ФЕСТИВАЛЬ  FIJM 2012: В джазе только местные

В Монреале завершился 33-й джазовый фестиваль. Репрезентативно-патриотическая выборка сетов FIJM 2012 – в традиционном репортаже специального корреспондента Звуков Сергея Степанова.

33-й в истории, шестой для меня и по-прежнему крупнейший на континенте Festival International de Jazz de Montreal был, как водится, богат на имена и события: от редкого выступления Лайзы Миннелли (Liza Minnelli) до рутинного бенефиса Патрика Уотсона (Patrick Watson), от вечера с Van Der Graaf Generator до шоу хип-хоп-супергруппы Deltron 3030. Десять дней, десятки сцен и площадок, сотни сетов: Джеймс Тейлор (James Taylor), Сил (Seal), Нора Джонс (Norah Jones), Tangerine Dream, Зиги Марли (Ziggy Marley), Эсперанца Сполдинг (Esperanza Spalding), ну и так далее.

Но главной темой околофестивальных дискуссий стали в этот раз не концерты, а то, чем монреальский “квартал зрелищ” жил до их начала. В Квебеке повышают стоимость традиционно дешевого по североамериканским меркам образования, студенты, либералы и сочувствующие устраивают в этой связи более или менее ежедневные демонстрации, бьют в кастрюли и носят красные заплатки; движение в даунтауне перекрыто, полиция перевыполняет трудовую норму, доходы городской казны упали на 15%, имидж города страдает. Quartier des Spectacles стал при этом отправной точкой большинства протестов, и главные опасения организаторов сводились к тому, что без демонстрантов не обойдется и фестиваль, и без того недопродавший билетов.

В итоге властные структуры и протестующие объявили месячное перемирие, но осадок, что называется, остался – как бы кто ни относился к содержанию протестов и действиям властей (в числе прочего, принявших временные поправки в закон о демонстрациях), один из самых расслабленных городов на свете этим летом несколько напряжен. К тому же, FIJM 2012 снова выпал на длинный уик-энд, вызванный – по разные стороны границы - Днем независимости США и Днем Канады, и если наплыв туристов в Монреаль оказался меньше обычного, то на выходные в Америку из города уехали многие – включая и автора этих строк.

Явно подустав от жары и концертов (в течение предшествовавшей FIJM недели в Монреале отыграли Radiohead, Keane, Mogwai и The Beach Boys), первый всерьез интересовавший меня фестивальный сет – Джанель Монэ (Janelle Monae) в “Метрополисе” – я умудрился пропустить, тупо не забрав заблаговременно заказанный на него билет. Вялые попытки попасть на Уотсона и Джонс увенчались безоговорочным провалом: билеты на их концерты разошлись первыми. Таким образом, еще до официального старта FIJM 2012 я уже знал, что в этом году моя фестивальная программа будет донельзя – если не на сто процентов – патриотичной: с Руфусом Уэйнрайтом (Rufus Wainwright) в самом начале, с Chromeo под занавес и, если найдется время, с кем-нибудь еще между ними.

Выпустив традиционно неотразимую, спродюсированную Марком Ронсоном (Mark Ronson) пластинку “Out of the Game”, Руфус выбрал для ее монреальской премьеры казавшиеся идеальными декорации: главную сцену FIJM, на закате жаркого летнего дня, на глазах у десятков тысяч благодарных – вход был свободный – земляков. Не раздувая бюджет, организаторы фестиваля нашли вроде бы образцового хедлайнера – едва ли не последнего крупнокалиберного музыканта монреальского происхождения, еще не развлекавшего односельчан даром. Но если Руфус, как обычно, не подвел, то организационная часть шоу увенчалась вообще-то уникальным для FIJM провалом.

Не могу ручаться за первые ряды, но как минимум три четверти пришедших к главной сцене (а это, по самым скромным прикидкам, около 60 тысяч человек) были награждены катастрофически плохим звуком из трещавших, как дрянная уоки-токи, динамиков. В этом богомерзком скрежете тонули слова, строчки и целые припевы, услышать без помех хотя бы одну песню оказалось задачей из разряда невыполнимых. Певцу об этом, кажется, не доложили, поэтому он был предельно благодушен, покорно истекая потом в красном топе с блестками (“когда мне сказали, что сюда приезжает Лайза Миннелли, я понял, что обязан это надеть – твой выход, Лайза!”) и исполняя одну новую песню за другой.

