Барселона в последнее время всё больше ассоциируется с футболом, а не с музыкой, однако по насыщенности культурной жизни главный европейский город-курорт порой не уступает Берлину, а может быть даже и Лондону. Если вы не бывали в Испании, у вас вполне может возникнуть вопрос – а почему, собственно, всё происходит именно тут? Столица вроде бы в Мадриде, да и с клубными тусовками ассоциируется скорее Ибица, а вовсе не Каталония. Но как оказывается, музыкальная жизнь Мадрида чрезвычайно бедна, а происходящее на Ибице проще описать фразой-мемом "отдыхаем хорошо". В Барселоне же удивительным образом сочетаются город-курорт и культурная столица. Она красива как Париж, либеральна как Берлин и расслаблена как остров Бали. В летние месяцы Барселона – центр вселенной. Здесь есть солнце и море, а значит, летом сюда толпами едут обитатели северной Европы. Вдобавок, здесь всегда много латиноамериканцев, которых Испания привлекает в первую очередь языком.
Как следствие – именно летом в Барселоне и происходит основная активность. В городе и на побережье поблизости фестивали проходят практически каждую неделю, самыми известными из них считаются Primavera Sound (более роковый, проходит в конце мая) и Sonar (электроника, вторая половина июня). Как ни странно, именно в дни "Сонара" в Барселоне случается небывалый расцвет клубной жизни. Если просуммировать всё то, что происходит в эти дни в клубах, то есть за пределами "Сонара", получится еще один фестиваль, уделывающий основной "Сонар" (ну или, как минимум, его ночную часть). Каждый уважающий себя модный лейбл, будь то Kompakt, Bpitch Control, Cocoon, Clone или Border Community, норовит непременно провести в Барселоне свою летнюю вечеринку.
Поскольку в каталонскую столицу приезжают не только чтобы искупаться в море, но и с целью погулять по городу, походить по музеям и посмотреть на дома Антонио Гауди, после закрытия купального сезона город не вымирает. Культурная жизнь здесь кипит практически в любое время года. К тому же, свет клином на туристах совсем не сходится, сами жители Барселоны – большие любители хорошо потусоваться.
Вход в клубы стоит в среднем 5 до 20 евро, при этом часто флаеры дают существенную скидку, а то и право на бесплатный вход, правда только в том случае, если вы, например, придёте до полуночи. Зазывать публику пораньше у организаторов есть причины – испанцы люди не слишком пунктуальные, расписаний не соблюдают, вовремя не приходят, а на флаерах частенько пишут что-то вроде "вечеринка в пятницу, двадцатого числа", при этом пятницей оказывается девятнадцатое. На ночных мероприятиях хедлайнер обычно играет поздно, если не сказать "под утро". Наряжаться не слишком принято (хотя наряженная публика встречается регулярно), жесткий фейс-контроль тоже не практикуется, а вот оказаться в ситуации, когда внутрь не пускают, потому что клуб переполнен, вполне можно. При этом за нормами заполняемости в Барселоне следят далеко не так пристально как в Англии, поэтому давка на танцполе тут дело обычное.
Неофициальный статус "главного клуба Барселоны" много лет держит Razzmatazz. Это, по уже сложившейся европейской модели, даже не один клуб, а несколько залов под одной крышей. "Pop Bar" и "Rex Room" работают скорее как бары, "Razzclub", "Lolita" и "The Loft" – клубные площадки разного размера. Клубные вечеринки, как правило, проходят по формуле "разная музыка в разных залах при общем входе", под концерты отводится одна из площадок в зависимости от того, сколько народу может собрать выступающая группа. Дизайнерских изысков – никаких, типичный европейский клуб-гигант с мрачноватым промышленным интерьером. Но определенный шарм этому месту придаёт сама конфигурация помещения – например, в любой момент можно выйти на балкон чтобы пообщаться и подышать воздухом или вообще вылезти на крышу ("The Loft" – именно там).
Главная вечеринка в Razzmatazz проходит в первый день "Сонара", когда на фестивале есть только дневная программа и несколько десятков тысяч посетителей в поисках зрелищ отправляются по клубам. Очередь сюда исчисляется километрами, но выстоять её вполне можно – поток людей большой, долго они в клубе не задерживаются. Здесь, как и в Москве, принято перемещаться между заведениями. К тому же, стоящих в очередях развлекают уличные продавцы алкоголем, в общем, скучать особенно не приходится. Музыкальный репертуар клуба весьма разнообразен – традиционно много того, что модно в текущем сезоне (тек-хаус, электро, дабстеп), а в концертном расписании можно встретить практически всё что угодно, в афишах соседствуют The Pains of Being Pure At Heart, Mastodon и Diplo.
Располагается Razzmatazz в северо-восточной части города – не сказать, чтобы уж совсем в центре, но и не на отшибе. Сравнительно недалеко – триумфальная арка, северный вокзал и станции метро Marina и Bogatell.
Еще один знаковый барселонский клуб располагается в современном районе на юге Барселоны, в конце улицы Paral.lel неподалеку от одноименной станции метро. В Sala Apollo хотя порой и проходят танцевальные вечеринки, но место это имеет репутацию главной рок-площадки каталонской столицы. Здесь играют Godspeed! You Black Emperor, Thin Lizzy, Hurts, White Lies, Asian Dub Foundation, а разбавляют рок-угар Pantha Du Prince и Skream, вполне доросшие до форматов клуба-тысячника. Там же по выходным проходят ночные танцевальные вечеринки под брендом Nitsa, также весьма популярные. Сюда приезжают Джеймс Холден (James Holden), Jamie XX, Apparat, Ги Боратта (Gui Boratto) и Эрол Алкан (Erol Alkan). Sala Apollo – еще один классический большой клуб. Здесь просторно, громко и вполне демократично.
Буквально в соседней двери – филиал Sala Apollo под названием La[2], камерная площадка для артистов, кому собрать большой зал не под силу. Здесь традиционно много местных артистов (которых ни в коем случае не стоит недооценивать, в Испании отлично умеют играть не только фламенко, но и рок с электроникой). Компанию им составляют заезжие гастролёры калибра Emmy The Great, Робина Гатри (Robin Guthrie) и десятков милых и никому не известных инди-групп, катающихся по Европе на собственных микроавтобусах.
Танцевальной музыки и заточенных под неё заведений в Барселоне в разы больше, чем рок-клубов - курорт как-никак. Нехватку рока частично компенсирует камерная площадка Sala Bikini. Как водится, в помещении аж четыре зала – те, что поменьше, напоминают скорее бары (хотя места для танцев тут достаточно, а в афише – регулярные латино, хаус и хип-хоп вечеринки), а тот, что побольше – концертный клуб. Тут звучат инди-рок и всевозможные вариации на тему синти-попа и готики. В расписании соседствуют Deus, M83, Clan of Xymox и VNV Nation.
Если хочется угара в британском стиле (паб с рок-хитами), добро пожаловать в Manchester Bar. В меню, висящем перед входом – недорогой алкоголь, а также совершенно бесплатные Stone Roses, The Smiths, Oasis, New Order и Joy Division. Внутри плотные рыжеволосые ребята ударяют по вискарю часов с двенадцати дня. Отдыхающих англичан в Барселоне столько, что индустрия развлечений подстраивается под них волей-неволей.
Место, посетить которое нужно просто непременно, если вы решили ознакомиться с ночной жизнью города, называется Moog и располагается близ главного бульвара La Rambla, в той его части, что ближе к морю. История этого помещения насчитывает без малого 100 лет – первый танцевальный клуб под названием Villa Rosa открылся здесь в 1915-м. В 1996-м на его месте начал работать первый в Барселоне техно-клуб, и с тех пор тут громыхает суровая электроника. "Муг" – идеальная площадка для техно. Танцпол вмещает меньше ста человек, поэтому никогда не пустует. Помещение порой даже тесновато, аншлаги здесь случаются такие, что народ буквально свисает из входных дверей, но биться есть за что. Звук – мощный и отчетливый, дизайн аскетичный, а сцена расположена так, что видна практически с любой точки, так что диджеи и музыканты идеально взаимодействуют с залом. В афише главным образом техно с редкими отступлениями в сторону электро, IDM или какого-нибудь электронного олдскула. Сюда любят заезжать отцы из Детройта, питомцы голландского лейбла Clone, а также местные ветераны вроде Анхеля Молины (Angel Molina) или Оскара Мулеро (Oscar Mulero).
Особый шик клубной жизни Барселоны – открытые площадки. Работают они, разумеется, только летом, при этом обладают множеством плюсов – тут всегда чистый воздух и прекрасный звук (стены не резонируют), к тому же в атмосфере южной ночи определенно есть своё очарование, а дожди здесь случаются нечасто и воспринимаются скорее как благо. Лучший открытый клуб Барселоны под названием Liquid располагался в местных "кузьминках", спальном районе около метро Zona Universitaria. Однако долгая дорога того стоила – клуб мало того, что был открытым, еще и располагался около большого бассейна, в котором можно было искупаться прямо по ходу вечеринки. Картину дополняли лучший в мире звук (мягкий, идеально подходящий для танцев и при этом не мешавший общаться), а также удивительно красивый свет, отражавшийся от воды. Ну а лучшие вечеринки в "Ликвиде" с музыкой в диапазоне от техно и электро до спейс-диско делал местный лейбл Factor City. В толпе танцующих запросто можно было обнаружить Miss Kittin, а в диджейку набивалось по десять человек, игравших джемом.
Однако всё хорошее когда-то заканчивается, и пару лет назад "Ликвид" закрылся. Теперь движуха под открытым небом концентрируется в клубе-долгожителе La Terrrazza в модернистском квартале Ишампла. В отличие от "Муга", где правит техно-андерграунд, Терраса – место сугубо развлекательное, в ней царит ибицианский угар, а играет что-то лёгкое и не слишком интеллектуальное. Среди публики чаще, чем в других местах встречаются наряженные люди – по меркам Барселоны "гламурненько".
Летом вечеринки под открытым небом проходят не только в клубах, но и прямо на пляжах, у моря. В воскресенье после закрытия "Сонара" тут даже происходит импровизированный фестиваль. Огромная полоса пляжа длиной примерно в километр, сплошь уставлена импровизированными барами с передвижными саунд-системами, а публика (которой набирается несколько десятков тысяч) слоняется от одной точки к другой, задерживаясь там, где музыка повеселее. Зрелище это специфическое – народу очень много, он, разумеется, не вполне трезв, танцевать на песке неудобно, звук на площадках чудовищный (все норовят друг друга перекричать), но экзотики хоть отбавляй, увидишь такое разве что в Бразилии. К тому же, среди играющих попадаются всамделишные звезды вроде Суперпитчера (Superpitcher) или Эллен Аллиен (Ellen Allien).
"Одиночные" пляжные вечеринки могут оказаться в разы интереснее, тут есть шанс наткнуться на выездной шоукейс какого-нибудь хорошего лейбла, к тому же музыка тут начинает звучать прямо с утра. Места проведения придётся поискать – чтобы не пугать жителей, проходят такие вечеринки не на главном городском пляже Barceloneta, а подальше к северо-востоку, в сторону Бадалоны. Точное время и место всегда указано на флаере, которые активно раздают в клубах, музыкальных магазинах и просто на улицах.
К слову о музыкальных магазинах – в Барселоне, как и в любом приличном европейском городе, рекорд-шопы расположены "кластером" в пределах двух-трех улиц, так что если вы решили закупиться винилом, мотаться из конца в конец города вам не придётся. Первым делом, отправляйтесь на улицу Carrer De Tallers (это пара минут ходьбы от площади Каталонии), потом стоит прогуляться по улице Elisabets, где концентрируется продажа музыкальных инструментов. А оттуда - двинуться поглубже в колоритный квартал азиатских иммигрантов El Raval, на тёмную и узкую, но живописную улицу Riera Baixa, где вы найдете еще несколько хороших магазинов с пластинками.
Хороши в Барселоне не только клубы, но и более консервативные площадки. Еще одно место, рекомендуемое к обязательному посещению – каталонский дворец музыки, он же Palau De Musica Catalana. Дворец – самый настоящий. И внутри, и снаружи это одно из самых красивых зданий города, которое входит в программу туристического обзора вместе с парком Гуэль, собором Sagrada Familia и домом La Pedrera. Интерьер здесь такой, что Большой театр и Royal Albert Hall выглядят торжеством аскетизма. Музыка здесь звучит главным образом классическая, но есть шанс нарваться на кого-нибудь из камерных поп-исполнителей вроде Джосс Стоун (Joss Stone) или француженки Camille.
Еще одно место, где музыку дают редко, да метко – Греческий театр (Teatre Grec). Построен театр в конце двадцатых, но выглядит и впрямь как будто выстроен тысячи три лет назад. Круглый амфитеатр под открытым небом вырыт в горе Монжуик (проще всего добираться пешком от метро Poble Sec) и окружен садом. В темноте всё это производит эффект просто ошеломляющий, другая реальность. Площадка это в первую очередь театральная (здесь каждое лето проходит Греческий фестиваль), однако случаются тут и шикарные концерты. В прошлом году в Греческом театре показывали аудио-визуальное шоу Alva Noto и Рюичи Сакамото (Ryuichi Sakamoto).
Более прозаичный на вид (конструктивистская коробка в современном районе) зал l'Auditori славится лучшим в городе классическим репертуаром. Внутри - стильный минималистичный интерьер и хорошая акустика. В программе средневековая музыка, симфонические концерты, выступления хоров и даже редкие поп-концерты. Но лучше всего здесь дело обстоит с современной классикой. Настоятельно рекомендуем сходить на выступление барселонского оркестра BCN216. В репертуаре у них Стив Райх (Steve Reich), Терри Райли (Terry Riley) и прочая неформатная классика второй половины ХХ века.
Стадионные рок-концерты чаще всего принимает Дворец Святого Хорди. Вопреки названию, "дворец" больше похож не Palau De Musica Catalana, а на стадион "Олимпийский". Построен он к олимпиаде 1992 года и был там одной из главных соревновательных арен. С тех пор используется примерно в равной степени для музыки и спорта – то чемпионат мира по лёгкой атлетике примет, то концерты U2, Pet Shop Boys, AC/DC или Tokio Hotel. А Depeche Mode, которых испанцы любят ничуть не меньше, чем русские, играли здесь аж 6 раз, что для этой арены рекорд. Свой видеоальбом "Tour Of The Universe Live in Barcelona" Depeche Mode сняли тоже именно здесь.
Напоследок, традиционно напоминаем – клубам свойственно закрываться и переезжать, к тому же каждое лето здесь появляются новые площадки, временные или постоянные. Прежде, чем отправиться куда-то, обязательно зайдите на официальный сайт, а также не пренебрегайте флаерами – шансов заполучить таким образом приятный сюрприз здесь как нигде много.
Задумали отправиться на выходные в Барселону - посмотрите в авиакассах подходящие даты. Например, в сентябре жители Барселоны готовятся отметить один из главных для них праздников - Ла-Мерсе (La Merce), посвященный покровительнице Каталонии Деве Марии Милосердной.
В этом году праздник состоится с 21 по 24 сентября. Его откроет шоу светопроекций на фасаде Рождества в храме Святого Семейства (Sagrada Familia). Представления будут проходить в течение трех вечеров и станут кульминационными событиями торжеств.
В праздничные дни отели всегда заполнены, найти хорошее предложение нелегко. Сэкономить на букинге можно, заказав "горящий" отель на HRS.com. Обратите внимание на ссылку "hot deal", которая недвусмысленно указывает на хорошие условия. Для студентов и путешествующих налегке подойдут отели в рубрике "до 50 евро" - главное, не промахнуться с районом.
Карту интересных событий Барсы и скидки можно найти на сайте туристического офиса города.
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)