Каждое время жизни имеет для нас собственный субъективный вкус, цвет, запах, любимую рубашку и, конечно же, музыку. Для всех людей, переживших perestroyka и glasnost в здравом уме да твердой памяти - и оставшихся при них же – саундтрек этого, одновременно безбашенного и трагичного, величественного и жалкого времени свой. Для кого-то – Комбинация, Ласковый Май и Мальчишник, для кого-то – ДДТ, Алиса и Облачный Край. Лично меня мгновенный ассоциативный клубочек ведет, в числе некоторых прочих мелодий и ритмов, к этому, не побоюсь выражения, выдающемуся произведению питерского коллектива Авиа.
Группа уникальна хотя бы тем, что во времена, когда все и всем вдруг стало можно, ее участники не бросились поливать грязью постылое советское прошлое и внушать, подобно большей части пережившей эпоху застоя русской интеллигенции, романтическую экзальтацию по отношению к новым демократическим лидерам, оказавшимся, как выяснилось позже, теми еще проходимцами. Наоборот – используя почти традиционный для рок-группы набор инструментов, разве что облагороженный шикарной духовой секцией, "Авиа" воскресили дух русского конструктивизма, речёвок, физкультурным пирамид и прочих атрибутов здорового советского пропагандистского арта. Одним словом, срубили с «наследия режима» роскошные арт-дивиденты, создав образец подлинно классового, и одновременно на 100% концептуального искусства. Собранный в 1986 году на обломках Странных Игр, одной из интереснейших питерских рок-групп всех времен, коллектив изначально позиционировал себя как «анти вокально-инструментальный ансамбль». А удачную аббревиатуру подчеркивали фирменные значки «Аэрофлота» на комсомольской одежке музыкантов и сценической массовки.
Звучало и выглядело это поистине феерически, и группа, усиленная шоуменами Антоном Адасинским и Маратом Тимергазовым, произвела фурор на фестивале «Рок-панорама-1987», во многом изменившем массовое сознание жителей СССР по отношению к рок-музыке. Вышедший позже на «Всемъ!» трек «Весенняя Массовая» был издан на фестивальном виниловом сборнике, разошедшемся, по хорошей тогдашней традиции, чуть ли не миллионным тиражом, и был услышан и оценен во всех концах необъятного тогда еще Союза. С высоты сегодняшнего дня совершенно ясно, что группа, чей стиль до сих пор точно определить невозможно, ухитрилась в те времена быть наиболее свежей и постмодернистской музыкальной формацией страны, абсолютно вписываясь, с одной стороны, в квазиэстрадные шоу-форматы, с другой же отсылая в своем творчестве к зауми русского авангарда, конструктивизму и Маяковскому. "Авиа" оказались эдаким “советским Laibach” – однако, не в пример югославским товарищам, были задорнее, витальнее и самоироничнее. Именно все эти качества сделали "Авиа" одним из немногих российских рок-коллективов, активно гастролировавших тогда на Западе – местечке, где, как известно, к русскому тире советскому авангарду всегда дышали неровно, и умели его продавать.
Альбом «Всемъ!», вышедший в 1988 году, пожалуй, самый интересный в дискографии коллектива, стал одним из главных дисков перестроечного рока вообще, разлетелся на цитаты и саундтреки к теле- и радиопрограммам, и до сих пор слушается необычайно свежо. Здесь есть как шедевры чистого пролетарского искусства – «Проснись и пой!», «Семафор», «Праздник», - так и более абстрактные, отсылающие к абсурдизму и Даниилу Хармсу, «Уроки русского языка». Есть даже настоящий хит «Я не люблю тебя», задвинутый в телезрительские массы легендарной программой «Взгляд». Отличная пластинка, тем более актуально переизданная аккурат к возрождению группы из небытия, имевшему место в 2011 году. Любопытно, получится ли у коллектива своим новым материалом вновь окунуть зрителей в ту советскую и постсоветскую вакханалию и радость, что почти физически осязаема на «Всем!»? Или память о тех стародавних временах все-таки стала подводить?..
Самое интересное, что арт-метафизический вопрос времени и места, который постоянно встает перед слушателем при любом соприкосновении с творчеством "Авиа", «Союз Мьюзик», переиздавший этот альбом в нынешнем году в формате digipak и с добавлением скрытого бонусного трека, решил философски. На издании год записи альбома не упомянут в принципе. Таким образом, отправители и адресат этого "Авиа"-отправления указан максимально точно и четко. Ниоткуда. «Всемъ!»
АВИА - советская рок-группа
Подробности из жизни:
АВИА - советская рок-группа, возникла в 1985 в Ленинграде после распада группы Странные игры.
Жанр - рок
Состав:
Николай Гусев - вокал, клавиши
Алексей Рахов - вокал, гитара, саксофон
Евгений Жданов - саксофон, флейта, вокал, перкуссия
Андрей Сизинцев - перкуссия, вокал
Вероника Берашевич - баритон-саксофон, вокал
В первый состав АВИА вошли Николай Гусев (клавишные, вокал), Алексей Рахов (саксофон, гитара, бас, аккордеон, вокал) Александр Кондрашкин (барабаны, перкуссия, вокал).
Название АВИА (с ударением на 'И') расшифровывалось как Анти-ВИА и должно было, по замыслу участников, указывать на их желание противопоставить формализованной банальности официальной эстрады живое и искреннее творческое начало. Дебют группы состоялся 31 января 1986 в Доме культуры имени Ленина. В ноябре 1986, ощущая необходимость расширить свой визуальный ряд, АВИА привлекла к сотрудничеству актера мим-труппы Лицедеи Антона Адасинского. Его идеи оказались созвучны представлениям группы, и уже…
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)