КАРТА МИРА  Zvuki.ca: чем заняться в Монреале?

Гид по клубам и концертным площадкам Монреаля - североамериканской “столицы фестивалей”.

“Thank you, the capital of cool Canada”, - как-то обратился к одному из монреальских залов приехавший сюда с очередной своей группой Джек Уайт (Jack White), в крутизне и, простите, классности кое-что смыслящий. Прозвучало это, кажется, со сцены Metropolis – концертной площадки, из года в год включаемой Pollstar в рейтинг лучших на свете, – лет пять или шесть назад, когда для меня были в новинку и подобные комплименты, и статистика вроде той, что любят делиться перед своими концертами Massive Attack: “Монреаль – второй город Северной Америки по количеству клубов, баров, ресторанов, театров и арт-галерей”. В переводе с языка цифр – по насыщенности культурно-развлекательной жизни.

Уступая по этой части только Нью-Йорку, подбирается Монреаль и к вершинам иных рейтингов – по степени влияния, оказываемого отдельно взятым городом на музыкальную карту мира. В одном из таких списков Монреаль оказался третьим на континенте, вслед за Нэшвиллом и Сиэтлом, в другом – был признан “столицей инди”. Все это абсолютная правда: здесь очень плохие дороги, эпизодически рушатся мосты и постоянно бастуют студенты, но к качеству – и количеству сценариев – досуга не придерешься. К тому же, в отличие от “большого брата”, более дорогого и богатого Торонто, здесь все рядом. Сужу по себе: живя в центре и испытывая историческую нелюбовь к любому транспорту, на девять из десяти монреальских концертов я без проблем добираюсь пешком.

Два самых заметных исключения из этого правила – парк имени Жана Драпо и Олимпийский стадион, но нас они не интересуют. В первом проводятся исключительно фестивали (Osheaga, Warped Tour, Heavy MTL) и особо крупные сольники (Radiohead, Ману Чао, Dave Matthews Band), а под гигантскими сводами второго на моей памяти играли только AC/DC и почему-то Genesis (и вскоре сыграет футболист Бекхэм – местные “Импэкт” с этого сезона состоят в MLS).

В хоккей – гордость нации и города – в Монреале играют в Bell Centre, владельцы которого являются хозяевами не только “Канадиенс”, но и Evenko, главного концертного промоутера Квебека. Его стараниями расписание Bell Centre на ближайшие месяцы выглядит примерно так: Rammstein, Red Hot Chili Peppers, Radiohead, The Beach Boys, Роджер Уотерс со “Стеной”, Iron Maiden, Coldplay, Мадонна. В 2008 году небезызвестная Селин Дион (местная Пугачева, Путин и Петросян в одном лице) отыграла здесь 11 аншлаговых шоу подряд, продав на них без малого 250 тысяч билетов. Впрочем, и артистам меньшего калибра место в Bell Centre находится – у 15-тысячного зала есть несколько конфигураций, позволяющих проводить и менее масштабные шоу, в диапазоне от Dead Can Dance до тех же Massive Attack. Обладатели билетов на любой из концертов найдут, чем занять время: работают бары, кафе и VIP-лаунж, выставлена хоккейная меморабилия.

Арена находится в десяти минутах ходьбы от так называемого Quartier des Spectacles – квадратного километра в сердце даунтауна, охватывающего многие из популярнейших концертных площадок города и являющегося бессменным местом проведения знаменитого на весь мир джазового фестиваля. Предмет особой гордости “квартала зрелищ” – культурный комплекс Place des Arts, в котором проходят выставки и спектакли и выступают артисты в диапазоне от Хворостовского до Боба Дилана (Bob Dylan). Комплекс включает четыре сидячих концертных зала, новейший из которых открылся минувшей осенью выступлением Руфуса Уэйнрайта (Rufus Wainwright) с симфоническим оркестром.

