Имя «Маша», как известно, не самое редкое. А уж фамилия «Кузнецова» в том или ином варианте — вообще самая распространенная в мире. Однако историю Маши Кузнецовой обычной никак не назовешь. Новорожденную москвичку увезли сначала в Португалию, потом в Париж. С самого детства она говорила на двух языках (а потом выучила и английский), и со временем начала писать на них песни. Впервые она приезжала в Россию с группой Vegomatic и выступила на
Маша говорит на русском с милым акцентом, разговаривать с ней не только приятно, но и увлекательно: когда она смотрит на тебя своими огромными глазами, в которых пляшут черти, ты понимаешь, что у этой мадемуазель в кармане — кукиш.
Маша Кузнецова: Я сначала училась в Париже актерскому мастерству, а потом впервые в жизни поехала в Россию, на стажировку в ГИТИС. Это было хорошее время — я тогда говорила по-русски куда хуже, но все равно наблюдала, училась и многое поняла о русском искусстве. Потом вернулась в Париж и уже готовилась выходить на большую театральную сцену, как вдруг встретила Тьерри (Thierry Los) и остальных ребят из Vegomatic. Нас познакомили на концерте, а на следующий день он мне перезванивает: «Послушай, у нас ушла басистка, моя бывшая девушка, а через несколько дней нам выступать. Там есть одна песня с женским вокалом, не хочешь выйти спеть?» Я подумала — а что, мне как актрисе было бы интересно, я же еще никогда не пела со сцены! И мы придумали целое представление: по ходу концерта Тьерри говорил «Так, а в следующей песне мне нужен еще один вокал. Поднимите руки, кто хочет спеть!» Почему-то руки в основном поднимали мужики... Но тут я расталкивала всех и прорывалась из зала на сцену со словами «я, я, давайте я спою!» Причем по-русски — я изображала такую «руссо туристо», которую парижский воздух заставил пуститься во все тяжкие... Потом все очень смеялись. Вот так в декабре 2003го я впервые запела. До этого, я конечно, пела на занятиях — актеру без этого никуда — и еще ходила на хор. Но и только. А через три месяца я уже влилась в Vegomatic, мы стали выступать каждую неделю, играли по всей Франции, в Бельгии, в Люксембурге, в Канаде... Моим новым коллегам было уже за тридцать, и я среди них была как «дочь полка». Потом был второй диск Vegomatic (первый был записан еще без меня), и после этого нас впервые пригласили в Россию.
Звуки.Ru: А теперь ты записала сольный альбом, и он очень сильно отличается оттого, что вы делали в Vegomatic. Тебе из музыка — весь этот смешной и странный серф и гараж — просто не близка?
Маша: Да нет, почему, близка. Но основной композитор у нас по-прежнему Тьерри, я же не музыкант. То есть я могу принести и напеть какую-то мелодию, что-то наиграть на синтезаторе или зажать пару струн на гитаре, но дальше всю музыкальную часть делает он. А у него в активе — больше двадцати дисков, и все они очень разные. Не только серф и гараж, но и диско, и акустика... А этот проект — мой альбом — мы вообще сначала делали под одну гитару. Vegomatic закончился, но мы время от времени виделись и стали набрасывать какие-то идеи для песен. А потом он уже стал подбирать звуки. Все было сделано очень быстро, голоса и чистовые гитары мы записали на студии, а все остальное — дома, в Париже, на компьютере.
Звуки.Ru: Расскажи, а как во Франции выживают независимые группы? Вот у вас не было, как я понимаю, никакого контракта с лейблом, вы существовали на концертные заработки — этого хватало? Или приходилось зарабатывать где-то еще?
Маша: Конечно, не хватало. Это даже при том, что музыка Vegomatic была очень востребована в рекламе. Полностью за счет музыки существовал только Тьерри — он писал еще и для кино, для документальных фильмов... А я работала как актриса и модель. На французском радио, на государственных станциях, очень популярен «театр у микрофона» — платят за это немного, но зато такой работы всегда полно, и очень для многих актеров она служит серьезным подспорьем.
А потом, это же дико интересно — передавать все эмоции через один только звук! Многие эффекты не накладываются на монтаже, а делаются прямо живьем, в студии: мы ходим по старым пленкам, чтобы имитировать звук хрустящего снежного наста... Вообще таких звукорежиссерских тонкостей полно, и всему учишься прямо на ходу. Помню, мне пришлось изображать лошадь — это тяжелое лошадиное дыхание! Прямо как в детство возвращаешься. А иногда и музыкальных фонограмм нету — просто рядом с актерами в студии сидит живой ансамбль и играет...Мы ставили много и классики, и современных пьес. Есть такая программа на радио, она выходит сначала в два часа ночи — «Nuit Blanche», а потом в три — «Nuit Noire». Первая, понятно, помягче, а вот вторая — жесткач, обычно из жизни полицейских, полный черного, но очень хорошего юмора. Плюс классические постановки, стихи, детские передачи... французское радио — это целый мир, очень отдельный!
Звуки.Ru: А ты не перенесла эти свои театральные навыки на музыкальную сцену?
Маша: Ну конечно, полноценных шоу с переодеваниями и хореографией я не устраиваю. А хотелось бы! Но с другой стороны, вот смотришь иногда концерт — и видишь, что играют ребята круто, но держатся на сцене как палочки. А так нельзя! Больше пота, жизни и эмоций — тогда на это будет интересно смотреть.
Звуки.Ru: А когда ты впервые приехала сюда и увидела наши группы — как ты их оценила?
Маша: Первый свой приезд зимой 1998 года я помню очень хорошо. Я вышла из этого ужасного терминала в Шереметьево — единственного, который до сих пор не перестроили — и на меня сразу навалился воздух. В Париже он легкий, а в Москве тяжелый! Клубов тогда в городе почти не было, я помню, как молодежь сидела в метро и пила пиво. И мы все собирались друг у друга в гостях. И это мне страшно понравилось! Так по-настоящему! А потом я бродила по Москве и понимала, что в этом городе можно узнать о себе очень много. Вернувшись в Париж, я поступила в Институт восточных языков и культур и закончила его год назад. Теперь, если у меня не сложится с актерской и музыкальной карьерой (понятно, насколько это нестабильно), я смогу преподавать, работать здесь журналисткой... Вообще меня бесят высказывания французов о России — это нечестно! При том, что в России-то Францию любят и всегда любили, даже несмотря на наполеоновские войны. А русскую рок-музыку я знала с детства — у нас были записи «Кино» и «ДДТ» — но мне не нравились все эти старомодные, китчевые гитары... Ну и, конечно, Высоцкий — его записи я помню столько, сколько помню себя. Потом, когда я в первый раз была в Москве, появились «Мумий Тролль» и Земфира. В первый приезд Vegomatic мы выступили на одной сцене с «Вежливым отказом»! А сейчас я уже ходила и на «Аукцыон», и на «... И друг мой грузовик» — это уже другая история! Хотя вообще-то русская музыка — это по-прежнему не очень мое, мне куда интереснее литература и история. Музыку я предпочитаю английскую и американскую, Beatles не приедаются до сих пор! А из французов — Stereolab и, конечно , Серж Гейнсбур. Ну и вообще весь французский шансон. По-французски не споешь так, как по-английски — музыка языка другая! Недавно, кстати, я выступала в Перяславле-Залесском — удивительно красивом городе — с программой классического французского шансона 60х годов. Мы ездили вдвоем с гитаристом, назывались «Жозефин и Максим», и на тех концертах я была блондинкой, в таком кукольном парике! А сейчас я еще буду петь в новом проекте Олега Кострова, который был в «нож для Фрау Мюллер» — там я рыжая!
Звуки.Ru: Кстати, когда ты сочиняешь песню, ты сразу знаешь, на каком языке она будет?
Маша: Нет, задумываюсь над этим в последний момент.
Звуки.Ru: А, кстати, думаешь на каком языке?
Маша: На французском. И сны вижу тоже на французском. Довлатов писал, что он только через пять лет после переезда в Америку стал видеть сны по-английски — а я тут всего-ничего!
Звуки.Ru: А на концерте в «Чайна Таун Кафе» ты тоже будешь вдвоем с гитаристом?
Маша: Нет, мы собрали полный состав. Я встретила гитариста на съемке рекламного ролика, гитарист привел барабанзщика, барабанщик — басиста, и сейчас мы сидим и репетируем.
Звуки.Ru: И последний вопрос: что означает название песни «Закажи водку-реглисс»? Первое слово понятно, второе очень понятно, а третье?
Маша: «Реглисс» — это лакрица, лакричный корень, солодка. «Водка-солодка», проще говоря.
Macha на вечеринке «Звуки РУлят!»
Клуб China Town
6 декабря, начало в 21.00
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)