ЛАМПА LADINO  Сефардский джаз-прог

Вечер несерьезного фьюжена с москвичами Лампой Ladino.

Сюрреалистичная афиша: голое дерево на фоне огромной луны; на верхних ветках танцует девочка в коротком розовом платье, на нижних – стоит стул, а в самом низу, под деревом, толпятся кривоклювые фламинго. Это афиша к концерту московской группы Лампа Ladino. Сбоку на афише указано: "/folk, fusion, experimental/". К перечисленному я бы добавил для уточнения джаз и прог-рок. Музыканты играют песни сефардов в новых аранжировках, уводящих зачастую именно в джаз и прог.

Начало выступления заявлено на 20:00. В 20:00 музыканты уже на сцене клуба Gogol' и сообщают зрителям: «Сегодня концерт будет состоять из двух отделений. Первое отделение называется "Саундчек"». После саундчека музыканты объявляют антракт и уходят. На сцену они возвращаются с музыкой. Скрипачка Мария Логофет и пианист Григорий Сандомирский (помимо всего прочего, участник двух интересных джазовых групп – менее авангардной Priot Ensemble (Ансамбль Прёт) и более авангардной Goat's Notes) играют на ходу, причём у последнего в руках мелодика.

И вот вокалистка Светлана Свирина объявляет: «Это Лампа Ладино. Наша просьба: не относитесь к музыке серьёзно». Далее музыканты устраивают горловое пение наподобие тувинского. Хочется, чтобы к этому гулу присоединился варган, но вместо этого вступают сначала гитара, а затем голос и остальные инструменты. Так начинается «La Comida De La Maniana» – первая песня с дебютного альбома «En Este Mundo» (2011). Звучит она так, будто на сцене какие-нибудь итальянские прог-музыканты из прошлого (это комплимент), но перед нами российские музыканты, поющие на еврейско-испанском языке ладино.

Концерт продолжается. Музыка звучит вполне танцевальная, музыканты пританцовывают, но танцпол при этом совершенно пуст. Смотришь на него и думаешь: «Почему?» В ответ на это на танцпол выходит приглашённая группой танцовщица – девушка в красной юбке, чёрной блузке и с красной розой на груди. Девушка плавно двигается под музыку. Временами её движения напоминают движения мима. Со сцены тем временем играет джаз-прог. Голос Свириной то резко взмывает над звучащей музыкой, то пластично потягивается, как кошка. Этой пластичности способствует и язык песен, звучащий гибко и поэтично. Сандомирский тем временем импровизирует в стиле скэт. Гитарист Алексей Андреев привносит в музыку блюзовые нотки. Светлана объявляет новую песню: «Это мрачная колыбельная. Не хотела бы я быть этим ребёнком». Про новые песни она поясняет: «Это всегда адреналин, потому что в них есть много мест, где можно облажаться. Старые песни играть не так интересно». Про исполненную новую песню Светлана со смехом поясняет: «Не догадаетесь, сколько раз мы облажались».

В какой-то момент на танцпол выходят две самые смелые девушки из числа зрителей. Одна во всём белом, другая – во всём чёрном. Обе мягко и медленно танцуют. Бармен, размешивающий в шейкере коктейль, похож на перкуссиониста (если стоять у барной стойки, то можно услышать, как звенящий в шейкере лёд дополняет звучащую музыку). Музыканты тем временем играют нечто вроде румбы, переходящее в джаз с яростной скрипкой. Длинное джазовое соло на клавишных напоминает соло шведского пианиста Эсбьёрна Свенссона (Esbjörn Svensson). В один момент скрипачка сидит на полу, покачивается и хлопает в ладони, в другой – тромбон звучит так, словно хочет что-то сказать, но сомневается, мнётся и в итоге захлёбывается в собственных звуках. Объявляются песни. Одна из них греческого происхождения и рассказывает о пожаре в городе Салоники, другая повествует о тяжёлой жизни молодой невестки, у которой нехорошая свекровь. Третья – инструментальная. Её сочинил Сандомирский. Про неё поясняет вокалистка: «А эта песня не сефардская, ложная». Несмотря на это, из общего ряда она не выбивается.

В одном эпизоде барабанщик Пётр Талалай выдаёт нечто, напоминающее бласт-бит, в другом – вокалистка оценивает игру коллег: «Хорошо. Просто хорошо». Музыканты играют длинную и красивую «Morenika». Свирина оценивает приобретённый группой опыт: «Мы просто озверели за 6 лет!» (Лампа Ladino была основана в 2005 году). Песня «Avre Tu Puerta Serrada» начинается с быстрых хлопков ладонями, напоминающих звуки кастаньет. Версия этой песни есть также в репертуаре греческого певца Джорджа Далараса (George Dalaras), который исполнил её совместно с Израильским филармоническим оркестром. Про самую последнюю песню концерта Светлана говорит, что это бонус-трек – вещь, которую репетировали втроём, но все желающие (как музыканты, так и зрители) могут присоединиться. «Здесь должна звучать калимба, но мы её забыли», - продолжает вокалистка. Дальнейшее стало напоминать неформальный концерт или даже саундчек. Музыканты разбрелись кто куда, некоторые из них сменили инструменты. Басист взялся за флейту, а скрипачка за… книгу французского философа Жака Дерриды, которая пригодилась для выстукивания ритма. Тромбонист тем временем отложил инструмент и принялся ритмично похлопывать в ладони. Концерт благополучно прошёл путь от насыщенного танцевального прога к минимализму и философии в качестве ударного инструмента. А перед уходом со сцены музыканты сделали важное объявление: следующий концерт Лампы Ladino состоится 5 июня в клубе Bilingua. Вход, между прочим, свободный.

21.05.2012, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

ЛАМПА LADINO - свежие публикации:

  • Анонс - Светить всегда, светить везде, 14.05.2011
    Лампа Ladino, играющая нетрадиционные версии традиционной сефардской музыки, представляет свой первый "большой" альбом в концертной версии »»
  • Интервью - "Популярная механика" этно-авангарда, 01.12.2006
    "Волшебство" - самое подходящее слово, чтобы описать атмосферу, царящую на концертах группы Лампа Ladino. С одной стороны завораживающая музыка сефардов, с другой - изысканные эксперименты членов группы. С ними и удалось пообщаться Звукам.Ru »»
  • Альбом дня - Лампа Ладино, 14.04.2006
    Молодой московский коллектив уже самим своим занозисто запоминающимся названием дает понять, какое музыкальное поле ему интересно: "ладино" - это язык евреев-сефардов, своеобразная смесь иврита и »»