые за много лет с момента распада своего дуэта Саймон и Гарфункель выступили вместе в ходе концерта в поддержку нью-йоркских парков. Посетителями концерта стали 400,000 человек »»
David MCCALLUM (1933)
Брайан Эпстайн (1934)
David BROMBERG (1945)
TWIGGY (1949)
Daniel LANOIS (1951)
Nile RODGERS (1952)
Lita FORD (1958)
Marshall JEFFERSON (1959)