Группировка "Ленинград".
Возникновение этих строчек не случайно: Шнуров - правдивое "зеркало мира". И с его постулатом не просто трудно, а почти невозможно спорить: вряд ли найдётся инструмент, который по востребованности можно поставить в один ряд с гитарой, а уж пресловутый соло-гитарист, "запиливающий навороченный соляк" - это вообще самый затёртый символ крутизны и центра внимания.
Как это получилось? Как так вышло, что именно гитара завладела умами как профессионалов, так и самостоятельных любителей? Гитаристов любят девчонки во дворе, уважают "деды" в армии, на сцене у них самое заметное место после вокалиста, а зачастую именно гитарист, а не вокалист является настоящим лидером группы и даже становится не вторым, а ещё одним фронтменом и лицом группы. Даймбег Даррелл (Dimebag Darrell, "Pantera"), Слэш (Slash, "Guns’n’Roses"), Ангус Янг (Angus Yong, "AC/DC"), Тони Айоми (Tony Iommy, "Black Sabbath"), Эдж (Edge, "U2") , Джимми Пейдж (Jimmy Page, "Led Zeppelin"), Брайан Мэй (Brian May, "Queen"), Том Морелло (Tom Morello, "Rage Against The Machine"),
Уэс Борланд (Wes Borland, "Limp Bizkit"),
Дарон Малакян (Daron Malakian, "System Of A Down"), Керри Кинг (Kerry King, "Slayer"),
Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore, "Deep Purple")
– вот далеко не полный список гитаристов, без которых упомянутые группы просто немыслимы, а расставание с ними либо обрекало группу на жалкое существование, либо вовсе ставило точку в истории коллектива.
Об этой "звезде" музыкального мира, как профессионального, так и любительского, и хотелось бы поговорить, а точнее - вытащить наружу причины этого успеха, вскрыть секрет популярности.
Зачастивший в последнее время в гости Зигмунд Фрейд вот уже пару минут следит за моей работой, выглядывая из-за левого плеча. Обычно он присутствует молча, но тут тихонько постучал пальцем по слову "популярности" на мониторе и произнёс:
- С Вашего позволения, мой юный друг... Что касается популярности, то в случае с мужчинами этот ваш "секрет" кроется в желании обладать твёрдым продолговатым предметом - и не просто обладать, а так, чтобы всем было его хорошо видно. Что же касается женщин, то они просто не в силах устоять перед таким обладателем, только и всего!
Фрейд, конечно, во многом прав. Я и сам когда-то, желая выделиться, сменил гитару на бас с 35-дюймовой мензурой. Но, при всём моём уважении к сединам пожилого психоаналитика, для полноты картины рассмотрим твёрдый и продолговатый предмет с точки зрения его эволюции (генетики аплодируют). Итак, для того, чтобы заглянуть вглубь любого явления, не найти лучшего помощника, чем история.
Первым упоминаниям об инструментах, пусть отдалённо, но всё же напоминающих гитару, насчитывается несколько тысяч лет - причём, встречаются они везде, где существовали развитые цивилизации. Тем не менее, конструктивные различия этих протоинструментов невелики – везде это хорда (гриф), резонирующий корпус и струны - и обусловлены лишь географическими условиями – "слепила из того, что было": высушенные тыквы, выдолбленные цельные куски дерева и даже черепашьи панцири. Примечательно то, что зачастую и названия созвучны – шумеро-вавилонская киннора; индийский ситар; египетская цитра; римская и греческая кифара.
В средневековье уже прорисовывается знакомая нам гитара. Тогда и начинается её непростой путь, полный взлётов и падений, обусловленных самыми разными причинами. По волнам этих причин мы тут и прокатимся, чтоб сполна оценить многовековой подвиг гитаристов, да и попросту не утонуть в ворохе сухих исторических справок.
Первый успех пришёл к гитаре в XVI веке и связан с новизной самого инструмента. Как обычно и бывает, мода захватила умы и гитара с пятью рядами (сдвоенных струн) стала править бал. Но вскоре и пала жертвой той же самой моды: всплеск популярности меняет характер музыкальных произведений, что, в свою очередь, диктует новый звук и вытесняет гитару из предпочтений исполнителей. Гитара надолго забыта.
Вернуть былую славу инструменту помогли короли Людовики (XIII и XIV), которые, увлёкшись гитарой, спровоцировали повышенный интерес к ней со стороны придворных композиторов, безоговорочно прислушивавшихся к мнению начальства. Общественное мнение не заставило себя ждать и все вокруг заиграли на богоугодных гитарах (ну, это нам с вами знакомо: вспомним повальное увлечение теннисом при президенте Ельцине, дзюдо при Путине, теперь же на приём к высокопоставленным чиновникам запросто заглядывают рок-музыканты – нынешний Главный любит Диппапл). Вскоре интерес коронованных особ угасает, и гитара теряет профессиональный престиж, оставшись популярной у низших слоёв.
Спустя некоторое время была добавлена шестая струна и слегка изменён строй, для более эффектного использования открытых струн, что вернуло гитаре статус серьёзного инструмента, но до стабильного успеха было ещё далеко. Один из периодов забвения связан с уходом традиции устной передачи музыкальных навыков: исполнять на площадях и в кабаках развлекательные песенки – одно дело, и совсем другое – корпеть над расшифровкой нот.
Середина XIX века сопровождалась очередным спадом интереса к гитаре: её вытеснило молодое и жутко модное тогда фортепиано. Везде, кроме Англии и Италии. Как часто и бывает в кризисные для какого-либо явления времена, именно единицы преданных непопулярному делу и становятся ответственными за великие перемены. Таким был испанец Антонио Торрес, заслуживший себе прозвище "Гитарный Страдивари" и по сей день признанный одним из лучших гитарных мастеров, или, как их ещё называют, лютье. Он разработал основные технические нормы:
Вуаля! Один из этапов эволюции гитары завершён. Эти нормы дошли до наших дней практически без изменений и до сих пор соблюдаются при изготовлении классической гитары. Такой она вошла в XX век, в котором, как первая, так и вторая мировые войны, внесли свои коррективы во всё, в том числе и в искусство. Теперь новые тенденции зарождались не в Европе, которую лихорадили изобретения иного, совсем не гуманитарного, толка. Главное в музыке теперь происходило за океаном – в Америке.
Отец всех музыкальных удовольствий двадцатого века – джаз. Если совсем недавно исполнители гитарных произведений выступали больше в частных домах и салонах, то теперь гитаристы играли "на похоронах и танцах": гитара окончательно вышла на сцену. Характер таких выступлений создал новые требования к звуку: и публика, и музыканты хотели громче. Gibson - потомки Страдивари
Крупным игроком, крепко держащимся за место на музыкальном рынке, была фирма Gibson, одним из главных направлений развития считающая индивидуальность. Не желая отставать от сильного конкурента, но и не терять при этом собственного, узнаваемого лица, эта компания пошла иным путём. В погоне за громкостью (которая через несколько лет будет решаться поворотом одной ручки усилителя), инженеры Gibson решили проблему сильного натяжения струн иначе. За "открытиями" они мудро отправились в прошлое и большинство нововведений взяли у скрипки: верхняя дека стала выпуклой, что увеличило жёсткость; порожек и крепление струн тоже было скрипичным, или, если хотите, контрабасовым; резонаторные отверстия сменились, опять же скрипичными, эфами. Такая разновидность гитары получила название арк-топ (arch-top). Эти особенности навсегда определили внешний вид и строение арк-топов. Кроме этого, инженерам фирмы Gibson принадлежат такие изобретения, как подвешенная накладка на деку и анкерный стержень, увеличивающий сопротивляемость грифа натяжению струн и позволяющий регулировать изгиб грифа (сегодня обязательный элемент всех электрогитар).
Саунд Гибсонов разительно отличался от гитар мистера Мартина, и первыми большой потенциал этой "тёмной лошадки" разглядели джазовые музыканты: если звук дредноутов был тёплым и глубоким, то арк-топы звучали пронзительно и более сбалансировано, что открывало большие мелодические возможности, это и приглянулось джазменам. Вскоре эту гитару стали называть не иначе как "джазовой гитарой".
И всё-таки не звук стал решающим фактором дальнейшего развития, а его громкость. Это сейчас джаз считается музыкой утончённых ценителей, тогда же исполнители джаза обращались к более простым и понятным страстям. Публике хотелось самозабвенно танцевать, публике хотелось громче. Это надо было как-то решать.
Лес Пол, скромный гений гитарной инженерии
Одним из первопроходцев в электрическом звукоусилении считается Лес Пол (Les Paul) , инженерный гений которого, несомненно, родился на почве его музыкальной одарённости и уникального чувства инструмента. Воплощать идею звукоусиления Лес начал с того, что стал пробовать втыкать в гитару иглу фонографа. Дальше в ход шло всё, что попадало в руки: старый телефон, родительское радио… К слову, в то время многие фирмы уже мыслили в этом направлении, разве что в менее экстремально-кустарном ключе, и в середине 30-х в продажу поступили первые гитары с электрическими звукоснимателями.
Техническое и музыкальное любопытство толкало Леса вперёд: по выходным он приходил на фабрику Epiphone, и в отсутствие рабочих часами возился со своим инструментом. На вопросы о том, что он там делает, он отвечал: "Бревно". Вскоре он собрал собственный прототип цельнокорпусной гитары: в распиленный пополам Epiphone Пол вставил сосновый блок квадратного сечения, к которому скобами прикрепил гриф. На блок установил звукосниматели собственного изготовления. "The Log" - без лишних выкрутасов назвал своё детище Лес. С этим бревном он и отправился на фабрику Gibson, желая отдать своё изобретение в руки лидеров бизнеса. Как часто бывает с гениями, обогнавшими время, Лесу указали на дверь. Тем не менее, самодельный "The Log" надолго стал концертным и студийным инструментом Леса. Лес Пол не был одинок в своих идеях, подобные исследования независимо друг от друга проводили несколько компаний того времени. Идея цельнокорпусной гитары была слишком привлекательной: решалась проблема натяжения струн и размещения звукоснимателей, упрощался процесс изготовления, исключалось воздействие большого корпуса на звук и поведение струн, значительно укорачивался надоедливый эффект "заводки". Первыми в своих исследованиях преуспели Fender .
Фендер, эсквайр
Лео Фендер (Leo Fender) и его новая компания активно занимались производством усилителей и стил-гитар, которых катастрофически не хватало музыкантам, так как крупные производители, такие как Gibson, ещё не успели полностью переключиться с военных заказов. Тогда же Фендер и взялся за разработку новой электрической "испанской" гитары. Знание дела помогло сразу выработать пять ключевых условий: Эти принципы стали основой современного гитаростроения и, в основном, любые отклонения обусловлены желанием производителей привлечь внимание покупателей. Так или иначе, конструкция Лео Фендера стала базовой.
В 1950 году Fender выпустили в продажу первую цельнокорпусную гитару Fender Esquire с одним звукоснимателем, а через год Fender Broadcaster c двумя звукоснимателями (позже эта модель переименуется в Telecaster и станет одной из самых популярных гитар в мире). Поначалу "доски" не пользовались широким успехом, играли на них преимущественно кантри-энд-вестерн коллективы, проживавшие неподалёку от фабрики Fender. Вскоре, всё же, слава о новых гитарах расползлась и, скромный поначалу, но, тем не менее, успех, не мог остаться незамеченным менеджерами Gibson. Остальные фирмы предпочли держаться за прошлое, соревнуясь в придумывании нелицеприятных формулировок: "доска", "лобзиковая халтура", "весло", "лопата", и даже "туалетное сиденье со струнами". Типичное поведение слабаков. Этот вектор избрали многие (и зря!), но не Gibson, следящие за развитием музыкальных тенденций. Было принято решение срочно разработать собственную цельнокорпусную гитару. Тут-то они и вспомнили того странного парня и его палку со звукоснимателями, с которой тот однажды появился на пороге в 40-х.
Надо заметить, что, пока Gibson обслуживали оборонку, "тот странный парень", на пару с женой, певицей Мэри Форд (Mary Ford ), уже превратился в звезду национального масштаба с собственным телешоу, снимавшемся несколько лет в его доме. Лес Пол охотно откликнулся на их предложение, заявив: "Вы слишком отстаёте от времени, парни. Но, приступим! ". Они заключили сделку, обсудили спецификации конструкции новой гитары и сразу приступили к разработке. Gibson поймали двух зайцев: Лес Пол был не только главным консультантом, но и "живой рекламой" новой гитары, получая процент от продажи каждого инструмента. По контракту, он терял всю прибыль, если хоть раз появился бы с какой-либо другой гитарой в руках, его даже попросили поменять табличку с его Epiphone на Gibson, пока в 52-м первый позолоченный Gibson Les Pol не увидел свет. Однако стремление к индивидуальности поначалу сыграло плохую роль. Желая всё сделать по-своему, Gibson соорудили такого монстра, которого пришлось почти полностью переделывать: "Не знаю, сколько нужно было совершить ошибок, чтоб на гитаре невозможно было играть" - говорил Лес Пол. Даже их фирменная выпуклая дека (теперь уже обусловленная просто наличием специального станка и отсутствием его у конкурентов) раздражает придирчивого Пола. Лишь спустя почти год свет увидел более пригодный для игры инструмент.
Несмотря на то, что Gibson старались во многом соответствовать идеям Леса, вплоть до специально изготовленных для него гитар с плоским верхом, Лес постоянно самостоятельно переделывает и модифицирует присылаемые гитары. Его дотошность приводит к тому, что он отказывается ставить своё имя на новых моделях SG, ему не нравились обточенные рога (SG была двурогой гитарой), тонкий гриф, смещение звукоснимателя: "Слишком мало древесины" - говорил Пол. Тем временем дальновидный и внимательный к мелочам Лео Фендер шагал далеко впереди. Он медленно, но верно разрабатывал новые модели, в них он осуществлял все свои новаторские идеи, которых у него всегда было в избытке. Это была настоящая череда революций в гитаростроении. Точность настройки, баланс звучания и чистота звука, удобство исполнения – все параметры он постоянно приближал к идеалу. Всякое его изобретение выводило гитаристов на новые высоты. Ему же принадлежит идея электро-баса, инструмент, не только спасший звучание ансамблей (электрогитары попросту заглушали звук контрабаса), но и вовсе изменивший форму и содержание музыки. Фирме Gibson оставалось только успевать за темпами Fender и продолжать искать собственное лицо. Это стремление видно невооружённым взглядом, достаточно зрительно сравнить любые гитары Gibson и Fender того времени: первые придерживаются "симметричных" решений. Звуковые характеристики этих брэндов тоже имеют ощутимые различия: Gibson звучат глубоко и "мясисто", в то время как Fender знаменит своим "стеклом" - лёгким и прозрачным звуком. Эту разницу очень любят многие музыканты, ведь такое сочетание прекрасно сказывается на звучании ансамбля. А из чего же складывается это самый "звук" инструмента? Чтоб получить наиболее полную картинку, спросим всех участников производства и, конечно же, исполнителей...
"Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки"?
И опять столкнёмся с привычной ситуацией: всяк кулик своё болото хвалит. Гитарные мастера скажут, что главное, это качественно подобранная, высушенная и обработанная древесина. Правильное дерево, как хорошее вино, с годами звучит всё лучше и лучше, именно древесина во многом влияет на характер колебания струн. Электрики говорят, что основная нагрузка лежит на звукоснимателях, ведь именно они ловят и передают нюансы этих самых колебаний, и с годами, как ни странно, тоже меняют характер звука в зависимости от особенностей звукоизвлечения, многие из "богов гитары", типа Стива Вая (Steve Vai), могут сколько угодно менять гитары, но обязательно будут ставить на них свои старые звукосниматели. В то же время, ни самое лучшее дерево, ни самые точно рассчитанные звукосниматели не в силах исправить плохого качества струн, справедливо считают и те и другие (а я, как исполнитель, позволю себе поставить струны на первое место по важности в цепочке компонентов звучания). То был самый напряжённый и богатый на перемены период в истории гитары. Производители добились своего – продажи росли, годовые доходы в середине 60-х исчислялись миллионами долларов. Это повлияло на лицо музыки: "ударник, ритм, соло и бас" - вот самая популярная схема музыкального коллектива с тех пор. И мода больше не имеет прежнего влияния на этот расклад, даже всплеск электронной музыки в 80-90-хх, когда многие пророчили забвение живому звучанию, никак не повлияли на прочные позиции гитары. Инструмент состоялся как в культурном, так и в техническом смысле.
Заинтересованные в продажах производители увеличили корпус, а подоспевшие к тому времени технологии позволили изготавливать металлические струны. Всё это сделало звук громким, глубоким и ярким, но классическая конструкция не выдерживала мощного натяжения новых струн и верхняя дека фактически убивалась. Это стало серьёзной проблемой, решать которую за счёт увеличения толщины деки не было никакого смысла – гасилась вибрация, а с ней и громкость, ставшая в то время решающей.
Спасением стало знаковое изобретение фирмы Martin
- крестообразное крепление пружин верхней деки, которое усилило её, позволяя при этом свободно вибрировать. Это разделило гитары на классическую разновидность (единственным серьёзным изменением для которой стал лишь материал для струн – их стали изготавливать не из жил, а из синтетики), и фолк-вестерн-гитару, которая может отличаться по форме (флэт-топ - "приталенный" вариант, и дрэдноут – более "прямоугольной" формы), но всегда будет иметь скрытую особенность – крестообразные пружины.
1. Новая гитара должна быть простой в производстве, работе и ремонте – это положение вышло из его опыта работы в ремонтной мастерской, ему постоянно приходилось сталкиваться с чужими проблемами, уже тогда он находил варианты конструкции, вообще не нуждающиеся в сервисе. Его новая гитара должна быть МАКСИМАЛЬНО ПРОСТОЙ И ПРАКТИЧНОЙ.
2. Иметь сплошной корпус – главным образом для облегчения изготовления и устранения звукового эффекта обратной связи, который тогда рассматривался исключительно как проблема, никакого трюка в этом никто не видел.
3. Съёмный гриф – что облегчало сервисное обслуживание инструмента
4. Звукосниматель с раздельными полюсами – Лео хотел сохранить в своей новой гитаре сбалансированное звучание стил-гитар; ему так же пришла в голову конструкция с раздельными магнитными сердечниками: каждой струне свой магнит - так, по его мнению, ноты не наслаивались друг на друга и в аккорде звучали отчётливо.
5. Полностью регулируемый бридж – что обеспечивало неслыханную по тем временам точность настройки инструмента.
Звукоинженеры будут рассказывать об усилителях и динамиках, которые преобразуют электрический сигнал в звуковые волны. "Руки! Руки и голова – вот главный источник звука" - скажут опытные музыканты. Все будут по-своему правы. И все вместе будут биться над тем, чтоб искать собственный, неповторимый, а главное, узнаваемый звук. И это станет главным вектором развития гитаростроения после всех конструктивных революций первой и начала второй половины прошлого века.
По-настоящему серьёзных изменений в электрогитаре возникнуть и не могло, настолько конструкция, предложенная Лео Фендером, оказалась идеальной. До сих пор подавляющее большинство фирм-производителей строго придерживаются стандартов, заложенных в середине прошлого века, а многие и попросту выпускают копии тех гитар по лицензии. Инструменты тех времён стали коллекционной редкостью, их стоимость порой равна стоимости хорошего автомобиля, а большинство профессиональных музыкантов ни за что не хотят изменять звучанию своих любимых Gibson, Fender, Jazz Bass, Preccision – эти слова уже стали синонимами канонов гитарного саунда, а сама гитара превратилась в символ свободы духа...
...Хотя закончить можно было уже на Фрейде – тоже хороший символ, убедительный, надёжный и жизнеутверждающий!
1940 – Фрэнк Винсент Заппа - американский композитор, певец, гитарист, сатирик и режиссер - родился в Балтиморе. За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа выпустил более 60 альбомо - сольных и в составе своей группы The Mothers of Invention. Лауреат премии Grammy »»
1946 – Родился Карл Уилсон - один из основателей серф-группы Beach Boys »»
Steve ALLEN (1921)
Frank ZAPPA (1940)
Carla THOMAS (1942)
Reinhard MEY (1942)
Walter WASHINGTON (1943)
Albert LEE (1943)
Martin BELMONT (1948)
Betty WRIGHT (1953)
Алексей РЫБИН (1960)