ФЕСТИВАЛЬ  Шведский шум

Звуки рассказывают о шведском фестивале Hultsfred.

В июне на юге Швеции прошел рок-фестиваль Hultsfred, представивший замечательный лайпап и собравший 17 тысяч зрителей, что по шведским меркам вполне прилично. Поднять интерес к фесту, который скептики хоронят последние несколько лет, учитывая неблагоприятную ситуацию со спонсорами, помогли воссоединившиеся в конце прошлого года The Stone Roses, бессмертные The Cure, Ноэл Галлахер (Noel Gallagher) с новым бэндом, Gorillaz, The Cardigans и M83.

Темной ночью в поле на опушке леса зажегся огромный белый крест. Затем пространство вокруг него осветилось неземным светом, из которого материализовались две человеческие фигуры, возвышавшиеся над приборами. Тяжелые басы, должно быть, до смерти напугали местных озерных уток и заставили публику сломя голову кинуться на штыки безжалостных электронщиков. Так, концертом Justice завершался первый день фестиваля Hultsfred.

Этот не самый крупный, но достаточно массовый фестиваль замечателен не только составом артистов, но и живописной дислокацией. Городок Хультсфред раскинулся на берегу большого озера. Вдоль воды тянется грунтовая дорожка, по которой изредка прогуливаются пожилые супружеские пары, пробегают викинги с тугими бедрами или проезжают велосипедисты, без стеснения заглядывая в мусорные баки в поисках чего-нибудь годного под переработку – на почве рисайклинга эта страна точно сошла с ума. Периодически в деревенскую пастораль забредают сумасбродные личности с пакетами еды и выпивкой – это посетители фестиваля. Вообще-то они не часто выбираются за территорию лесного кемпинга, предпочитая оттягиваться, пьянствовать и по-своему благородно «опрощаться» прямо у палаток.

Кого только не приносит сюда нелегкая: меломанов с десятками браслетов на запястьях, с жадностью пожирающих разнообразные музыкальные жанры, просто тусовщиков и выпивох, путешественников-европейцев, исследующих культурные и субкультурные пространства, вчерашних школьников - отгулял последний звонок, собирай рюкзак во взрослую жизнь.

Присутствие в программе таких монстров, как The Stone Roses, у которые едва-едва случился реюнион, пробудило интерес и среди давно остепенившихся слушателей, в том числе англичан. Так что драматичный футбольный матч Швеция - Англия, который пришелся на во второй день фестиваля и транслировался прямо с главной сцены, собрал приличную армию болел не только со шведской стороны. Противостояние явно наметилось и на музыкальной сцене: безусловно богатое музыкальное наследие Великобритании, с одной стороны, и тоже небедные традиции шведского попа, положенные ABBA, с другой. Помимо The Stone Roses, Альбион представляли The Cure, Noel Gallagher c новым проектом High Flying Birds, Gorillaz Sound Sistem, Kasabian. А на своем поле играли The Cardigans, Анна Тернхейм (Anna Ternheim), Маркус Крунегард (Markus Krunegard) и др. Шведские футболисты проиграли со счетом 2:3, и слова прекрасной вокалистки The Cardigans Нины Перссон (Nina Persson) "I'm losing my favourite game" прозвучали символично.

Единство времени, действия и места, которое, как в классической драматургии, исповедует компактный Hultsfred, очень способствует расширению музыкального кругозора: довольно камерная территория у воды, четыре сцены, к каждой всегда можно приблизиться без опасений быть раздавленным, интересные ракурсы и удобное расписание, в котором «голубые фишки» не мешают слушать и второй эшелон. На Hultsfred наряду с монстрами звучали уже довольно известные Bombey Bicycle Club, Fink, Vintage Trouble, синти-трио из Бостона Future Islands с красноречивыми мессами и менее известные Fanfarlo, Simian Ghost, Bear in Heaven, Au Palais, Breton, Sleep Party People.

Все они были по своему хороши, но настоящее мастерство в пытках над публикой демонстрировали все-таки музыкальные демоны. Среди самых изощренных экзекуций были даже не Justice со своим электро-панком и не Gorillaz, с хоть и более гуманным, но все-таки полностью выносящим мозг сетом, а трехчасовой концерт The Cure. Весьма располневший Роберт Смит (Robert Smith) терзал свою гитару, шумел и пел так откровенно, что хотелось просто вылезти из собственного тела. Со словами «а теперь мы вам сыграем что-нибудь из ранних восьмидесятых» он доставал из поношенных музыкальных сундуков все новые старые хиты, и народ расползался после этого концерта, как побитые боксеры с бойцовского ринга.

Что уж тут говорить о героях манчестерской волны The Stone Roses, которые не выступали последние лет пятнадцать? Они просто все душу выпустили своими длинными запилами. В космос улетали футболки и кто-то падал на колени пока постаревший, но все еще ужасно красивый Иэн Браун (Ian Brown), как всегда в модной треньке, в привычной манере трусил по сцене, грозя неизменным бубном-колотушкой.

Стоял июнь и белые ночи, все дышало свежестью и прохладой. «Не доводилось мне еще играть в таком холоде», - жаловался британский электронщик-пианист Джеймс Блейк (James Blake). А басист The xx, которые с первых дней своего пока еще короткого существования не спускаются с больших сцен, напротив был очень рад, что несмотря на позднее время, они наконец-то могут разглядеть лица слушателей. Последние оказались на редкость благодарными и пели с музыкантами целыми куплетами.

10.07.2012, Виктория АЛЕЙНИКОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: