Каждое время жизни имеет для нас собственный субъективный вкус, цвет, запах, любимую рубашку и, конечно же, музыку. Для всех людей, переживших perestroyka и glasnost в здравом уме да твердой памяти - и оставшихся при них же – саундтрек этого, одновременно безбашенного и трагичного, величественного и жалкого времени свой. Для кого-то – Комбинация, Ласковый Май и Мальчишник, для кого-то – ДДТ, Алиса и Облачный Край. Лично меня мгновенный ассоциативный клубочек ведет, в числе некоторых прочих мелодий и ритмов, к этому, не побоюсь выражения, выдающемуся произведению питерского коллектива Авиа.
Группа уникальна хотя бы тем, что во времена, когда все и всем вдруг стало можно, ее участники не бросились поливать грязью постылое советское прошлое и внушать, подобно большей части пережившей эпоху застоя русской интеллигенции, романтическую экзальтацию по отношению к новым демократическим лидерам, оказавшимся, как выяснилось позже, теми еще проходимцами. Наоборот – используя почти традиционный для рок-группы набор инструментов, разве что облагороженный шикарной духовой секцией, "Авиа" воскресили дух русского конструктивизма, речёвок, физкультурным пирамид и прочих атрибутов здорового советского пропагандистского арта. Одним словом, срубили с «наследия режима» роскошные арт-дивиденты, создав образец подлинно классового, и одновременно на 100% концептуального искусства. Собранный в 1986 году на обломках Странных Игр, одной из интереснейших питерских рок-групп всех времен, коллектив изначально позиционировал себя как «анти вокально-инструментальный ансамбль». А удачную аббревиатуру подчеркивали фирменные значки «Аэрофлота» на комсомольской одежке музыкантов и сценической массовки.
Звучало и выглядело это поистине феерически, и группа, усиленная шоуменами Антоном Адасинским и Маратом Тимергазовым, произвела фурор на фестивале «Рок-панорама-1987», во многом изменившем массовое сознание жителей СССР по отношению к рок-музыке. Вышедший позже на «Всемъ!» трек «Весенняя Массовая» был издан на фестивальном виниловом сборнике, разошедшемся, по хорошей тогдашней традиции, чуть ли не миллионным тиражом, и был услышан и оценен во всех концах необъятного тогда еще Союза. С высоты сегодняшнего дня совершенно ясно, что группа, чей стиль до сих пор точно определить невозможно, ухитрилась в те времена быть наиболее свежей и постмодернистской музыкальной формацией страны, абсолютно вписываясь, с одной стороны, в квазиэстрадные шоу-форматы, с другой же отсылая в своем творчестве к зауми русского авангарда, конструктивизму и Маяковскому. "Авиа" оказались эдаким “советским Laibach” – однако, не в пример югославским товарищам, были задорнее, витальнее и самоироничнее. Именно все эти качества сделали "Авиа" одним из немногих российских рок-коллективов, активно гастролировавших тогда на Западе – местечке, где, как известно, к русскому тире советскому авангарду всегда дышали неровно, и умели его продавать.
Альбом «Всемъ!», вышедший в 1988 году, пожалуй, самый интересный в дискографии коллектива, стал одним из главных дисков перестроечного рока вообще, разлетелся на цитаты и саундтреки к теле- и радиопрограммам, и до сих пор слушается необычайно свежо. Здесь есть как шедевры чистого пролетарского искусства – «Проснись и пой!», «Семафор», «Праздник», - так и более абстрактные, отсылающие к абсурдизму и Даниилу Хармсу, «Уроки русского языка». Есть даже настоящий хит «Я не люблю тебя», задвинутый в телезрительские массы легендарной программой «Взгляд». Отличная пластинка, тем более актуально переизданная аккурат к возрождению группы из небытия, имевшему место в 2011 году. Любопытно, получится ли у коллектива своим новым материалом вновь окунуть зрителей в ту советскую и постсоветскую вакханалию и радость, что почти физически осязаема на «Всем!»? Или память о тех стародавних временах все-таки стала подводить?..
Самое интересное, что арт-метафизический вопрос времени и места, который постоянно встает перед слушателем при любом соприкосновении с творчеством "Авиа", «Союз Мьюзик», переиздавший этот альбом в нынешнем году в формате digipak и с добавлением скрытого бонусного трека, решил философски. На издании год записи альбома не упомянут в принципе. Таким образом, отправители и адресат этого "Авиа"-отправления указан максимально точно и четко. Ниоткуда. «Всемъ!»
АВИА - советская рок-группа
Подробности из жизни:
АВИА - советская рок-группа, возникла в 1985 в Ленинграде после распада группы Странные игры.
Жанр - рок
Состав:
Николай Гусев - вокал, клавиши
Алексей Рахов - вокал, гитара, саксофон
Евгений Жданов - саксофон, флейта, вокал, перкуссия
Андрей Сизинцев - перкуссия, вокал
Вероника Берашевич - баритон-саксофон, вокал
В первый состав АВИА вошли Николай Гусев (клавишные, вокал), Алексей Рахов (саксофон, гитара, бас, аккордеон, вокал) Александр Кондрашкин (барабаны, перкуссия, вокал).
Название АВИА (с ударением на 'И') расшифровывалось как Анти-ВИА и должно было, по замыслу участников, указывать на их желание противопоставить формализованной банальности официальной эстрады живое и искреннее творческое начало. Дебют группы состоялся 31 января 1986 в Доме культуры имени Ленина. В ноябре 1986, ощущая необходимость расширить свой визуальный ряд, АВИА привлекла к сотрудничеству актера мим-труппы Лицедеи Антона Адасинского. Его идеи оказались созвучны представлениям группы, и уже…
1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов »»
1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour» »»
1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой» »»
George MASSO (1926)
Gordon LIGHTFOOT (1938)
Bob GAUDIO (1942)
Martin BARRE (1946)
Rod CLEMENTS (1947)
Leslie MING (1951)
Jeff BUCKLEY (1966)