Еще один театр, Theatre Saint-Denis, принимает спектакли для детей, выступления комиков и шоу залетных инди-идолов вроде Бека (Beck). Неподалеку находится и театр Olympia, массивный партер которого бывает и сидячим, и танцевальным – здесь может сыграть решительно кто угодно, от Keane или Mogwai до Адель (Adele) или Фионы Эппл (Fiona Apple). Ну а где-то посередине, на пересечении двух самых оживленных улиц города, сияет старомодная, узнаваемая благодаря голливудским фильмам вывеска Metropolis – зала на 2,5 тысячи зрителей, остающегося, несмотря на так себе акустические характеристики, самым востребованным в городе. Я там бываю как минимум пять-шесть раз в год, и это почти всегда – Pixies, TV on the Radio, The Roots, Queens of the Stone Age, Franz Ferdinand, Дэвид Бирн (David Byrne), Pet Shop Boys – того стоит.

Metropolis – образец, по которому работают и клубы-тысячники. Разнесенные по горячим точкам пестрого даунтауна и преимущественно франкоязычного Плато Мон-Руаяль Club Soda, Le National и La Tulipe выглядят как братья-близнецы: преимущественно старинные, с высоченными потолками и канделябрами, залы, непременный бельэтаж (чтобы занять стратегически выгодные сидячие места наверху, необходимо приходить к открытию дверей и выпивать, слушая один, два, а то и три “саппорта”), несколько баров и бармены, искусно снующие по утрамбованному танцполу с подносами, полными пива (эта деталь всегда умиляет туристов). Букинг-политика подобных заведений ориентирована на восходящих звезд и умеренно популярных инди-авторитетов, хотя случаются и аномалии: прошлой весной в Le National вздумали сыграть Duran Duran.

Самые популярные клубы – как правило, образцово широкого профиля – кучкуются на рассекающих весь даунтаун, все Плато и еще полгорода параллельных улицах Сен-Лоран и Сен-Дени и иногда между ними. На прогулочной улочке Принца Артура, например, есть не только дюжина кафе с еще одной умиляющей туристов – и зачастую распространяющейся даже на дорогие рестораны - политикой “bring your own wine”, но и клуб Petit Campus, куда, случается, завозят людей вроде The Radio Dept. или Джейсона Лайтла (Jason Lytle) из Grandaddy. Облюбованная инди-промоутерами La Sala Rossa славится не только концертами Clinic или School of Seven Bells, но и тамошним тапас-баром, а в профилирующийся на дискотеках Club Lambi однажды занесло группу “Мумий Тролль”.

Лучшим танцевальным клубом Монреаля слывет с некоторых пор Le Belmont (не так давно отмеченный местным “Большим городом” почетными грамотами в номинациях “Лучшая тематическая вечеринка” и “Самые привлекательные завсегдатаи”), любители живого джаза делят свои симпатии между Upstairs, House of Jazz и Gainzbar, а, например, металлисты заслуженно гордятся клубом Katacombes (я однажды забрел туда на концерт Crippled Black Phoenix и не мог нарадоваться на цены в баре). Поклонники стенд-ап-комеди базировались до недавних пор в двухзальном Juste Pour Rire (там же можно было случайно нарваться на The National, Maroon 5 или акустических Travis), но он, увы, закрылся.

Последняя громкая новость из клубно-концертной жизни города состоит в том, что люди из Evenko купили и переформатировали старый театр Corona: в прошлом году я ездил туда ради реюниона Godspeed You! Black Emperor, за последний месяц там выступили Kasabian и – трижды – Патрик Уотсон (Patrick Watson) с новым альбомом. Ключевое слово тут, понятно, “ездил” – новость в том, что промоутеры решили подарить hot spot без пяти минут окраинному району, куда пешком не доберешься. Не стоят без дела и многочисленные монреальские церкви: в ближайшей к моему дому успели выступить Берт Бакарак (Burt Bacharach), Патти Смит (Patti Smith) и Death Cab for Cutie.

Ну а моя любимая концертная площадка Монреаля – это здешний старый порт, база местного (вообще-то) Cirque du Soleil и зона счастья, где раз или два за лето проходят выдающиеся опен-эйры (Portishead, Бьорк, Sigur Ros) с выдающимся видом на ночной город – в котором в это самое время гарантированно готовится дюжина-другая подходящих afterparty.

25.04.2012, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

КАРТА МИРА - свежие публикации: