Накануне вечеринки "Звуки РУлят!" главный редактор Звуков и контрабасист Сергей Шеляпин встретились в Скайпе, чтобы обсудить, как лучше всего представить группу посетителям Звуков. А потом вдруг выяснилось, что никаких особенных усилий для этого предпринимать не требуется: за два дня с момента объявления концерта в клубе China Town уже были забронированы все столы, а группа мероприятия в Facebook пестрит сообщениями от желающих услышать карельских музыкантов.
Невзирая на относительную молодость состава, Asketics - группа с историей. Музыкантов знают и любят в фолк-тусовке, уважают джазмены, привечают рокеры. А тем, кто незнаком с предыдущими инкарнациями "Подвижников", много скажет тот факт, что все участники этого инструментального трио родом из Петрозаводска, в котором, как известно, градообразующим предприятием является Консерватория. И каждый выпустил несколько альбомов в составах самых разных команд. Короткий сет, который отыграли участники трио минувшей осенью на архангельском фестивале "Беломор-буги", многие запомнят надолго: это было настолько же неожиданно, насколько великолепно. Поэтому за качество музыки, которая будет звучать на концерте, мы уверены - осталось выяснить, что думают о ней сами музыканты...
Звуки.Ru: Сергей, у Asketics очень плотный состав, и возникает впечатление, что лаконичность музыки - это сознательная концепция, что вы именно такой ее задумывали. Это так?
Сергей Шеляпин: Что ты, Соня! У нас вовсе не плотный состав! Трио - это малый классический состав, поэтому играть в трио одинаково просто и сложно. О лаконичности нашей музыки местами можно и поспорить… Лаконичность, скорее, стала концепцией в ходе эволюции нашего сотворчества. Формат трио задаёт особый тон в процессе композиции и развитии мысли, поэтому при полной загруженности музыкального полотна остаётся очень много "воздуха". В результате общий саунд становится плотнее, а музыкальные мысли становятся лаконичными и понятными для всех людей, а не только для музыкантов.
Звуки.Ru: По контрасту с ВаТаГой, в которой вы все играли раньше, группа Asketics - гораздо более "техничная", в ней все очень выверено и очень точно, в то время как в предыдущем составе огромную часть музыки составлял расхристанный, веселый, сыгранный нарочито неряшливо фолк. Как получилось, что вы к этому пришли?
Сергей Шеляпин: Сравнивать Asketics с ВаТаГой не очень правильно, хотя все это очень любят делать. Если говорить о контрасте, это - в корне разные жанры. Песенное творчество и современная инструментальная музыка - вроде бы и рядом, а как далеко они отстоят друг от друга! В ВаТаГе практически все аранжировки мы выдумывали в трио и выполняли, по сути, функцию концептуального аккомпанемента к народным песням. В Asketics нас меньше, мы все - с музыкальным образованием и пониманием музыкальных форм. Договариваться о форме, гармонии и фактуре нам практически не надо. Поэтому, как в любой инструментальной музыке, упор ложится на мастерство исполнения и нюансы. А "пришли" мы к этому, наверное, потому, что интересно, как и многим музыкантам, поиграть разной музыки.
Звуки.Ru: Инструментальная музыка - вообще довольно сложная форма жизни. Мне кажется, что новое поколение слушателей ее попросту не умеет воспринимать и ощущает некоторый неуют, словно не знает, куда себя девать. Как вы завоевываете внимание своей публики?
Сергей Шеляпин: Прежде всего, мы стараемся всё делать от души и по-честному. А что касается инструментальной музыки... так вообще, во все времена мне кажется, существовала прикладная, популярная, ну и, конечно, интеллектуальная музыка "не для всех". Мы особо не стремимся понравиться всем и каждому, но не брезгуем внедрить в музыкальный ландшафт наших композиций что то из популярных направлений современной музыки, лишь бы это нравилось самим и не выглядело вульгарно.
Звуки.Ru: И, если уж говорить о самой частой роли инструментальной музыки, то очевидно, что это - кино. Представь, что тебе предлагают вместе с командой озвучить фильм композициями с вашего нового альбома. Какой у этого фильма мог бы быть сюжет?
Сергей Шеляпин: Да, мы уже не раз слышали мнение о "кинематографичности" нашей музыки! Точно могу сказать: у нас она настолько же разнообразна, как и жизнь, а следовательно, как и кино. Нашу музыку очень по-разному характеризуют и критики, и меломаны, и друзья, да и мы сами видим в ней гремучую смесь жанров, стилистики и эмоций... поэтому, я думаю, сюжеты могут быть очень контрастными - как и наши композиции.
Звуки.Ru: Сергей, вообще очень здорово, что "Asketics" в последнее время много гастролируют. Где случился самый странный и самый интересный для вас концерт?
Сергей Шеляпин: Ну гастролировать можно и побольше! (смеется). Мы думаем, что каждый концерт уникален по своему, очень интересно играть в новых городах, другие лица, но реакция на музыку похожа. В топе историй - первая вылазка нашего трио в Финляндию. Было очень интересно посмотреть на реакцию публики на нашу музыку. Первый концерт у нас состоялся в местечке Пиелавеси, в баре одной местной гостиницы. Слушателями были деревенские парни, их подруги и отдельные граждане из тех, "кому за 40". Под конец концерта молодёжь очень хотела, чтобы мы исполнили "Эйфорию" Black Sabbath. Одна очень нетрезвая финская тётя лет пятидесяти половину концерта желала вслух, чтобы мы спели что-нибудь на финском языке. Отчаявшись добиться от нас реакции, она "воткнула" в музыку, задумалась, хлебнула ещё 0,5 пива и под конец концерта ушла в задумчивости...
Второй концерт был уже в немаленьком городе по финским меркам - Оулу. Уютный маленький клуб сразу напомнил нам родную "Фишку": еще на чеке люди стали покупать диски и задавать вопросы, звонить друзьям и звать их на концерт. Играть тот концерт было легко, люди понимали музыку, она им нравилась, и реагировали они на инструментал из России ровно так же, как и дорогие россияне - с пониманием и неподдельным интересом...
Звуки.Ru: Вы много и охотно играете импровизации. А не хотите ли сыграть в Москве с кем-то из местных коллег?
Сергей Шеляпин: Мы действительно часто экспериментируем с разными интересными музыкантами например из отличной Московской гр. Сальто - Рамилем Муликовым (флейта), Олегом Маряхиным (сакс), играющим ещё у Инны Желанной и в других проектах, с их чудо трубачом Антоном Захаровым и скрэтчером Антоном Сафроновым. Так же и с питерцами, такими как Дмитрий Храмцов (скрипка, Добраночь, Опа), Александром Гуреевым (саксофон). На самом деле, так, задумываясь, можно очень и очень долго перечислять хороших людей...
Надеюсь, эти эксперименты будут продолжаться у нас и далее. Спасибо всем музыкантам которые помогали, хотели и играли с нами!
Звуки РУлят: Asketics
China-Town Cafe
28 сентября, 20.00
1952 – В 1952 году на страницах авторитетного печатного издания New Musical Express впервые был опубликован музыкальный чарт. Первым победителем хит-парада NME стал эстрадный исполнитель Эль Мартино с песней "Here In My Heart" »»
1956 – Родился Алек Джон Сач (Alec John Such), басист и один из основателей американской группы Bon Jovi »»
2007 – Jay-Z сравнялся с Элвисом Пресли по количеству альбомов, последовательно возглавлявших американский чарт »»
Ellis MARSALIS (1934)
Алексей ХВОСТЕНКО (1940)
George CABLES (1944)
James YOUNG (1949)
Stephen BISHOP (1951)
YANNI (1954)
Дмитрий ДИБРОВ (1959)