Последнее – еще одна деталь, в целом смазавшая праздник: учитывая то, как редко Руфус играет дома перед такими аудиториями (куда чаще он выбирает театры, церкви или филармонии), да еще и с полноценной группой (а не соло или с симфоническим оркестром), было бы здорово услышать от него хотя бы подобие greatest hits. Шлягеров, однако, набралось за полтора часа ровно три (“The One You Love”, “Going to a Town” и, куда без нее, коэновская “Hallelujah” на бис), а вещи с “Out of the Stars” разбавлялись в итоге песнями на французском, песнями про Монреаль и кавер-версиями. “Сегодня, Монреаль, я даю тебе все, потому что ты дал мне все”, - в какой-то момент изрек Руфус, и хотя чистота его намерений сомнений не вызывала, прозвучали эти слова немного странно – и, опять-таки, не без треска.

В культурном комплексе Place des Arts, где традиционно проходят самые значительные из билетных шоу FIJM, на звук жаловаться не принято. Имея в виду как минимум это, на концерт онтарийцев Timber Timbre в Theatre Maisonneuve я отправился практически вслепую, по заочной рекомендации местного модельера, в офисе которой звучат то Radiohead, то Пи Джей Харви (PJ Harvey), то The xx – ну, вы понимаете. Timber Timbre, однако же, оказались адептами камерного попа – немножко Tindersticks, немножко Уэйтса, совсем чуть-чуть – кинематографического сплина в духе саундтрека к х/ф “Фарго”. Место в прошлогоднем шорт-листе канадского Polaris Music Prize группа, пожалуй, оправдала, но не более того: в сочетании с сидячим залом и поздним вечером пятницы эта музыка прямо-таки призывала к тому, чтобы клевать под нее носом.

Ну а поздним вечером субботы город взяли штурмом еще одни его резиденты – участники еврейско-арабского электрофанк-дуэта Chromeo. С тех пор как я видел группу в последний раз, на разогреве у Beastie Boys, ее карьера шла неуклонно в гору: от камео в топ-10 танцевального чарта Billboard до номинаций на MTV Music Awards и выступлений на Гластонбери и Лоллапалузе – да и в Москве Chromeo уже, кажется, гостили. Немудрено, что и ведомая ими дискотека в монреальском даунтауне более чем удалась – зрителей у главной сцены было еще больше, чем на Руфусе, играли Chromeo в нон-стоповом формате “хит за хитом”, динамики к завершению фестиваля тоже вроде бы починили. По мне, правда, какая-нибудь группа Tesla Boy ничем не хуже – но по мне и лучшей редакцией Festival International de Jazz de Montreal остается опыт пятилетней давности, когда на фестиваль, наряду с джазменами, одновременно занесло таких людей, как Ману Чао (Manu Chao), Киран Хебден (Kieran Hebden), Tortoise и Долорес О’Риордан (Dolores O’Riordan).

На FIJM 2012 подобной многопрофильности – шанса выйти с концерта какой-нибудь скандинавской фолк-дивы и через пять минут оказаться на хип-хоп-вечеринке - не хватало как никогда – разумеется, со скидками на протесты, бюджеты и мою собственную лень. Последний шанс был упущен вскоре после окончания шоу Chromeo, ближе к полуночи – дошагав до зала, где были обещаны Dirty Projectors, я обнаружил, что там едва начала играть их группа поддержки, плюнул и развернулся. В конце концов, большой плюс монреальского лета заключается в том, что концертная активность в городе не замирает ни на секунду. Вот и за две недели, разделяющие публикацию этого как никогда жалобного репортажа (простите) и старт как никогда представительного Osheaga (исправлюсь), в Монреале ждут Эндрю Берда (Andrew Bird), Liars, Refused, Best Coast, Tune-Yards, Lower Dens, Coldplay, The xx, Squarepusher и турне имени саундтрека к “Драйву”. Надо беречь силы.

17.07.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: