В памяти наших слушателей, да и большинства зарубежных, шведы The Cardigans отпечатались альбомом "Gran Turismo", лихим клипом режиссера-скандалиста Окерлунда на "My Favorite Game", перенесшего на экран стиль видеоигры "Carmageddon", кадрами из лурмановской версии "Ромео и Джульетта", которым идеально соответствовала наивная и трогательная песня "Lovefool", и еще несколькими радийными хитами. Но это, разумеется, далеко не вся история группы, и сейчас гораздо интереснее вспомнить ту подводную часть, от которой прежде отвлекал взгляд скандинавской красотки Нины Перссон (Nina Persson). Тех The Cardigans, которых почти никто не помнит.
Отмотаем пленку: в Хэллоиун 1992 года в Йенчепинге (не самом маленьком городе Швеции, но известным разве что производством спичек) два бывших металлиста Петер Свенcсон (Peter Svensson) и Магнус Свенингссон (Magnus Sveningsson) основывают The Cardigans. Тогда же собирается первый и окончательный состав группы, не менявшийся до сих пор.
"The Rescue of The Man Next Door" (In Pursuit Of Pooh, 1992)
Демо первых песен группа записывает еще до конца 92-го и выпускает штучными партиями на двух виниловых семерках. Цена на обе EP в сети сейчас начинается с 500 евро, но это не более чем коллекционерский бзик. "In Pursuit Of Pooh" и "The World According To..." представляют из себя набор очень плохо записанной "кальки" с многочисленных британских инди-поп-банд, которые в свою очередь обдирали наследие ранних The Smiths. Ко всему прочему, Нину Перссон на этих синглах лишь эпизодически допускают до микрофона - в "The Rescue of The Man Next Door" ее бэк-вокал еле-еле пробивается из студийного микса.
"Rise and Shine" (Emmerdale, 1994)
Однако демо оказалось не совсем бесполезным: группу взял на карандаш и подписал инди-лейбл с пророческим названием "Трамплин" (Trampolene), а одна из ранних заготовок, "Rise and Shine", превратилась в первый настоящий сингл The Cardigans, который группа играла на концертах вплоть до развала-тире-отпуска в 2006-ом.
Нина Перссон поет чуть выше, чем привычно уху, и пока никого не убивает в клипах. Может быть, поэтому, а может потому что "кардиганы" продолжали "снимать в ноль" британский инди-поп и всячески кивать в сторону Альбиона (название дебютного альбома "Emmerdale" взято из английской мыльной оперы), на родине группу заметили, но оценили не слишком высоко. Первая пластинка шведов не провалилась, но и в бестселлерах не ходила.
"Sabbath Bloody Sabbath" (Emmerdale, 1994)
Присутствие в группе двух фанатов металла и хард-рока не могло не отразиться на репертуаре: так на "Emmerdale" появился лаунжевый кавер на классическую вещь Black Sabbath. Для 1994 года, когда приджазованные версии рок-хитов еще не поселились в кафе и булочных, а эфиры радиостанций не были заполнены содержимым сборников Стефана Помпуньяка, ход выдающийся.
Услышав трек впервые на шведском радио, Тони Айомми (Tony Iommi) едва опознал в нем собственную песню ("Я думал, что это прикол какой-то"), но аттестовал работу The Cardigans как самый удивительный кавер на Sabbath, который ему доводилось слышать.
"Fine" (Life, 1995)
Почти каждой поп-группе нужен свой Джордж Мартин, и для The Cardigans им стал Туре Юханссон (Tore Johansson) по кличке "Доктор". Выросший на попсе 60-х и 70-х, он привил группе стиль, который впоследствии назовут "ретро-роком" - не в последнюю очередь благодаря первому альбому Franz Ferdinand, звук на котором будет ставить все тот же Юханссон. Но это потом, а пока Туре, никогда не учившийся на звукоинженера, учится управляться со студийным оборудованием прямо по ходу работы над второй пластинкой The Cardigans. Сознательно или нет, швед шел против течения: в середине 90-х продакшн в поп-музыке все больше тяготеет к сложным аранжировкам, а характеристика "перепродюсированный" считается комплиментом. На этом фоне подчеркнуто старомодный микс "Life" (вещица "Fine" - лучшая иллюстрация) казался не столько "винтажем", сколько анахронизмом.
