Первого декабря проходит закрытая презентация альбома группы Би-2 — «Spirit». Для выпуска этой пластинки музыканты использовали популярную систему: поклонникам группы было предложено непосредственное участие в процессе, а именно - роль акционеров. Награда — билет на презентацию и, конечно же, сама музыка, которая без них не увидела бы свет. Накануне этого элитарного мероприятия мы и поговорили с Би-2.
Звуки: Что натолкнуло вас на идею акционирования?
Шура: То, что происходит в современной музыкальной индустрии. Рекорд-компаний становится все меньше — соответственно, тиражи пластинок падают до предельно низких показателей. Мы два года думали над этой системой и весной запустили вместе с порталом «Планета» акцию. Мы считаем, за этим - будущее. Сейчас так делаем мы и еще некоторые группы, через год-два это будет основной системой распространения музыки.
Звуки: Эту проблему пытаются решить и иначе: например, Massive Attack объявили, что с форматом альбома для них покончено, и теперь они просто будут выкладывать свои песни в интернет по мере готовности. Это не ваш вариант?
Лева: Нет, мы пока не отказываемся от формата пластинки. Периодически мы выкладываем в интернет синглы — они должны существовать как преддверие альбома: давать некоторые точки ориентира, рассказывать о том, в каком стиле будет пластинка, какое у нее будет настроение. Но все-таки сохранять формат альбома, на мой взгляд, необходимо.
Звуки: В чем его преимущество?
Лева: А в чем преимущества сингла, просто отдельных песен? Существует некий период времени, о котором хочется рассказать — у него есть начало и должен быть конец. Пластинка - это целая история: как пьеса, где есть пролог, целая часть и финал.
Звуки: Расскажите об альбоме «Spirit» — какова его история?
Лева: История очень проста. Когда мы закончили работать над пластинкой «О чем говорят мужчины», мы перешли к работе над пластинкой «Spirit» (смеется). О чем эта пластинка... Знаете, творчество - это отчасти выживание духа. Мы стараемся не стоять на месте, двигаться дальше, потому что если ты остановишься — в этот момент может наступить смерть.
Звуки: Расскажите об оформлении альбома — на обложке много символов, которые с трудом поддаются расшифровке...
Лева: Ну, все расшифровывать мы не будем, как, собственно, и всю идею альбома. Но могу сказать: работая над сведением этой пластинки в Ливерпуле, мы забрели на выставку Рене Магритта и нам показалось, что по настроению, по идее нам это подходит. Мне кажется, слишком все разжевывать — не слишком честно по отношению к нашим слушателям.
Шура: У них тоже должна происходить какая-то внутренняя работа. Они должны ловить эти символы и примерять их на себя. Будет странно, если мы все расскажем. Важно взаимодействие с поклонником — его вклад через интерпретацию, — а не просто внушение своей концепции. Поэтому этот альбом мы и выпускаем совместно с поклонниками.
Лева: Мы всегда с большим интересом читаем то, что они пишут о наших песнях, о том же оформлении, о видеоклипах, поэтому мы специально оставляем им «домашнюю работу».
Звуки: Как вам кажется, соответствует ли настроение сингла «Безвоздушная тревога» некому общему состоянию людей в настоящий момент, или оно отражает исключительно ваше мироощущение?
Лева: Мы располагали только своим мироощущением, когда писали эту песню. Но, мне кажется, каждому человеку знакомо состояние вдруг обрушившейся беспричинной тревоги. У нас всех сейчас, как правило, очень неопределенная жизнь. Не знаем, что будет завтра.
Звуки: Почему клип на эту песню снимался на Красной площади?
Лева: Красная площадь — очень яркий образ. Когда некоторое время назад строили Кремль, подразумевали, что строят второй Иерусалим. Ну, это если искать какие-то точки соприкосновения. Вообще, видео появилось в прекрасном творческом тандеме с Ирой Мироновой. Мы обсудили общие идеи, связанные с клипом, а через некоторое время она принесла такой вот неожиданный результат. Мы положились на ее творческое чутье.
Звуки: Заметно, что вас также вдохновляло творчество группы AES+F. Что именно вас в нем зацепило?
Лева: Это очень интересные фотохудожники. Они интерпретируют ренессансные картины, вплетая в них современные мотивы, — получаются очень мощные образы. Мне кажется, стоит их только увидеть — все становится понятно, и не надо ничего объяснять.
Звуки: Творчество AES+F, безусловно, впечатляет, но что касается понятности — оно допускает самые разные интерпретации...
Лева: Мы тоже! К тому же, как и они, мы эклектичная группа. Это касается и творчества и всего остального: отражается и в клипе, и на обложке, — эклектика просматривается во всем.
Звуки: Вы вышли на AES+F случайно, или вообще следите за современным изобразительным искусством?
Лева: Современное искусство интересно, но в умеренных дозах. К тому же, помехой является нехватка времени. Конечно, хотелось бы, но не получается обрабатывать всю информацию — много времени у нас уходит на себя.
Звуки: А в литературе за последнее время какие-то современные авторы вас впечатляли так, чтобы сказаться на творчестве?
Лева: Я сейчас читаю не современного автора Жана Жене. Он большой поэт, невзирая на его вызывающую гомосексуальную направленность, и создает очень сильные образы.
Звуки: Вы начинали музыкальную деятельность как панк-группа, позже закрепились в массовом сознании в связи с роком. И то, и другое традиционно считается протестными движениями...
Оба: Совсем необязательно!
Лева: Я думаю, что в первую очередь надо писать песни о любви. И вообще не понимаю, что такое социальный протест в формате сугубо политического характера. В каком-то смысле, протест существует в любом творчестве.
Звуки: Например, британские и американские группы
Лева: Да, примерно это происходит у нас.
Звуки: Но российский рок исторически был социальным.
Шура: В
Звуки: Вам не кажется, что социальность или отсутствие таковой тем или иными образом сказывается на качестве рок-музыки?
Лева: Конечно, не стоит совсем отрываться от земли, и со своей стороны мы делаем все, что бы этого не происходило. А то, что сейчас гражданская позиция многих музыкантов проявляется в том, что они выливают говно на других музыкантов, на своих же — такая круговая порука — вот это, мне кажется, кошмар. Началась охота на ведьм. И журналистов это, кстати, тоже касается.
Шура: Мы стараемся быть ни за кого — в этом наша позиция.
Звуки: Чем, на ваш взгляд, новое рок-поколение отличается от вашего?
Шура: Нам нравится то, что происходит в Индостане. За последние пять лет там появилось много хороших коллективов. Это другое мировоззрение, мироощущение — и звук другой. Появление нашей радиостанции «Субстанция» связано как раз с желанием им помочь, или хотя бы просветить слушателей о молодых группах.
Звуки: Это рок-группы?
Лева: Это независимый, инди-рок, — не русский рок в чистом понимании. Мне сложно назвать группы Tesla Boy и Punk TV русским роком.
Шура: Нам интересно, что делают коллеги по цеху, но не менее интересно, что делают молодые. Существуют мировые тенденции и вот, в какой-то момент в России появляются молодые коллективы, которые создают похожую музыку. Только через призму своего прочтения. Творчество в любом случае строится на заимствовании: когда-то появилось первое произведение — Библия, и вот оттуда все и пошло. Это творческий союз, где все передается как эстафета.
Звуки: Какую форму мировые творческие тенденции приобретают сейчас в России?
Лева: К сожалению, русская музыка не является значительной частью всемирного процесса развития рок-н-ролла. Это и языковой барьер и огромное количество предрассудков. Но я думаю, что время пройдет и все изменится.
Звуки: Вы много путешествуете — гражданами какой страны себя ощущаете в большой степени?
Лева: Гражданами мира. Впрочем, сейчас мы себя ассоциируем с Россией, потому что мы здесь живем, работаем, здесь наши семьи и любимые.
Звуки: В интервью вы не раз говорили, что ваш слушатель - русский. Почему?
Шура: Потому что мы поем на русском, естественно. Было бы странно, если бы нас слушали в Камбодже где-нибудь.
Звуки: То есть, все решает только язык — если бы вы пели на английском, то были бы так же органичны в Англии?
Шура: В Австралии у нас была darkwave-группа, которая пела на английском языке — и ее слушали в Англии и Австралии.
Лева: То, что сейчас наш слушатель русский — осмысленный выбор. Мы всегда мечтали создать группу и никогда не думали, что будем петь на каком-то другом языке.
Дата образования:
29 августа 1988
1977 – В Индианаполисе состоялся последний концерт Элвиса Пресли. "Король рок-н-ролла" скончался менее, чем через два месяца после этого события »»
Dave GRUSIN (1934)
Larry TAYLOR (1942)
Georgie FAME (1943)
Steve NARDELLA (1948)
Joey BARON (1955)
Chris ISAAK (1956)
Patty SMYTH (1957)
Вячеслав ПЕТКУН (1969)
GAROU (1972)