“Thank you, the capital of cool Canada”, - как-то обратился к одному из монреальских залов приехавший сюда с очередной своей группой Джек Уайт (Jack White), в крутизне и, простите, классности кое-что смыслящий. Прозвучало это, кажется, со сцены Metropolis – концертной площадки, из года в год включаемой Pollstar в рейтинг лучших на свете, – лет пять или шесть назад, когда для меня были в новинку и подобные комплименты, и статистика вроде той, что любят делиться перед своими концертами Massive Attack: “Монреаль – второй город Северной Америки по количеству клубов, баров, ресторанов, театров и арт-галерей”. В переводе с языка цифр – по насыщенности культурно-развлекательной жизни.
Уступая по этой части только Нью-Йорку, подбирается Монреаль и к вершинам иных рейтингов – по степени влияния, оказываемого отдельно взятым городом на музыкальную карту мира. В одном из таких списков Монреаль оказался третьим на континенте, вслед за Нэшвиллом и Сиэтлом, в другом – был признан “столицей инди”. Все это абсолютная правда: здесь очень плохие дороги, эпизодически рушатся мосты и постоянно бастуют студенты, но к качеству – и количеству сценариев – досуга не придерешься. К тому же, в отличие от “большого брата”, более дорогого и богатого Торонто, здесь все рядом. Сужу по себе: живя в центре и испытывая историческую нелюбовь к любому транспорту, на девять из десяти монреальских концертов я без проблем добираюсь пешком.
Два самых заметных исключения из этого правила – парк имени Жана Драпо и Олимпийский стадион, но нас они не интересуют. В первом проводятся исключительно фестивали (Osheaga, Warped Tour, Heavy MTL) и особо крупные сольники (Radiohead, Ману Чао, Dave Matthews Band), а под гигантскими сводами второго на моей памяти играли только AC/DC и почему-то Genesis (и вскоре сыграет футболист Бекхэм – местные “Импэкт” с этого сезона состоят в MLS).
В хоккей – гордость нации и города – в Монреале играют в Bell Centre, владельцы которого являются хозяевами не только “Канадиенс”, но и Evenko, главного концертного промоутера Квебека. Его стараниями расписание Bell Centre на ближайшие месяцы выглядит примерно так: Rammstein, Red Hot Chili Peppers, Radiohead, The Beach Boys, Роджер Уотерс со “Стеной”, Iron Maiden, Coldplay, Мадонна. В 2008 году небезызвестная Селин Дион (местная Пугачева, Путин и Петросян в одном лице) отыграла здесь 11 аншлаговых шоу подряд, продав на них без малого 250 тысяч билетов. Впрочем, и артистам меньшего калибра место в Bell Centre находится – у 15-тысячного зала есть несколько конфигураций, позволяющих проводить и менее масштабные шоу, в диапазоне от Dead Can Dance до тех же Massive Attack. Обладатели билетов на любой из концертов найдут, чем занять время: работают бары, кафе и VIP-лаунж, выставлена хоккейная меморабилия.
Арена находится в десяти минутах ходьбы от так называемого Quartier des Spectacles – квадратного километра в сердце даунтауна, охватывающего многие из популярнейших концертных площадок города и являющегося бессменным местом проведения знаменитого на весь мир джазового фестиваля. Предмет особой гордости “квартала зрелищ” – культурный комплекс Place des Arts, в котором проходят выставки и спектакли и выступают артисты в диапазоне от Хворостовского до Боба Дилана (Bob Dylan). Комплекс включает четыре сидячих концертных зала, новейший из которых открылся минувшей осенью выступлением Руфуса Уэйнрайта (Rufus Wainwright) с симфоническим оркестром.