"Carnival (Puck Version)" (Carnival, 1995)
Для того, чтобы продать группу за пределы Швеции, издателям пришлось жульничать: под обложкой "Life" в Европу и Северную Америку фактически отправилась солянка из первых двух альбомов, а заодно переписать сингл "Rise and Shine". Самих The Cardigans такие уловки не смущали. Переработка собственных песен стала для них обычным делом. Весьма продуктивным.
А потом случился "Lovefool".
"Lovefool (Mike Flores Mix)" (1996)
Песня, ставшая большим хитом в середине 90-х, неизбежно обрастала множеством клубных ремиксов, и неважно, был это индустриальный металл или кантри-фолк - вокального сэмпла было достаточно, остальное делал продюсер. "Lovefool" с ее ритмом 112 bpm, конечно, не была исключением. Патологический хаус-микс от Майка Флореса мы приводим здесь исключительно в качестве артефакта эпохи и подробно говорить о нем не будем.
"War" ("A Life Less Ordinary" Soundtrack, 1997)
Это был лишь вопрос времени: как быстро The Cardigans расхватают на саундтреки для фильмов и сериалов. Одними из первых подсуетились продюсеры "Жизни хуже обычной". Для черной комедии Дэнни Бойла (Danny Boyle) шведы записали балладу "It's a War", где тема любви-войны обыгрывалась маршевыми ударными. Песня вышла неплохой, но в общем треклисте потерялась. Саундтреки раскручивались тем же способом, что и обычные мейнстримовые альбомы - продвижением во "все утюги" одной-двух песен. Издатели сделали выбор в пользу "Deadweight" Бека (Beck).
"Laika" (Sick & Tired, 1994) / "Junk of the Hearts" (Gran Turismo, 1998)
Совсем выбросить из уравнения "Gran Turismo", на котором The Cardigans и Юханссон ушли в сторону вычищенного звука, было бы глупостью, тем более что его группа играет целиком на концертах и, соответственно, сыграет в Москве. В конце диска находится характерный для шведов пример "самоедства" навроде того, что Чандлер называл "литературным каннибализмом": песня "Junk of the Hearts" выросла из 1,5-минутного инструментала четырехлетней давности.
"Das Model ('00)" (For What It's Worth, 2004)
Успех "Gran Turismo" допек группу, в связи с чем The Cardigans взяли отпуск на пару лет. Официальная версия - усталость после 6 лет стахановской работы, хотя ольше похоже на то, что у Свенссона и Перссон к тому времени иссяк запас идей. Кавер на Kraftwerk (датированный "нулевым" годом позже всплывший в качестве бисайда), возможно, был попыткой найти свежий звук, но дальше одной шутки дело не пошло. Реакция Бартоса, Шульта и Хуттера на кавер неизвестна, но "Das Model" перепевали такое количество раз, что соло на аккордеоне, врезанное в конец песни, вряд ли могло их удивить.
"Godspell" (Super Extra Gravity, 2005)
Остальное более-менее известно. The Cardigans вернулись, чтобы выпустить два альбома: "Long Gone Before Daylight" с кантри-интонациями выстрелил, "Super Extra Gravity" с более привычным рокопопсовым набором - нет. Цветовым индикатором настроений группы стали волосы Перссон, которая перекрашивалась то в брюнетку, то обратно в скандинавский блонд. Интереса к этим пертурбациям публика проявляла все меньше, это понял и выпускающий лейбл, положивший на полку сингл "Godspell", и сама пятерка, снова разбежавшаяся по сольным делам. Конъюнктура, по большому счету, не приняла новых The Cardigans, те не стали навязываться - сила этой группы была не в привычке постоянно маячить перед глазами, а в умении выбрать время для своего выхода.
И время пришло.
The Cardigans играют альбом "Gran Turismo"
Москва, Stadium-Live
11 июля
Waymon REED (1940)
JR., Frank SINATRA (1944)
Rod STEWART (1945)
Aynsley DUNBAR (1946)
Donald FAGEN (1948)
William PARKER (1952)
Pat BENATAR (1953)
FranГois KEVORKIAN (1954)
Michael SCHENKER (1955)
Jimmy VIVINO (1955)