Еще один театр, Theatre Saint-Denis, принимает спектакли для детей, выступления комиков и шоу залетных инди-идолов вроде Бека (Beck). Неподалеку находится и театр Olympia, массивный партер которого бывает и сидячим, и танцевальным – здесь может сыграть решительно кто угодно, от Keane или Mogwai до Адель (Adele) или Фионы Эппл (Fiona Apple). Ну а где-то посередине, на пересечении двух самых оживленных улиц города, сияет старомодная, узнаваемая благодаря голливудским фильмам вывеска Metropolis – зала на 2,5 тысячи зрителей, остающегося, несмотря на так себе акустические характеристики, самым востребованным в городе. Я там бываю как минимум пять-шесть раз в год, и это почти всегда – Pixies, TV on the Radio, The Roots, Queens of the Stone Age, Franz Ferdinand, Дэвид Бирн (David Byrne), Pet Shop Boys – того стоит.
Metropolis – образец, по которому работают и клубы-тысячники. Разнесенные по горячим точкам пестрого даунтауна и преимущественно франкоязычного Плато Мон-Руаяль Club Soda, Le National и La Tulipe выглядят как братья-близнецы: преимущественно старинные, с высоченными потолками и канделябрами, залы, непременный бельэтаж (чтобы занять стратегически выгодные сидячие места наверху, необходимо приходить к открытию дверей и выпивать, слушая один, два, а то и три “саппорта”), несколько баров и бармены, искусно снующие по утрамбованному танцполу с подносами, полными пива (эта деталь всегда умиляет туристов). Букинг-политика подобных заведений ориентирована на восходящих звезд и умеренно популярных инди-авторитетов, хотя случаются и аномалии: прошлой весной в Le National вздумали сыграть Duran Duran.
Самые популярные клубы – как правило, образцово широкого профиля – кучкуются на рассекающих весь даунтаун, все Плато и еще полгорода параллельных улицах Сен-Лоран и Сен-Дени и иногда между ними. На прогулочной улочке Принца Артура, например, есть не только дюжина кафе с еще одной умиляющей туристов – и зачастую распространяющейся даже на дорогие рестораны - политикой “bring your own wine”, но и клуб Petit Campus, куда, случается, завозят людей вроде The Radio Dept. или Джейсона Лайтла (Jason Lytle) из Grandaddy. Облюбованная инди-промоутерами La Sala Rossa славится не только концертами Clinic или School of Seven Bells, но и тамошним тапас-баром, а в профилирующийся на дискотеках Club Lambi однажды занесло группу “Мумий Тролль”.
Лучшим танцевальным клубом Монреаля слывет с некоторых пор Le Belmont (не так давно отмеченный местным “Большим городом” почетными грамотами в номинациях “Лучшая тематическая вечеринка” и “Самые привлекательные завсегдатаи”), любители живого джаза делят свои симпатии между Upstairs, House of Jazz и Gainzbar, а, например, металлисты заслуженно гордятся клубом Katacombes (я однажды забрел туда на концерт Crippled Black Phoenix и не мог нарадоваться на цены в баре). Поклонники стенд-ап-комеди базировались до недавних пор в двухзальном Juste Pour Rire (там же можно было случайно нарваться на The National, Maroon 5 или акустических Travis), но он, увы, закрылся.
Последняя громкая новость из клубно-концертной жизни города состоит в том, что люди из Evenko купили и переформатировали старый театр Corona: в прошлом году я ездил туда ради реюниона Godspeed You! Black Emperor, за последний месяц там выступили Kasabian и – трижды – Патрик Уотсон (Patrick Watson) с новым альбомом. Ключевое слово тут, понятно, “ездил” – новость в том, что промоутеры решили подарить hot spot без пяти минут окраинному району, куда пешком не доберешься. Не стоят без дела и многочисленные монреальские церкви: в ближайшей к моему дому успели выступить Берт Бакарак (Burt Bacharach), Патти Смит (Patti Smith) и Death Cab for Cutie.
Ну а моя любимая концертная площадка Монреаля – это здешний старый порт, база местного (вообще-то) Cirque du Soleil и зона счастья, где раз или два за лето проходят выдающиеся опен-эйры (Portishead, Бьорк, Sigur Ros) с выдающимся видом на ночной город – в котором в это самое время гарантированно готовится дюжина-другая подходящих afterparty.
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)